Дьявол кроется в мелочах

Дьявол кроется в мелочах.
Юрий Солей
27.07.2017


     Говорят,  "дьявол кроется в мелочах". Справедливость этого странного утверждения я вдруг понял, вспомнив и сопоставив случаи из своего детства.

     В детстве у меня было всегда много хороших приятелей, но друг всегда был один.

     Мы были вместе всё время и часто даже ночевали друг у друга. И это продолжалось годами, пока он или я не уезжали со своими родителями в другой город.

     И после этого мы как-то пытались общаться, встречаться. И каждая наша встреча была, как праздник. Ведь раньше не было мобильников вообще, да и обычных телефонов у нас не было.
 
     Таких настоящих друзей у меня в разные периоды времени было всего три. Самый первый - Толя С.

     Последний раз я видел его, когда приезжал на побывку из армии.  Я зашел к нему просто повидаться и узнать, как у него дела.

     Он был на пару лет старше меня, но в армии почему-то не служил. Он рассказал мне, что работает начальником цеха и учится на заочном в институте. И еще рассказал, что недавно попал в автомобильную аварию, в которой кто-то даже погиб. Он был за рулем, но сам никаких повреждений не получил. По секрету он рассказал мне, что виноват в аварии он, хотя сочли виновным погибшего. Видно было по нему, что он до сих пор переживает по этому поводу.

     С тех пор наши пути разошлись, живем мы в разных странах и потеряли связь друг с другом.

     Но я всегда помню о нем и благодарен ему за те годы верной дружбы.

     Как-то однажды ночью мне не спалось и разные воспоминания лезли в голову. И тогда я вспомнил, что Толя в детстве был виновником еще одной нелепой смерти нашего товарища.

     Этот трагический случай произошел, когда мы еще не были закадычными друзьями. Мы были просто знакомыми. Он жил в другом доме и водился с ватагой пацанов со своего двора. Мы пересекались изредка, но никогда не дрались с этой ватагой, хотя это было для нас обычным делом.

    Однажды мы с ребятами с нашего двора, весело болтая, шли купаться на пруд. Навстречу нам почти бегом промчалась та самая ватага, и среди них был Толя.

     По мокрым волосам и штанам, которые промокли от трусов, нам было понятно, что они идут с пруда. Кто-то из нас поинтересовался, как водичка, но в ответ на ходу прозвучала фраза: "Юрка К. утонул".

    Это известие поразило нас, так как мы знали Юру К. Это был мальчишка с их двора. Он имел очень задиристый характер.

     Мы, как по команде, остановились, так как хотели выяснить подробности, но пацаны молча промчались мимо нас. Мы проводили их глазами, переглянулись и,  уже молча, почти бегом, направились к озеру.

     Мы уже подходили к озеру, как нас обогнал мотоцикл, на заднем сидении которого сидела мать Юры К. Она громко вопила и причитала. Когда подошли к пруду, увидели небольшую группу людей, которые окружили тело Юрки, лежащее на земле. Его мать сильно плакала и что-то кричала над ним. Мы издали посмотрели и пошли домой.

     Прошло ещё какое-то время, и как-то получилось, что мы стали закадычными друзьями с Толей. Друзьями, которых, как говорится, "водой не разольешь".  Мы доверяли друг другу свои самые сокровенные тайны. А такие уже появились у каждого из нас.

    И вот однажды мы ночевали на сеновале в Толином сарае, и болтали "о том - о сём". Разговор зашел про тот случай со смертью Юры К. Толя вдруг рассказал мне свою страшную тайну. Оказалось, что в тот роковой день они всей компанией поссорились с Юрой и начали кидать в него камнями. Причем именно тогда, когда он был в воде.

    Как им сошло с рук это дикое преступление, я не знаю. Но никто не понёс наказание за смерть Юры.

    Страшная тайна, которую поведал мне Толя, состояла в том, что это именно его камень попал в голову Юре. Именно от удара его камня он утонул. Камни кидали большинство пацанов из той группы, поэтому я спросил:
 - Почему ты уверен, что именно ты попал? Может попал кто-то другой.

    На это он мне ответил, что полёт своего камня он видел от броска и до попадания. И он чётко видел, что именно после того, как  его камень попал в голову Юры, голова его скрылась под водой.

    С тех самых пор я никому не рассказывал об этом - это стало и моей тайной. Но теперь, вдруг, я вспомнил еще один маленький эпизод из нашего детства, которому я не придавал никакого значения. Но этот маленький случай теперь кажется мне ключевым. В моей голове, вдруг,  сложился тот пазл, и мне стало понятно, почему Толя явился причиной смерти двух человек.

    Мы катались на велосипедах и, дурачась, начали проверять, у кого крепче нервы.Это были наши обычные игры. Каждая игра для нас была маленьким соревнованием и испытанием. Испытанием и тренировкой силы, выносливости, смелости, ловкости и чего угодно. Эти игры иногда даром не проходили и теперь, когда мне за шестьдесят, те падения и прыжки с большой высоты напоминают мне о себе ноющими болями.

    Та игра состояла в том, что один из нас стоит на месте, а второй наезжает на него на велосипеде. И выходило так, что я всё время отворачивал велосипед и не мог наехать на Толю. А он стоял и не убегал. А когда мы менялись местами, опять я не выдерживал и сам отбегал от его велосипеда, а Толя ехал на меня очень быстро, не сворачивая. Причем, я точно знал, что если я не отбегу в последний момент, то Толя на меня наедет. Меня тогда это расстраивало, так как выходило, у меня нервы не такие крепкие, как у Толи. И я ничего не мог с этим поделать. Мне каждый раз приходилось самому отскакивать или сворачивать.

    Но теперь я вдруг понял, что на самом деле, это был тест не только у кого нервы крепче, но и тест, кто готов бездумно причинить не только боль другому человеку, но и, возможно, смерть. И не важно, что явится причиной смерти: брошенный камень, наезд велосипеда, автомобиля или еще какая-то преступная халатность. Важно, что источником этой преступной халатности, является какая-то скрытая черта характера Толи С.

    Вроде незначительная черта характера. Никто про неё и не знает, включая самого Толю С.

    И таких людей вокруг нас немало. Для примера, ещё один совсем недавний случай. Выхожу утром из своего дома и вижу около соседнего подъезда валяется мусор, пара целых кирпичей и много кусков разбитого кирпича поменьше. Спрашиваю соседа-инвалида, сидящего на лавочке, откуда это. Он объяснил, что вчера вечером рабочий скинул с крыши. Рабочий делал ремонт крыши и вент.каналов нашего многоэтажного дома и кирпичный мусор просто скидывал без всякого предупреждения и ограждения опасной территории. Сосед-инвалид в это время сидел на лавочке и едва успел ушкондыбать на костылях с того места.

    Думаю, что эта черта характера лечится не просто.  Ho носитель её должен знать о ней. Думаю, что это явление людской психики еще ждёт своих исследователей. То есть каждого человека можно и нужно проверить простыми тестами и выдать ему рекомендации по поведению и выбору работы.

   "Дьявол кроется в мелочах" и своего "личного дьявола" мы должны вовремя распознать по мелочам. И задвинуть его как можно дальше.

    Все имена в этой истории изменены и все совпадения случайны.


    
Дьявол кроется в мелочах.
Юрий Солей
27.07.2017


Рецензии