13-ая книга Соприкосновение

О жизни в четырех строках...

Сегодня в моде длинные романы, написанные в десяти томах. В них авторы из главы в главу переливают из пустого в порожнее одни и те же мысли, пережевывают идеи, похожие друг на друга, как сестры-близнецы, вновь и вновь вдалбливают в сознание читателей избитые истины. Многие привыкли считать, что талант писателя определяется длиною его произведения, и лишь в сотой главе можно отдаленно приблизиться к основной сути любой проблемы, которая легла в основу книги. Однако еще Антон Павлович Чехов сказал, что «краткость – сестра таланта». Современная поэтесса Анна Скворцова, презрев сиюминутную моду на сериалы, решила на практике доказать истинность утверждения великого классика и написала сборник стихотворений «Соприкосновение», который состоит из произведений длиною в четыре строчки.
Что можно сказать в одном четверостишии? Какую мысль изложить? Как достучаться до сердца и разума своего читателя, не имея в запасе тысячи страниц, скрупулезно напечатанных восьмым шрифтом? Именно такие вопросы возникнут у современных обывателей, не привыкших к остроте мысли, меткому слову и точности выражений. Едва начав знакомиться с произведениями Анны Скворцовой, понимаешь, что столь малого объема вполне достаточно, чтобы раскрыть душу, поговорить на вечные темы, поразмышлять о любви, дружбе, Боге, науке, философии и психологии, поднять злободневные проблемы, дать совет читателю и научить его чему-то важному, совершенно не-обходимому в повседневной жизни, но позабытому в бесконечной суете стремящейся в неведомые дали современности.
Книга «Соприкосновение» разбита на отдельные тематические разделы, в каждом из которых можно найти стихотворения, разные по атмосфере, настрою, посылу. Много внимания Анна Скворцова уделяет религии и вере, которая живет в ее душе. Такие произведения кажутся возвышенными, воздушными. Они рождают воспоминание о голубом куполе небес, облаках, неспешно уплывающих вдаль, о колокольном звоне, одним дарующем радость надежды, другим напоминающем о дне Страшного суда и расплате за грехи:

«Душа общенья с Богом ищет.
Оно в Евангелии есть.
Бес, как всегда прельщая, рыщет,
Но Бог рассеивает месть».

Поэтесса обращается к Господу и к Святым, прося у них не земных благ, а покоя, здоровья, умиротворения и смирения:

«Царица Неба, Матерь Божья,
Молю тебя, мне помоги,
Быть может, я на бездорожье,
У Бога милость испроси»
Она радеет не только за себя, но и за своих близких, которых любит всей душой:

«И детям дай, Господь,
Коль это в твоей власти,
Здоровый дух и плоть
С любовью и на счастье»,

а также за весь мир, сгорающий ныне в горниле ненависти, недоверия, страстей, противоречивых идеалов и двойных стандартов:

«Прошу я часто Чудотворца:
– Святой Угодник Николай,
Туши огонь у южных горцев,
Покой от драк для жизни дай».

Причудливым образом в сознании и творчестве Анны Скворцовой религия переплетается с наукой. Подобное сочетание еще несколько столетий назад могло бы показаться кощунственным, но в условиях современных реалий оно отражает наиболее полную, целостную картину мира, в котором духовное и материальное являются двумя сторонами одной медали, не отрицающими друг друга, но гармонично дополняющими:

«Трёхмерное пространство дал Триединый Бог.
И Мира всё убранство лежит средь трёх дорог:
Одна длиной зовётся, другая – ширина.
А та, что в небо рвётся, для жизни – высота».

Поэтесса отдает дань церковным праздникам и Святым:

«Илия, Святой Пророк,
Зорко смотрит на восток.
Небо лётчикам хранит,
Чтоб не прятались в гранит»,

не забывая при этом о праздниках светских:

«В женский день 8 Марта
К нам весна стучится в душу.
От весёлого азарта
Радость льётся вся наружу»,

что можно назвать еще одним интересным парадоксом сложной и многогранной натуры Анны Скворцовой, нашедшей отражение в ее творениях.Всего в четырех коротких строчках поэтесса умудряется высказать свое отношение к глобальным проблемам, которые заставляют политиков, телеведущих и тысячи людей самых разных профессий вступать в многочасовые дебаты в надежде доходчиво объяснить свою точку зрения:

«Только скорость и прогресс,
Где смертельный интерес,
Экологию забыли
И природу задушили».

Трогательно и проникновенно Анна Скворцова говорит о чувствах, изливая на бумагу нежность своей души:

«– Не теряй меня, родная.
– Ближе будь ко мне, родной.
– Жизнь простит нас, дорогая.
– Верю в это дорогой».

О дружбе, которую в своем творчестве воспел бессмертный
Александр Дюма:

«В жизни мы не расстаёмся.
Классом дружим до сих пор.
А в душе все остаёмся
На вершине школьных гор».

О красотах русской природы и своей огромной любви к Родине:

«Я не кричу о том, что Родину люблю.
Но бережно притом рассвет в душе храню.
Весенний аромат и волжскую волну.
В морозный день закат и снега белизну».

Присущ творчеству Анны Скворцовой юмор, который временами превращается в иронию. Легкими четверостишиями, немного напоминающими народные частушки по своей стилистике, поэтесса одновременно развлекает читателя и метко, остроумно декларирует важные мысли, в которых одни увидят лишь шутку, а другие – повод задуматься:

«Ой, поверьте, я не трус,
Но гулять один боюсь.
Вдруг появится злодей,
Да ещё меня сильней».

Или:

«Щедрость матушки России
Знают в мире все давно.
Если майку попросили,
Отдаём к ней и пальто».

А чтобы современнику, привыкшему к новомодным словечкам, творения поэтессы, частенько противоречащие брендовым нормам морали и поведения, стали ближе, она, не опасаясь критики и насмешек, использует лексикон, которым пользуется молодежь двадцать первого века:

«Душа и сердце без обмана
Глазам подарят блеск огня,
Когда любовь без лжи и спама
Закружит ласточкой средь дня».

Возвышенная и приземленная, одухотворенная и материалистичная, серьезная и ироничная, осуждающая и утешающая, обличающая и дающая совет поэзия Анны Скворцовой не оставит равнодушным человека, готового выслушать чужое мнение, проанализировать его и, возможно, принять, проникнувшись вечными истинами и ценностями, существующими вне времени и моды.

Член Союза писателей России,
директор литературного агентства «Новые имена»
Суховейко Ирина Игоревна


Рецензии