Евреи - бунтари и пираты
В Римской империи были евреи-чиновники, евреи-всадники, евреи-легаты, евреи-сенаторы, евреи-преторы. В то же время евреям принадлежали многие экономические преимущества, например, монополия в торговле папирусом, право брать на откуп сбор некоторых денежных пошлин.
Иосиф Флавий о войне иудеев и Рима
После бегства Помпея и сената за Ионийское море владыкой Рима и всей империи стал Цезарь. Он немедленно освободил из тюрьмы Аристобула и, предоставив в его распоряжение два легиона, срочно отправил его в Сирию в надежде, что Аристобул сможет без труда склонить на сторону Цезаря всю провинцию, включая Иудею. Однако зависть предупредила как воодушевление Аристобула, так и упования Цезаря, ибо Аристобул был отравлен сторонниками Помпея. В течение длительного времени ему было отказано даже в погребении в родной земле, и тело его хранилось в меду, пока Антоний не передал его евреям для погребения в царской усыпальнице. Смерть настигла и его сына Александра: он был осужден в Антиохии за причиненный римлянам вред и по распоряжению Помпея обезглавлен Сципионом.
Обстоятельный анализ истории, и особенно рассказа Иосифа Флавия о поддержке иудеями Александра Македонского и Селевка I, доказывает, что перед нами типичная апологетическая фальсификация: убедительно составленная и сознательно распространяемая дезинформация с целью достижения выгодного общественного мнения — представления о древности политических прав иудеев в греческих городах и о том, что оно было им гарантировано эллинистическими монархами. У нас нет данных, которые позволили бы оценить, достигала ли эта пропагандистская акция своей цели. Во всяком случае, из контекста явствует, что Иосиф Флавий, приводящий эти истории, в них верит.
Евреи и Рим впервые столкнулись во время Пунических войн. Хотя, Карфаген был финикийским государством, по некоторым предположениям там имелась значительная еврейская диаспора, игравшая роль пятой колонны. Имея значительный вес в парламенте, они отказались дать Ганнибалу денег на продолжение войны, и Карфаген был разрушен. Евреи, восставшей против иранских Селевкидов Палестины, заключили мир с Римской Республикой.
Однако в 64–63 гг. до н. э. Помпей Гней подчинил римской власти Сирию и Эрец-Исраэль.
Помпей вмешался во внутриполитический конфликт в Иудее, выступив в качестве арбитра в борьбе двух наследников династии Хасмонеев, братьев Гиркана II и Аристобула II, за власть в стране. Получив богатые дары от обоих братьев, Помпей выжидал удобного момента, и, когда таковой представился, двинулся на Иерусалим. Сторонники Гиркана открыли перед ним ворота города, однако приверженцы Аристобула укрепились на Храмовой горе и в течение нескольких месяцев выдерживали осаду (хотя сам Аристобул был захвачен Помпеем). Для осадных работ Помпей использовал субботние дни, в которые защитники воздерживались от активных боевых действий. По-видимому, в середине лета 63 г. до н. э. римляне штурмом взяли Храм и учинили массовое избиение его защитников. Иосиф Флавий сообщает, что Помпей вступил в Святая святых Храма. Дион Кассий рассказывает, что римляне забрали храмовые сокровища.
Антисемитизм в Римской империи
Антисемитизм в Римской империи стали распространять греки.
Греки были первыми настоящими антисемитами: они не только устраивали погромы, но и сочиняли направленную против евреев литературу.
Александрийский погром был устроен евреем апостатом Тиберием Юлием Александром, племянником известного еврейского философа Филона Александрийского. Этот Тиберий Александр, объединившись с греками, перебил более 50 тысяч александрийских евреев.
В Антохии нашёлся какой-то предатель, который донёс на своих бывших собратьев, о готовящемся культовом иудейском сожжении (как в Риме) кварталов язычников — это был глава еврейской общины, некий Антиох. Легату Цезеннию Пету едва удалось защитить его от народной ярости. Греки только этого и ждали. В погроме погибли десятки тысяч человек.
Речь идет об изгнании из Рима иудеев и почитателей культа Сабазия-Диониса. Юлий Парид объясняет изгнание иудеев тем, что они пытались склонить римлян к поклонению культу Сабазия-Диониса.
Перед нами очевидное наложение друг на друга нескольких традиций, свидетельствующих, судя по всему, об одновременном изгнании из Рима халдеев, почитателей Сабазия, и иудеев. Халдеи были агентами Ахеменидов Митридата-Евпатора и Митридата Христоса. Эти же халдеи провозгласили рождение нового бога Иисуса Христа, а первыми христианами стали иудеи.
Л.Н. Гумилёв, писал:
«Иудаизм стал распространяться в самом Риме – через женщин, утративших в эпоху империи традиционную нравственность. Это вызвало отрицательное отношение римлян к евреям…».
Марциал в одной эпиграмме говорит об одной римлянке: «она доходит до того, что не брезгует объятиями обрезанных евреев!»; другой поэт, Мелеагр Гадарский пишет о своей бывшей любовнице, ушедшей к еврею:
«Нежная Демо! Скажи: кто в объятьях твоих разжигает
Тело тобою своё? Сердце порвалось в груди!
Видно, к субботе любовь охватила тебя… Не дивлюсь я:
И среди холодных суббот царствует пылкий Эрот!»
Очевидно, причиной антисемитизма стал повышенный провокационный интерес богатых евреев к римлянкам и греческим женщинам, падким на деньги и дорогие подарки.
