Статья о творчеств Софокла

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

(496 – 406 гг. до н. э.)
Софокл – драматург-трагик древней Греции. Родился в местечке Колоне близ Афин в 496 г.; сын Софилла, владельца мастерской. Еще, будучи молодым человеком, он завоевывал награды в музыкальных и легкоатлетических состязаниях. После битвы под Саламином руководил хором юношей, исполнявшим пеан в честь победы. В 443 году был одним из казначеев Афинского Морского Союза. Дважды был стратегом (вместе с Периклом). Поддерживал близкие отношения с Периклом, Геродотом. Сыграл важную роль в ведении в Афинах культа Асклепия, за что после смерти сам был провозглашен героем, под именем Дексиона.
  Впервые Софокл выступил в трагическом представлении в 468 г. и одержал победу над Эсхилом. Он написал свыше 120 драм, из которых 20 получили первые награды. Сюжеты своих драм он брал из мифологических циклов: троянского, фиванского, циклов об Атридах и о Геракле. Полностью сохранилось 7 трагедий, а на папирусе – значительная часть сатировой драмы «Преследователи», в драматической форме передающей содержание гомерова гимна о младенце Гермесе, изобретателе лиры. Осталось также несколько сотен фрагментов из погибших пьес. «Аякс» - драма, которую считают самой ранней из сохранившихся трагедий, представляет историю самоубийства героя, который почувствовал себя оскорбленным своими товарищами по оружию, присудивших оружие Ахилла не ему, а Одиссею. Здесь выступает типичный для воззрений Софокла мотив бессилия человека перед судьбой, которой можно лишь подчиниться.
В 442г. до н. э. была поставлена одна из знаменитейших трагедий Софокла - «Антигона», которая противопоставляет древние неписаные законы тем, что предписывает людям государство. Вопреки запрету правителя Фив Креонта, Антигона, дочь Эдипа, хоронит своего брата Полиника, который погиб, сражаясь против собственной родины. Замурованная живьем, она кончает жизнь самоубийством, в то время как Креонт  приказывает освободить ее. Одна из интереснейших сцен в этом произведении – спор Креонта и Антигоны, противопоставляющих друг другу свои позиции, в ходе которого героиня произносит известные слова: «Я рождена любить – не ненавидеть».
В 430 году до н. э. была поставлена пьеса «Эдип   царь», которая тоже является трагедией рока, показывающей бессилие человека перед волей богов. Эдип, сделавший все, чтобы избежать предсказанного ему оракулом Аполлона преступления, в поисках средства помочь охваченному эпидемией государству, сам того не подозревая, шаг за шагом идет к страшной правде – он узнает, что является не только убийцей Лая, своего отца, но и живет в преступном союзе с собственной матерью.
«Электра», поставленная в 415 г. до н. э. поднимает тему матереубийства, которую до того затронул Эсхил  в «Плакальщицах», но здесь на первый план выходит фигура главной героини, оплакивающей отца и живущей надеждой на возвращение брата, который придет за него отомстить.
В основу «Филоктета» (409 г. до н. э.) Софокл положил известный миф троянского цикла: Одиссей хитростью заставляет ехать на троянскую войну  Филоктета.  В «Эдипе в Колоне», поставленном после смерти Софокла в 401 г. до н. э., старый поэт вновь возвращается к истории Эдипа, чтобы показать, что человек, столь сурово преследуемый богами, был также их избранником. После тяжких странствий Эдип со смертью обретает блаженство, становится героем, который из своей гробницы в священной роще в Колоне хранит от зла местных жителей. Аристотель отметил три принципиальных новшества Софокла в этой трагедии: он ввел третьего актера, расширил хор с 12 до 15 человек и впервые воспользовался нарисованными декорациями.
Трагедии Софокла по большей части построены таким образом, что все действие стремится к катастрофе, перед которой наступает обманчивая перемена к лучшему, еще более углубляющая грозовую атмосферу наступающего трагического финала. Хор у поэта является выразителем его взглядов: или трагических, а может и лирических. Иногда вместо хора появляются так называемые «коммосы», то есть партии, где поочередно поют актер и хор.
Из всех известных трагедий Софокла величайшее влияние на позднейшую литературу оказал «Эдип царь», который считался совершенным произведением (произведения Корнеля, Расина и Вольтера). Вспомним слова из этой трагедии, которые имеют большой человеческий смысл: «О сыны земли фиванской! Вот, глядите: вот Эдип,
   Он, постигший мудрость Сфинкса, он, прославленнейший царь.
   Всем тогда была завидна доля баловня Судьбы –
   И она в пучину горя ввергла страшную его.
   Жди же, смертный, в каждой жизни завершающего дня;
   Не считай счастливым мужа под улыбкой божества
   Раньше, чем стопой безбольной рубежа коснется он».


Рецензии