Крюков канал и его окрестности. Часть 2

            Почти одновременно с устройством набережных и облицовочными работами на Крюковом канале началось строительство мостов  –  предмета вдохновения многих поколений художников, поэтов и писателей.
            Первые мосты через канал были деревянными,  поставленными на сваи.  Некоторые из них имели даже разводные пролёты в виде поднимающихся крыльев с противовесами (ведь основным назначением  канала в то время было доставка по воде различных грузов в город). Безусловно, мосты Крюкова канала со временем стали настоящим украшением петербургской Коломны и значительно облегчили жизнь горожан.  Освоение района началось после закладки Петром Первым летнего дворца для своей жены Екатерины  –  Екатерингофа  –  и прокладки к нему первой дороги, впоследствии превратившейся в Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова).  Массовое заселение Коломны произошло в 1730-х годах. Первоначальная застройка была деревянной,  но уже в 1761 году императрица Елизавета Петровна предписывает строить между Мойкой и Фонтанкой каменные строения.
            По мере заселения Коломны,  понадобились постоянные переправы. Почти все современные мосты  через   Крюков  канал  были  построены  в  1784-1786 годах. Один из самых первых мостов  –  Кашин мост.      
         
            Кашин мост

            Кашин мост перекинут через канал по проспекту Римского-Корсакова,  соединяя Коломенский и Казанский острова. Временная, некапитальная переправа для проезда по Екатерингофской дороге появилась здесь,  предположительно,  ещё в первой половине XVIII века. Постоянный мост с деревянными пролётными строениями был построен в 1783-1787 годах.  Средний пролёт был разводным,  боковые  –  балочные.
            Первую реконструкцию Кашин мост пережил в 1839-1840 годах.   С тех пор он перестал быть разводным. Реконструкцию выполнили по одному проекту с остальными переправами, перекинутыми через  Крюков  канал.  Мост стал трёхпролётным  на  опорах из бутовой кладки,  облицованных гранитом.  В  1863  году  мост капитально отремонтировали,  сохранив внешний вид. Однако  не то инженеры допустили просчёты,  не то подвела заболоченная почва, но со временем тяжёлые каменные опоры просели и начали «тонуть» в канале.
           Вследствие разрушения каменной кладки и гранитной облицовки,  а также прилегающей к мосту стенки гранитной набережной,  в 1932 году по проекту инженеров О. Е. Бугаевой, Ф. К. Кузнецова  и  архитектора  К. М. Дмитриева  Кашин мост был перестроен. Он превратился в однопролётное, со сплошным железобетонным сводом мостовое строение,  утратив исторический вид.  Современный Кашин мост предназначен для движения автомобильного транспорта и пешеходов через Крюков канал.  Проезжая часть моста включает в себя две полосы для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров выполнено из асфальтобетона. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным паребриком. Перильные ограждения металлические, простого рисунка.  Длина моста составляет  23,8  метра,  ширина  –  16 метров.
           Известно,  что  у  моста  было несколько названий.  Поначалу мост назывался Николаевским,  но  вскоре его переименовали в  Никольский (с 1789 года) по  расположенному  рядом Никольскому морскому собору.  Забавно, но название перекочевало от одного моста к другому: так теперь называется следующий вниз по течению канала Старо-Никольский мост.  А этот сменил ещё одно название  –  Екатерингофский  (по названию проспекта)  прежде,  чем стать Кашиным. Нынешнее название моста существует с 1795 года и связано с фамилией владелицы соседнего дома и находившемуся неподалёку питейному заведению той же богатой мещанки Кашиной.
            С моста открывается прекрасный вид на Свято-Исидоровскую церковь эстонского православного братства,  построенную  в русско-византийском стиле,  и панораму Крюкова канала, над которым возвышается колокольня Никольского морского собора.
            Неподалёку от Кашина моста расположен импозантный шестиэтажный «чёрный дом» с атлантами (набережная Крюкова канала,  14),  известный также как доходный дом «шоколадного короля» Р. Г. Веге.  Здесь рядом жил композитор Модест Мусоргский,  который любил  говорить: «Мой адрес  –  Питер  –  Кашин мост».
            Кашин мост упоминается в произведении Александра Сергеевича Грибоедова  «Частные случаи петербургского наводнения» (1824 г.).  «Свирепые ветры дули прямо по протяжению улицы, порывом коих скоро воздымается бурная река.  Она  мгновенно мелким дождем прыщет в воздухе, и выше растет, и быстрее мчится.  Между тем в людях мертвое молчание;  конопать и двойные рамы не допускают слышать дальних отголосков, а вблизи ни одного звука ежедневного человеческого; ни одна лодка не появилась, чтобы воскресить упадшую надежду.  Первая  –  гобвахта  какая-то,  сорванная с места, пронеслась к Кашину мосту,  который тоже был сломлен и опрокинут;  лошадь с дрожками долго боролась со смертию,  наконец,  уступила напору и увлечена была из виду вон;  потом поплыли беспрерывно связи, отломки от строений, дрова, бревна и доски – от судов ли разбитых, от домов ли разрушенных,  различить было невозможно».
            Несмотря на то,  что современный Кашин мост не является объектом культурного наследия,  он,  тем не менее,  вызывает интерес,  будучи  частью  знаменитого  Семимостья  на  пересечении Крюкова  канала  и  канала  Грибоедова.


Фото с сайта Fotopitera.ru


Рецензии