Первая Иудейская война
Первая Иудейская война, длившаяся 7 лет (66–73) была вызвана с одной стороны, притеснениями Гессия Флора, назначенного при Нероне правителем Иудеи, с другой – пропагандой зилотов. Восстание охватило «Палестину» и соседние области Египта и Сирии. В Александрии, Дамаске и других городах шли убийства и уличные битвы, в которых гибли десятки тысяч народа. Правитель Сирии, Цестий Галл, двинулся к Иерусалиму для подавления мятежа, но, отбитый Симоном Бар-Гиором, должен был отступить и во время отступления потерпел тяжёлый урон. Евреи восстановили теократическое правление; во главе восставших стоял первосвященник Анна.
На смену Цестию прислан был Веспасиан, антисемит, собравший в Антиохии 60000 римских и союзнических боевиков. После долгой осады он взял Иотапату, стоящий между Птолемаидой и Тивериадой; при этом погибло 40000 иудеев, многие сами лишили себя жизни; к числу сдавшихся принадлежал и Иосиф. Другие города Галилеи потерпели вскоре ту же участь, и уцелевшие отряды зелотов поспешили укрыться в Иерусалиме. Здесь пошли сильные партийные раздоры. Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния; зелоты убили Анну и других вождей умеренной партии и, призвав в Иерусалим идумеян, устроили террористическое управление. В 70 году сын Веспасиана Тит, по поручению отца, осадил Иерусалим. Иудеи мужественно защищались; в городе возник сильный голод и уже в первые месяцы осады от него погибло 115880 человек. После сопровождавшегося страшной резнёй взятия города Тит отправился в Рим, где отпраздновал великолепный триумф; в числе пленных, шедших за колесницей триумфатора, были вожди инсургентов, Иоанн и Симон, а еврейская принцесса Береника стала его любовницей. Иоанн был брошен в темницу, где и умер, а Симон был казнён. В «Палестине», после взятия Иерусалима, война ещё продолжалась, с тем же ожесточением, с остатками зелотов; последней пала Массада. Когда стены крепости были так сильно повреждены, что час от часу ожидалось их падение, Элазар бен Яир, командир Масады сказал: "Пусть женщины умрут необесчещенными и дети – не познавшими рабства", воины сожгли свои дома и сокровища, убили жён и детей своих и себя. В продолжение всей войны, по словам древних писателей, было убито 600000 человек; число погибших от голода, проданных в рабство и т.д. не определяется, но оно было громадно. Римляне так ненавидели евреев, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титул Judaicus ("победитель иудеев"). Только надписи на монетах, выбитых в честь победы, говорили о "покорённой Иудее". «Палестина» была разделена на участки и роздана или распродана новым поселенцам; подать, которую иудеи платили в Храм Иеговы, они теперь должны были платить храму Юпитера Капитолийского. Управление провинцией отделено от Сирии; наместником назначался обыкновенно преторианский легат императора.
В 73 н.э. Ионатан Ткач, «пророк-пустынник», зелот, после поражения евреев в I-й Иудейской войне бежавший в Кирену, поднял бунт еврейской бедноты, воспользовавшись которым римский наместник Валерий Катулл казнил около 3 тысяч богатых евреев и конфисковал их имущество, что вовлекло в движение зелотов значительные слои эллинизированной еврейской аристократии. Однако Катуллу не удалась попытка обвинить перед императором римских и александрийских евреев.
Вторая Иудейская война
Во время походов на Восток императора Траяна, они подняли полномасштабный мятеж — началась Вторая иудейская война, охватившая пространство от Киренаики до Вавилонии, где были значительные еврейские государства (Адиабена, Кумагена) и города, населенные десятками тысяч евреев (Нисибин, Ктесифон, Нехардеа, Пумбедита и др.). Особенно разрослось восстание в Киренаике, где оно приняло размеры настоящей войны между евреями и врагами Господа. После поражения Митридата-Евпатора и Падения Великой Армении евреи разделились на зелотов-христиан, врагов Рима, - и его сторонников. Греки тоже разделились по такому принципу. Между сторонниками Рима и его противниками учинилась резня.
Э. Гиббон («История упадка и разрушения Римской империи», т. 2):
«В Кирене они (евреи) умертвили 220 тысяч греков, на Кипре – 240 тысяч, в Египте – огромное число жителей. Многие из этих несчастных жертв были распилины надвое согласно с прецедентом, который санкционирован примером Давида. Победоносные иудеи пожирали мясо несчастных, лизали их кровь и опоясывали их внутренностями свою талию».
Восстание киренских, кипрских и египетских евреев последних лет царствования Траяна не было ещё окончательно подавлено, когда Адриан в 118 г. стал императором. Театр войны был перенесён в «Палестину», куда передислоцировался еврейский вождь Лука, и Марк Турбон преследовал его. Турбон приговорил к смерти Юлиана и Паппуса, 2-х братьев, бывших душой восстания, но сам был казнён по особому приказу из Рима; так спаслись оба брата. Люций Квиет, победитель месопотамских евреев, был назначен начальником римской армии в «Палестине». Он стал осаждать Лидду, где собрались евреи. Горе последних было так велико, что равин Гамлиел II, лежавший на смертном одре, разрешил поститься даже в Хануку. Вскоре за тем Лидда была взята, и много евреев было перебито.
