Размышления о футуризме - рецензия на книгу С. Лем

Книги о прошлом и будущем волнуют умы, заставляя душу вибрировать в нетерпении, вызывая волны воображения и открывая просторы фантазии. О настоящем говорится мало. Настоящее – зачастую ненастоящее, а воображаемое, именно об этом и писал Станислав Лем.

«Футурологический конгресс», одно из самых известных произведений польского фантаста, легло в основу всеми любимой трилогии «Матрица», вдохновив ее создателей. По мере прочтения фантастического романа возникают невольные сомнения в подлинности реальности. Господство фармакологии, обилие психотропных препаратов заточило души людей, застив взоры абсолютно всех, топчущихся в радужных очках на перенаселенной планете. Книги больше не нужны – зачем печатать, когда проще выпить чудо-эликсир, усвоив, таким образом, целое произведение всего за несколько секунд. Даже не усвоить, а, скорее, проглотить.  Проглотить, понимаете?..
Действительно, блестящая и манящая перспектива, предел мечтаний «человека спешащего». Но, где жизнь?.. Произведение не прожито и не пережито, но пронесено через душу, как хрупкая драгоценность, не выношено, не проверено временем. Перспектива, глянцевая и столь многообещающая, но, в конечном итоге, ведущая в никуда.
Человек наполняет свою голову информацией, стремясь идти в ногу со временем, но теряет сердце. В произведение любого плана вкладывается душа, привносятся эмоции и переживания. Стихотворение без души мертво и неподвижно, а проза – скудна и уныла.

Лишь главному герою, одному из немногих, удается усомниться в подлинности реальности. Он принимает микстуру, являющуюся противоядием от распыляемых в воздухе и растворяемых в воде «психотропах», баюкающих массы в сладких сновидческих иллюзиях. Противоядие вмиг материализует все опасения и страхи главного героя, футуролога Ийона Тихого, срывая одну кажимость за другой, устраняя туман перед глазами. Узнаваемая игра слов – характерный почерк Лема, скачки по уровням реальности, ищущий и сомневающийся герой, оттенки мрачной безысходности порождают цельную и гармоничную картину, пугающую такой нереалистичной реальностью.
Произведение способно от души напугать тогда, когда как нельзя точно отражает, совпадает с безрадостными прогнозами относительно будущего человечества.  Настоящее тускнеет под тяжелым облаком будущего. В то время, как технология берет вверх, отмирает язык.  Люди – все меньше люди, и все больше – тела. Глаза судорожно считают все вокруг, время истекает,  привычные фоновые шумы - бесконечные потоки информации, не дают остановиться и подумать. Люди разучились делиться, ведь, куда проще – просто транслировать, не вкладывая душу. Так умирает язык, и теряются ключи от человеческих сердец.

Такие романы нужны читателю, нужны обществу. Антиутопии призывают задуматься и приблизиться к пониманию того бесконечно важного – но, на удивление, такого простого, жизненного, человеческого.


Рецензии