Мой любимый киноактер

Когда заходит речь о кино, мне сразу же вспоминается босоногое детство и поселок с красивым названием – Золотая Гора.
Тридцатые годы прошлого столетия. Это было время бурного вторжения в жизнь людей патефонов, велосипедов, радио и, конечно же – кино. Стационарного кино на нашем прииске в ту пору не было, а три или четыре раза в месяц к нам из райцентра наведывалась кинопередвижка. Сообщать о её приезде не было никакой необходимости: уже через полчаса все в поселке знали, что сегодня вечером в клубе будет демонстрироваться фильм. Кино у людей всегда отождествлялось с праздником, а личность киномеханика – с магом и волшебником.
В клуб народ собирался задолго до начала фильма: занять хорошее место, сыграть в бильярд, шахматы, обменяться последними новостями. Фильмы демонстрировались всегда в переполненном зале, а мы, ребятня, обычно усаживались у экрана – на полу.
Но вот зажигался экран, и начиналось чудодейство. Мы жили вместе с героями фильмов: мчались на быстрых конях вместе с Чапаевым и Буденным, спускались в угольные шахты с героями «Большой жизни», садились на тракторы с Назаром Думой и Климом Ярко. А на следующий день горячо обсуждали каждый фильм.
С тех пор прошло много времени. Мы, ребятишки тех далеких лет, учились, работали, стали пенсионерами. Но навсегда в наших сердцах остались любимые киногерои, те, кому мы во многом обязаны всем лучшим, что в нас есть. Любимых киноактеров у каждого из нас было много: это и Борис Андреев, и Николай Крючков, и Марина Ладынина… Но самым популярным в те годы все же был Петр Алейников. В кинематографе он прожил не долго, но – блистательно. А жизнь его можно считать и счастливой, и трагической.
…Родился Петр Алейников в маленькой белорусской деревушке Кривель, Могилёвской области. Отец умер, когда Пете было всего пять лет. Мать и трое детей остались без кормильца. В семью пришла нужда, голод, нищета. И наступил момент, когда мать, обливаясь слезами, положила детям в нищенские торбы по паре картофелин и отправила их скитаться по миру. Наступили годы бродяжничества, детдомовщины. Но, несмотря на все житейские невзгоды, он сумел все же окончить и десять классов, и Ленинградский институт сценических искусств.
Свою первую роль Петр Алейников сыграл в фильме «Встречный». А затем был фильм «Крестьяне». После этих ролей он остался незамеченным кинозрителями. Но зато следующая его роль поваренка Петьки Молибога в фильме «Семеро смелых» сделала его сразу же популярным: этого веселого, озорного и отважного паренька в считанные дни узнала и полюбила вся страна.
Но а уж когда он сыграл роль Вани Курского в «Большой жизни» и Савку в «Трактористах» - Петр Алейников стал знаменитым. Его замечательный куплет, в сопровождении его же танца, надолго заполнился кинозрителям – если не навсегда:
«Здравствуй, милая моя,
Я тебя дождалси.
Ты пришла – меня нашла –
А я растерялси.
Герои его фильмов были так же достоверны, как и достоверна сама жизнь. Кепчонка, сбитая на затылок, отложной воротник футболки, или тельняшка, перемазанная мазутом, ноги в разбитых ботинках, готовые кажется сами собой вот-вот пуститься в дробный перепляс. Была жадность к добру, веселью, дурачеству, озорству. Это был человек светлой и чистой души.
Для того, чтобы достоверно сыграть членов тракторной бригады, Алейников с Андреевым накануне съемок фильма «Трактористы» научились водить трактор, поработали механизаторами в совхозе. А чтобы сыграть роль повара, Петя брал уроки у известного кулинара. Когда к концу занятий он выучился лихо, одним махом переворачивать на шипящей сковородке десяток оладий, старый повар грустно заметил:
– Эх, ты мог бы человеком стать, а все в артисты какие-то метишь…
В «Большой жизни» он играет роль развеселого, удалого, молодого, красивого Вани Курского. Хорошие друзья, веселые попойки, гармонь или гитара. И задорная, залихватская песенка:
Объявляется народу,
Всех хотим мы удивить:
И не водку, и не пиво –
Только воду будем пить.
И после этого фильма Петра Алейникова народ стал называть Ваней Курским.
В 1947 году он великолепно сыграл роль Пушкина в фильме «Глинка». Но Сталин, просмотрев этот фильм, сказал: «Ваня Курской не должен играть Пушкина». И фильм был предан забвению. А ярые критики, вторя вождю, разнесли алейниковского Пушкина в пух и прах.
…Но, к сожалению, Петр Алейников страдал распространенным на Руси недугом – алкоголизмом. Со своими друзьями Борисом Андреевым и Николаем Крючковым он много выпил водки. Да и каждый почитатель его таланта очень желал со своим кумиром распить бутылочку. Режиссеры стали бояться приглашать его на фильмы, опасаясь очередного пьяного загула. И он стал невостребованным. Но а потом начались болезни. Жизненные силы стали покидать этого крепкого и жизнерадостного человека.
Но незадолго до смерти судьба все - же подарила ему радость новой работы на съемочной площадке. Режиссер Булат Мансуров предложил ему роль заправщика Марютина в фильме «Утоление жажды». В фильме вместе с ним снимались его дети – Тарас и Арина. Это была последняя роль великого киноактера – постаревшего и тяжелобольного.
Умер Петр Алейников на 51 году жизни – в 1965 году. И встал вопрос, на каком кладбище его похоронить. Большие чиновники решили, чтобы он покоился на Ваганьковском кладбище. Но в дело вмешался лучший друг Петра Алейникова Борис Андреев, который пришел в один из высоких кабинетов и потребовал, чтобы великого актера похоронили на престижном Новодевичьем кладбище.
-Так ведь не положено – ответили ему начальники, - на Новодевичьем все места давно уже распределены.
-И мое место тоже там? – спросил Андреев.
-Конечно, - ответили ему чиновники, - вы же заслуженный артист.
- Тогда похороните на моем месте Петю, а мне сойдет и место поскромнее, - сказал Андреев.
Чиновники так и поступили.
Но когда в 1982 году умер Борис Андреев, начальники не забыли тот разговор и похоронили его на Ваганьевском кладбище.
Я дважды бывал на Новодевичьем кладбище, последний раз – в начале 90-х годов. И оба раза видел, что могила великого русского актера запущена и на ней нет никакого памятника: на холмике, обложенным дерном, стояла пожелтевшая старая фотография. А ведь он был истинным Народным Артистом, хотя никогда не имел ни званий, ни наград. И, не смотря на это, его имя – самое яркое и звонкое в нашем кинематографе.
…Молодое поколение, конечно же, не знает ничего о Петре Алейникове. Зато люди старшего возраста очень хорошо помнят этого веселого и обаятельного киноактера.


Рецензии