Восстание Бар-Кохбы
Спартиан, биограф Адриана, сообщает, что император стремился сохранить мир в пределах империи, и указывает вместе с тем на беспокойное население Ливии и «Палестины»; это указание, несомненно, относится к евреям. Адриан, по-видимому, разрешил восстановить Храм. Евреи диаспоры уже начали возвращаться в Иерусалим, и братья Юлиан и Паппус стали думать об обмене иностранных денег на римские, когда благодаря наговору самарян император приказал прервать строительные работы. Адриан ещё не решался просто запретить восстановление святилища, но потребовал, чтобы новый Храм был удалён от того места, где стоял старый, условие, которого евреи, разумеется, не могли принять. Они взялись за оружие и собрались в долине Риммон, что на исторической равнине Изреел. Восстание казалось неминуемым, но Иошуа бен-Хананья удалось умиротворить их. Успокоение было внешним, в действительности же евреи, верные заветам Митридата-Евпатора, в течение свыше 15 лет готовились к борьбе против Рима.
Оружие, заказанное им римлянами они нарочно изготавливали плохо, чтобы удержать его у себя, после того как римляне его забракуют. Они обратили горные пещеры в убежища и укрепления и соединили их между собой подземными ходами. Существует предположение, что путешествия знаменитого Акибы бен-Иосифа, духовного лидера будущего восстания, были предприняты с целью, заинтересовать евреев самых отдаленных стран в будущей борьбе. Он посетил Парфянское царство, Малую Азию, Каппадокию и Фригию и т.д. Мятежники, очевидно готовились к восстанию заранее, в первые годы правления Адриана. По дошедшим до нас отрывочным данным, войско Бар-Кохбы состояло из 200 тысяч тяжеловооруженных воинов, 30 тысяч легковооруженных лучников и 20 тысяч всадников. На знамени вождя золотились слова: «Взошла звезда от Яакова».
Бар-Кохба/Коба (вождь евреев-христиан) именуется под этим именем только у церковных писателей, некоторые еврейские источники называют его Бен Козиб/Козба («сын звезды»), полученным им благодаря тому, что р. Акиба применил к нему стих: "Восходит звезда от Якова... и разит князей Моаба, и сокрушает всех сыновей Сета". Должно быть, во время войны, когда Бар-Кохба уже совершил чудеса геройства, р. Акиба сказал о нем: "Вот царь Мессия". Впрочем, сам «Мессия» таковым нигде себя так не называл. Более того, он даже обратился к Богу со следующими словами: "Молим Тебя не помогать только нашим врагам; мы же не нуждаемся в Твоей помощи; некоторые мудрецы, и между ними его дядя равин Элеазар из Модина, не верили поэтому в его миссию.
Вероятно, в это время Адриан решил создать на развалинах Иерусалима колонию – Aelia Capitolina, и на месте старого святилища воздвигнуть храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Дион Кассий, по крайней мере, упоминает об этом факте как о причине восстания, Евсевий же и другие историки церкви сообщают о решении императора как о результате восстания. Сообщение о том, что евреям было запрещено соблюдение обряда обрезания, также относится, вероятно, к периоду, последовавшему за восстанием. Еврейские источники сообщают, что во времена Бар-Кохбы многие из тех, которые раньше старались скрыть знак Авраамова Завета, снова подвергли себя обрезанию. Он также принуждал иудео-христиан подвергаться обрезанию, и предавал мучениям христиан, не соглашавшихся отречься от Иисуса, где он поэтому называет Бар-Кохбу "разбойником и убийцей". Самаряне приняли в ней участие; евреи, жившие в других странах, также стекались массами; ряды восставших, кроме того, увеличивались примыкавшими к ним язычниками.
Таким образом началась Третья Иудейская война, которая, по замечанию Диона Кассия, не была "ни ничтожной, ни кратковременной… можно сказать: содрогнулся весь мир", а Евсевий говорил, что "...волнения евреев вновь достигли серьезных размеров". Дион Кассий рассказывает, что, когда разразилось восстание, "римляне не обратили на это внимание; но вскоре вся Иудея взяла в руки оружие, и евреи всего мира приветствовали это, совершая скрытые и явные враждебные действия против Рима. В результате весь мир был в смятении". Руф не мог выдержать первого натиска евреев и был вынужден уступать им почти без боя одно место за другим. В руки евреев перешло около 50 крепостей и 985 неукреплённых городов и местечек. Эти 50 укреплений находились в «Палестине», и можно довольно точно установить их местонахождение. Римляне отправили на помощь Руфу сирийского легата Публия Марцелла, но и этот полководец также потерпел поражение; 22 легион, прибывший из Египта, был уничтожен. Повстанцы овладели Иерусалимом, найдены монеты, на которых написано "В память освобождения Иерусалима".
Аппиан упоминая о разграблении Иерусалима Помпеем, говорит: "город был перестроен, затем разрушен Веспасианом, и теперь Адриан вновь уничтожил его". Современник Аппиана Юстин Мученик также упоминает о "захвате" Иерусалима. Говоря о том, что Тит разрушил половину города, Евсевий пишет: "когда при правлении Адриана разгорелось второе восстание евреев, была захвачена и уничтожена вторая половина Иерусалима". Иероним также несколько раз упоминает о разрушении города Адрианом.
Дион Кассий говорил о партизанской тактике евреев, которые: "не осмеливались рисковать и сражаться с римлянами в открытую — они захватили стратегические объекты и укрепили их стенами и туннелями, чтобы было где спрятаться в тяжелой ситуации, и чтобы можно было передвигаться под землей, оставаясь незамеченными. Они прорубили отверстия в крышах своих подземных убежищ, чтобы там были воздух и свет".
Адриан должен был после поражения Публия Марцелла призвать из Британии величайшего полководца того времени, Юлия Севера и использовать военный флот. Севера сопровождал легат Адриана, Квинт Лоллий Урбик, прежний правитель Германии. По некоторым источникам, Адриан также участвовал в этой войне. В «Палестине» теперь действовали 10, 2, 3 и 4 легионы; все эти войска были призваны из Сирии. Но даже с такой значительной армией Север не мог вступить в открытый бой с евреями. Дион Кассий писал, что Юлий Север «не осмеливался напасть на евреев и сразиться с ними в открытом бою, видя их численность и отчаянную храбрость». Он старался постепенно вытеснить их из занятых укреплений. Римляне, рассказывают, должны были дать 52, а, по мнению некоторых писателей, 54 сражения, пока, наконец, не остался только Бетар; последний благодаря измене также был захвачен римлянами, которые долго после этого не позволяли хоронить убитых. Бар-Кохба нашёл смерть на стенах Бетара. Страна превратилась в пустыню. Талмуд и Мидраш оплакивают ужасы римской победы. Согласно Диону Кассию, на полях сражения погибло 580000 евреев, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий, и мирных жителей убитых карателями. Но и оккупанты понесли большие потери.
Эта III Иудейская война продолжалась три с половиной года. Но это относится только к борьбе за Бетар. После падения Бетара, несколько уцелевших еврейских отрядов скрывались в горных пещерах и продолжали неравную борьбу. Наиболее крупным был отряд, воевавший близ Тивериадского озера и возглавлявшийся некими братьями из Кефар-Харубе, близ Тивериады. Но римляне методически истребляли последних повстанцев. Тут, как и в вышеупомянутой долине Риммон, евреи завлекались ложными обещаниями. Многие евреи были проданы в рабство. Для этой цели был устроен рынок под теребинтовым деревом, которое отождествляется преданием с Авраамовым дубом; там евреи продавались по цене лошадей. Другие евреи были проданы в рабство на рынке в городе Газе, а остальные были увезены в Египет. Некоторым евреям всё-таки удалось бежать в Малую Азию и даже в Армению. В 135 г. казён равин Акива. Прославляемые в легенде 10 мучеников приняли в то время лютую смерть за веру, ибо власть запрещала тогда изучение Торы, стремясь т. о. искоренить Иудаизм. Были запрещены обрезание, ношение тефиллин, шабат, применение мезузы, евреям запрещалось приближаться к Иерусалиму. Гора, на которой стоял Храм, была вспахана плугом, а Иерусалим был превращён в языческий город.
Последующие восстания евреев
Марк Аврелий говорит легионам, что "сицилийцы, сирийцы, евреи и египтяне никогда не были и никогда не будут сильнее вас". О визите Марка Аврелия в «Палестину» упоминает Аммиан Марцеллий: "Когда он путешествовал из Палестины в Египет, евреи часто выводили его из себя своей зловонностью и мятежным характером. Император говорил: "Эти люди ещё более беспокойны, чем маркоманы, квады и сарматы".
В 339 Констанций II запретил браки между евреями и христианками, для первых — под страхом смертной казни.
Кроме других тяжких мер, Констанций возобновил закон, запрещавший евреям вступать в Иерусалим.
Византийская империя продолжила политику преследования маленького, но гордого еврейского народа.
К тому времени ассоциация судовладельцев в Константинополе пыталась заставить евреев и самарян соединиться с ними и взять на себя повинности общества; однако декрет от 20 февраля 390 императоров Валентиниана II, Феодосия и Аркадия постановил, что еврейские и самарянские общины не могут быть законным путём принуждены к слиянию с судовладельцами. Декрет этот имел важное значение для евреев, т.к. многие из них состояли судовладельцами, и более половины коммерческого флота в Александрии находилось в ведении евреев.
Феодосий также изгнал евреев из Константинополя, назначив им местом жительства известный участок по ту сторону Золотого Рога, около Галаты, т.н. Stenum, где находилось и еврейское кладбище. До тех пор евреи занимали в городе особый квартал, т.н. "Медный рынок", в котором помещалась синагога, впоследствии превращенная в церковь. В этом новом квартале евреи состояли под юрисдикцией особого стратега.
Издевательства над евреями творимые в Византии, вызвали глубокое возмущение в еврейском Химьярском государстве на территории нынешнего Йемена. Химьярский царь Юсуф Зу-Нувас (ок. 517–25) ограбил и казнил византийских купцов в ответ на то, «что в римских странах угнетают евреев», а также начал искоренять гоев в своей стране.
Юсуф Зу-Нувас направляет послов к Мундару в Хирту, настаивая на том, чтобы он уничтожил христиан в своём государстве. Юсуф обещал ему за гонение дать, 3 тысяч динаров".
В надписи одного из полководцев Юсуфа, Шарахила, сообщается, что царские войска перебили в приморском городе Мухване всех жителей и сожгли церковь. Всего, как свидетельствуют надписи этой поры, было убито более 13 тысяч недочеловек-христиан.
Сохранилось послание о победе над химьяритами, оправленное союзнику Зу-Нуваса, царю соседнего арабского государства:
“…я воцарился над всей землей химьяритов... Я убил 280 священников, которых нашёл... и я сделал их церковь нашей синагогой. Затем... я отправился в Негран, город в их государстве. Я осаждал его в течение нескольких дней и не взял. Тогда я дал им клятвенное обещание, считая, что не следует быть верным христианам, моим врагам. Я схватил их, с тем чтобы они принесли мне своё золото, серебро и имущество. И они доставили это мне, и я взял это. Я спросил относительно их епископа Павла; они сказали мне, что он умер, но я им не поверил, пока мне не показали его гроб. Смердели его останки, и я сжёг их, а также церковь, священников и всех, кого нашёл укрывающимися в ней. А прочих я принуждал, чтобы они отреклись от Христа и от креста, но они не захотели, ибо они исповедовали, что он Бог и Сын Благословенного, и они избрали для себя смерть ради Него... и я приказал убить всех их знатных. Привели к нам их жён, и мы сказали им, чтобы они отреклись, видя смерть своих мужей за Христа, пожалели бы своих сыновей и дочерей, но они не захотели. Дочери Завета (монахини) стремились, чтобы сначала убили их, но жёны знатных разгневались на них и сказали: нам следует умереть после наших мужей. И все они были убиты по нашему приказу, кроме Румы, жёны того, кто собирался быть там царём. Мы... убеждали её, чтобы она отреклась от Христа и осталась жить, жалея своих дочерей, и что она сохранит всё, что имеет, если станет иудейкой... я всяческими хитростями убеждал её отречься от Христа, чтобы она только сказала, что Он человек, а не Бог, но она не захотела. Одна же из дочерей выбранила нас за то, что мы это говорили... Я же приказал для устрашения прочих христиан, чтобы распростерли их на земле, и её дочери были избиты так, что кровь у них пошла изо рта. После этого была отсечена у неё голова”. Свидетель этих событий химьяритский христианин сообщил, что в Негране “были убиты 340 знатных”, отказавшихся перейти в Иудаизм. Ибн Исхак пишет: "Ду Нувас пошёл против них с его армиями и потребовал принять Иудаизм, давая им выбор между религией и смертью: они выбрали смерть. Он вырыл траншеи для них; некоторые погибли в огне, некоторых убивали мечом, пока он не уничтожил почти 20 тысяч".
Также сообщают, что Юсуф требует, чтобы к нему привели „жён этих бунтовщиков", его полководец Зу Язан привёл к нему 177 пленных женщин.
Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились и по другим городам Йемена: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
Событие в Награне вызвало жажду мести у христиан. Император Юстиниан побудил царя Эфиопии Эласбау отправиться войной против еврейского царя. 18 мая 524, в «праздник» Троицы, эфиопы — 17 тысяч воинов и 70 кораблей – вновь вторглись в Йемен. Негров поддержала восставшая йеменская знать, возглавляемая йазанийским кайлой Сумайфом Ашвой. Византия предоставила эфиопам флот. Юсуф попытался уничтожить десант, бой разгорелся ещё в море (христиане говорили, что часть их кораблей якобы потерпела крушение в пути) и закончился на суше. Высадка происходила в 2-х местах, причём, когда основные силы пересаживались в лодки конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но Юсуфа предали подданные неевреи, он был разбит и погиб в бою (якобы покончив с собой, бросившись со скалы в море). Город Зафар с царицей и казной достался антисемитам. Кровожадные эфиопы зверски истребили евреев Южной Аравии и разрушили синагоги.
Самаритяне
Известие о гибели Химьярского государства, вызвало новое восстание самаритян. Собравшись в числе 50 тысяч человек в Скифополе, они напали на христиан, сожгли часть города и сатанинскую церковь.
Тиран
На о-ве Тиран (возле Шарм аш-Шейха, Синайский п-ов) в V–VI вв. н.э. находилось независимое еврейское княжество Иотав / Иотват, долгое время отстаивавшее свою самостоятельность против Персии, Рима и Византии. Население занималось транзитной морской торговлей, было связано с еврейскими центрами в Аравии, Эфиопии, возможно, Египте. Княжество обладало сильным флотом. Под давлением Византии жители Тирана перешли в христианство (что надо связывать с тем, что в V в. здесь находился имперский гарнизон), и в 525 содействовали уничтожению Иудейского государства Химьяр в Йемене, перевозя на своих кораблях византийские войска, и дав на этот поход 7 кораблей. В 535 Тиран был захвачен императором Юстинианом; но по мере ослабления Византийской империи остров потерял своё значение и с VII в., после арабского нашествия, перестал упоминаться в исторических источниках.
Дальнейшие восстания
Весной 529 евреи, язычники и манихеи, под руководством Юлиана, объявленного царём, начали, защищаясь, сжигать церкви, резать на куски «священников» (после чего сжигали их вместе с мощами), в том числе епископа Саммона, и знать, т.е. главорей антисемитов. Византийцы и арабы подавили восстание, убив 20 тысяч людей и столько же поработив.
Юстиниан (527–65) писал: «Пусть стонут эти люди под тяжестью повинностей, но пусть не пользуются никакими почётными званиями…» Он обрушился и на самаритян: «Синагоги самарян должны быть разрушены, и если они осмелятся построить новые, то они должны быть наказаны. Они не могут завещать своего имущества или назначать других наследников, кроме православных христиан». Он запрещал евреям праздновать Пасху, если она совпадала с христианской, запрещал главам школ или старейшинам, называвшимся также учителями, прибегать к отлучениям за чтение Библии в переводе. Пастырям народа, кроме того, были воспрещены комментарии Торы. Юстиниан не настаивал на насильственном крещении евреев; однако еврейскую общину в Борионе, в Африканской провинции, отстаивавшую свою автономию как против римлян, так и против вандалов, тиран принудил креститься и превратил синагогу в церковь. Когда Юстиниан начал войну против остготов с целью отнять у них Италию, евреи дружно поддержали остготов и защищали Неаполь против византийского полководца Велизария (536 год). Именно под влиянием иудеев жители города решили сопротивляться византийским войскам, причём евреи “сверх ожидания” сражались даже тогда, когда византийцы уже вступили в город. Однако, после продолжительной войны (536–53) Италия была завоевана византийцами, и судьба евреев значительно ухудшилась. Когда в 534 византийские войска покоряли королевство вандалов в Сев. Африке, евреи сражались против них в 1-х рядах, имея сильных союзников в лице берберских племён, среди которых распространился Иудаизм. Сопротивление евреев было настолько серьёзным, что, вопреки законам самой империи, Иудаизм там был запрещён, а синагоги превращены в церкви сына той, которую знали гулящей от мужа.
В 555 году произошло новое восстание евреев, жестоко подавленное.
Безумный император Фока издал указ, чтобы евреи все крестились. В 610 году он прислал для этой цели в Иерусалим префекта Георга с войсками, который собрал массы евреев и приказал им креститься, а когда те воспротивились, он их с помощью солдат окрестил насильно. Такое же насилие произведено в Александрии.
Это вызвало мятеж евреев, во время которого патриарх Федор Скрибон был разорван.
Возмутились и евреи Антиохии, перебившие множество богатых граждан и сжёгшие их дома. Епископа Анастасия Синаита евреи влачили по улицам и после подобающих безбожнику истязаний бросили в огонь. Но вскоре и это восстание было подавлено. Евреи были частью перебиты, частью, по приказу Фоки, изгнаны из страны.
Всё это делало евреев союзниками Ирана. В 503 году, при осаде персами Констанции, евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска.
В 609 году восстали евреи Антиохии. Они убили патриарха и так ослабили городскую оборону, что персы в следующем году захватили город почти без сопротивления.
В 613 году, при нашествии персов на Сирию, «палестинские» евреи воспользовались этим для восстановления своего царства. В Тире был составлен заговор, согласно которому евреи со всей «Палестины» должны были собраться к Тиру и овладеть этой крепостью, а затем двинуться на завоевание Иерусалима. Тирские евреи уже подготовили подкоп, чрез который их армия должна была внезапно вторгнуться в город. Но заговор был открыт, его виновники схвачены, и когда еврейские войска подошли к городу, их там уже ждали...
В 614 персы и иудеи захватили Иерусалим и другие «палестинские» города, где сжигали монастыри и церкви, не забывая и про прихожан.
Во главе евреев стоял полководец Нехемия бен Хушиэль.
Шахрабаз создал в Иерусалиме нечто вроде еврейской администрации. Нехемия даже пытался восстановить жертвоприношения. "Угнетённому народу блеснула надежда избавиться от своих гонителей – византийцев – и вернуть родине былую автономию под верховенством Персии". Олигарх Вениамин Тивериадский дал крупные средства на вооружение еврейских отрядов. Летописи расходятся в сообщениях об этих крупных событиях. Согласно одному сирийскому источнику, Шарбарз, полководец Хосроя II, овладел в 614 Дамаском, в 615 Галилеей, а в 616 Иерусалимом. Евреи казнили в нём более 90 тысяч недочеловек, отказавшихся принять Иудаизм: "Евреи покупали христианских узников за малые деньги и со злостью убивали их", монах Георгий говорит даже о мириадах христиан, умерщвлённых евреями, что подтверждает и Феофан. Причём запрещалось хоронить трупы убитых. Евреи тогда не щадили оккупантов, мстя им за прошлые унижения и питая надежду заставить персов уступить им Иерусалим.
Когда Ираклий посылал персам послов, Хосрой со словами "Если Христос не смог спасти себя от евреев, убивших его на кресте, то, как он поможет вам!" прогонял их.
Скоро, однако, евреи разочаровались в своих союзниках, которые не только не намеревались возвратить им Иерусалим, но обращались с ними, как с побежденными; евреи были обложены налогами, а недовольные высланы в Персию; согласно сирийскому источнику, все евреи Иерусалима и окрестностей были отправлены туда. Дело в том, что персы быстро сообразили, что союз с еврейским меньшинством не окупает враждебности христианского большинства, тем более что последние – сектанты, и всегда относилось к константинопольскому правительству по-сепаратистски. В 617 еврейская администрация Иерусалима была упразднена, а самим евреям вновь запретили селиться в городе. Тогда еврейские патриоты решили присоединиться к византийскому императору армянского происхождения Ираклию, который, справившись с затруднениями в Европе, возобновил войну с персами, обещав евреям амнистию и улучшение гражданского быта в случае перехода на его сторону. Вениамин Тивериадский обвинённый во враждебном отношении к христианам в то время, когда византийский император Ираклий прибыл в Иерусалим на пути в Персию, с которой вёл войну (628), гостеприимно принял Ираклия и позаботился о должном приёме императора и его армии. На упрёк Ираклия о враждебном отношении к христианам Веньямин откровенно воскликнул: "Действительно, христиане – враги моей веры". Монахи потребовали от императора примерного наказания евреев, когда же тот сослался на обещанную им амнистию, пообещали взять на себя грех клятвопреступления. Начались новые гонения; евреям было строго воспрещено показываться в Иерусалиме; масса их погибла, и лишь немногие бежали в Египет или скрылись в горных ущельях и лесах. Тем временем на Византию напал новый и более грозный враг – арабы. Ираклию приснилось, что империи грозит разрушение от обрезанного народа и поэтому он хотел истребить всех евреев, которые не пожелали бы перейти в христианство и советовал так же поступить Дагоберту, королю франкскому. Сказание тибуртинской Сивиллы, что евреи Византии будут обращены в христианство по истечении 120 лет, имело отношение к этому преданию, т.к. 120 лет прошло со времени персидской войны при Анастасии в 505 (когда евреи также оказали содействие персам) до победы Ираклия в 628(было высказано мнение, что еврейский Апокалипсис относится к персидскому походу Ираклия). Ничего, однако, не известно о дальнейших преследованиях евреев при Ираклии. Иудея, Сирия и Египет были покорены арабами. Иудеи и самаритяне радостно встречали арабов, видя в них Божью кару «римлянам».
Евреи и самаряне имели в Константинополе такие большие мануфактурные предприятия, что купцы вообще назывались "самаритами". Константинополь был одним из важнейших перевалочных баз рахданитов. О значении евреев в торговле говорит тот факт, что в 664–65 именно еврейский купец купил у арабов на металлолом Родосского колосса – одно из 7 чудес света.
Враги, однако, не дремали, и евреям приходилось бежать. Начиная с VIII в., евреи насильственным путём принуждались к крещению. Император родом из Сирии, — Лев III Исавр (717–41), когда ещё был странствующим разносчиком, встретился с некоторыми еврейскими гадальщиками, которые предсказали ему, что он овладеет Римской империей, если уничтожит идолопоклонство. Иконоборцы, первым среди которых был Лев Исавр, назывались "евреями", т.к. еврейская религия запрещает почитание икон.
Надо отметить, что мессианское движение непосредственно затронуло лишь незначительное меньшинство византийских евреев. Тем не менее, оно усилило гнев и подозрительность Льва III и в 721–2 он издал декрет о насильственном крещении всех евреев и монтанистов. Многие евреи крестились для вида, надеясь при первом удобном случае вернуться в еврейство; другие бежали в Крым, на Кавказ или в Хазарию, где с успехом насаждался Иудаизм. Однако, всего несколько лет спустя Лев III и его сын Константин V (740–45) издали новую редакцию законов — Эклогу. В ней они предусматривали смертную казнь для монтанистов и манихеев, но ни словом не упомянули о евреях.
Иудейское государство Хазария приняла на себя святую борьбу евреев с византийским язычеством.
Пиратская война
В то время, как римский народ разрывался между битвами в разных землях, киликийцы заполонили моря и заперли их войной, ослабив торговлю, нарушив соглашения между народами. Свирепым разбойникам придала дерзости Азия, беспокойная из-за битв Митридата, который использовал пиратов в качестве наемного флота, а также в качестве разведчиков и пропагандистов против Рима.
Сначала, при вожаке Исидоре, они довольствовались разбоем на ближайшем море, расположенном между Критом и Ахайей. Посланному сюда Публию Сервилию удалось рассеять их легкие и быстрые миопароны с помощью тяжелого военного флота, но победа над ними не была бескровной. Не удовлетворившись тем, что оттеснил киликийцсв с моря, он захватил их могущественные города, разбогатевшие от непрерывной добычи: Фасслис, Олимп и Исаврию, цитадель всей Киликии, и как признание своих великих трудов получил прозвище Исаврийский. Однако они не настолько были усмирены этими поражениями, чтобы удовлетвориться жизнью на суше, и подобно животным, чья двойственная натура позволяет жить и в воде, и на суше, вернулись после ухода врага в свои воды и стали устрашать неожиданными набегами берега Сицилии и нашу Кампанию на более обширном пространстве, чем раньше. Оказалось, что киликийцы достойны Помпеевой победы, и война с ними стала приложением к войне с Митридатом. Помпеи, желая раз и навсегда истребить распространившуюся по всем морям заразу, выступил со сверхчеловеческими силами. Поскольку он обладал в избытке как собственными кораблями, так и кораблями союзников-родосцев, он с помощью своих многочисленных легатов и командиров перекрыл вход как в Понт, так и в Океан. Так что в какой бы гавани, заливе, проливе, на мысе или на полуострове ни находились пираты, они оказались как бы пойманными в сеть. Сам Помпей отправился в Киликию, к причине и истокам войны. Враги не отказывались от боя. Выяснилось, что их смелость была вызвана не уверенностью в себе, а тем, что они попали в тиски. Они не были способны к чему-либо большему, чем встретить первый удар. Едва увидев себя окруженными со всех сторон нашими рострами, они побросали оружие, весла и всеобщим хлопаньем в ладоши стали молить о пощаде. Ни одна победа не стоила нам так мало крови, а результатом было приобретение преданнейшего народа. Это предусмотрел мудрый полководец, который оторвал морской народ от моря, привязал его к внутренним полям, вернул земле ее людей и одновременно освободил море для кораблей. Чему больше подивиться в этой победе? Быстроте (она одержана на сороковой день)? Или благополучному исходу (не был потерян ни один корабль)? Или последствиям (пиратов больше не стало)?
Иосиф Флавий сообщает, что Иоанн Гиркан (еврей – союзник Рима) обвиняет Аристобула (еврея – противника Рима) в совершении «пиратских действий на море».
В рамках борьбы с пиратством, Помпей разрушает находившуюся в Яффе базу еврейских пиратов, а вместе с ней и все остальное. Правда, царь Гордус (Ирод) сооружает в Кейсарии великолепную гавань и значительную флотилию, так что по окончании Иудейской войны римлянам пришлось на одной из выпущенных памятных монет нанести надпись Victoria Navalis («Морская победа»).
Стоит упомянуть и еще один пиратский еврейский город – Тарс в малой Азии, столицу провинции Киликия. Киликийские пираты были бичом восточной части Средиземного моря. Даже сам Юлий Цезарь однажды попал к ним в плен. Киликийские пираты должны были вывезти загнанную в угол, к юго-восточному побережью Италии армию Спартака, но что-то у них там не заладилось. Во время вооруженного конфликта Октавиана Августа с царицей Клеопатрой эти пираты выступили на стороне Августа, помогая как перевозкой живой силы, каперством, так и участием в морских сражениях, за что все эти пираты были награждены римским гражданством.
После разрушения Второго Храма и исчезновения с политической карты мира еврейского государства еврейский флот, как ни странно, сохранился. Например, в Александрии существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), имелись они (судовладельцы) в Кирене и Вавилоне, а в Византии специально издали навигационный эдикт в пользу евреев и самаритян, названный «судовой закон», и подтвержденный тремя императорами - Валентином, Феодосием и Аркадием.
Романтики средневековья
И в период Средневековья евреи не оставляют своих морских занятий. Еврейские корабли бороздят просторы от берегов Прованса до Лигурии, еврейские судовладельцы проживают в Тире, Марселе, Барселоне, в Португалии и на Балеарских островах. В большинстве средиземноморских портов действуют еврейские купцы, маклеры и страховщики. В Стамбуле и Салониках большинство портовых рабочих - евреи, и салоникский порт не работал по субботам вплоть до Второй мировой войны. Кстати, и в Одессе профессия портового грузчика долгое время считалась традиционно еврейской... И, хотя на счету еврейских мореплавателей нет выдающихся географических открытий, все же в истории навигации остались их имена.
Компас, квадрант (предшественник секстанта), астролябия и эфемериды - знакомству с этими вещами европейские моряки обязаны евреям. Рамбан усовершенствовал квадрант, причем его изобретение, использовавшееся четыре столетия, базировалось на еврейском квадранте Quadrans judaicus Йегуды бен Махира. Астролябия была сконструирована Авраамом Закуто, консультировавшим Колумба и Васко да Гаму.
И уж если речь зашла о Колумбе и да Гаме, то стоит напомнить: на треть (а то и наполовину) экипаж Колумба состоял из евреев, а знаменитый лоцман Ахмад ибн Маджид (Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджада), которому приписывают изобретение компаса, автор «Книги польз» - 40-томной лоции Красного моря, человек, приведший корабли Васко да Гамы в Индию, по мнению еврейских авторов, тоже был евреем.
Мы знаем многое о пиратском острове-государстве Порт-Роял, но мало что известно о Марокканском еврейском городе, ставшем центром пиратства. Могадор основал султан Мухаммед-бен-Абдаллах как свободный порт для европейцев и марокканских евреев, связанных с транссахарской торговлей золотом, слоновой костью и черным рабами. Позднее город стал центром кровожадных пиратов. И к XIX веку стал настолько богат, что многие марокканские евреи решили переехать сюда окончательно.
Легенды гласят, что в этом портовом городе, где смешались арабы, берберы, евреи и черные рабы из Судана и Гвинеи, местные женщины сводили с ума любого путешественника. Кстати, именно в окрестностях Эссуэйры марокканцы добывали бесценный темный сахар, который благодаря торговым талантам местных жителей обменивали на восхитительный каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии морем. Пропорции были просты - килограмм сахара на килограмм мрамора…
Большая часть еврейских пиратов поселилась в Турции и приняла активное участие в войнах турок против «католических владык». Некоторые же продолжали ремесло морского разбоя. Среди последних оказался и Яаков Куриэль. Он перебрался в Новый Свет и на средства, уцелевшие после всех конфискаций, снарядил фрегат. Команда этого фрегата набрана была в основном из таких же евреев-изгнанников, как и он сам. Будучи опытным моряком (до начала преследований молодой Яаков Куриэль был офицером военно-морского флота Испании), Куриэль совершал поистине отчаянные набеги на караваны испанских галеонов, перевозивших золото и серебро из Нового Света в Испанию. О его удачливости и богатстве среди пиратов Ямайки и Тортуги начали ходить легенды. Он вскоре стал командиром и владельцем небольшой флотилии из трех быстроходных кораблей. Корсары называли его адмиралом.
Любопытная деталь (об этом упоминает Хаим Виталь и подтверждают исследования современных историков): на кораблях Куриэля была не только очень строгая дисциплина. Адмирал-еврей тщательно следил за соблюдением религиозных норм иудаизма всеми моряками. На кораблях соблюдалась суббота, кашрут и прочие мицвот.
Вообще, история пиратства тесно связана с историей открытия Америки. И говоря о той роли, которую сыграли в истории морского пиратства евреи, нельзя хотя бы вкратце не вспомнить о некоторых нестандартных объяснениях причин плавания Христофора Колумба.
Итак, 2 августа 1492 года все без преувеличения население испанского города Палоса собралось на пристани. Три каравеллы - «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» уходили навстречу неизвестности, в те безбрежные просторы океана, которых еще не видела ни одна душа. Маленькую флотилию возглавлял адмирал Кристобаль Колон - как называли его здесь, в Испании - или Христофор Колумб, как называли его раньше в тех краях, где он родился и вырос.
1492 год знаменит не только открытием Америки. Для еврейского мира, эта дата куда печальнее. Именно в 1492 году, несколькими днями ранее отплытия флотилии Колумба, начался новый Исход - изгнание евреев из Испании. Из того государства, где они прожили более тысячи лет, где именно ими была создана уникальная еврейская культура и наука - достаточно вспомнить хотя бы Иегуду Галеви.
Теперь им предстояло уйти с этой своей родины навсегда. В неизвестность - почти так же, как морякам Колумба. В Испании оставались те, кто купил право жить в своем доме крещением.
Марраны
Их было не так мало. В основном зажиточные, а то и очень богатые люди, привыкшие пользоваться уважением и влиянием - такие, например, как знаменитый раввин Авраам Сеньор, бывший министром короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской. Сейчас, когда инквизиция, казалось бы, добилась своего, и евреи, несмотря даже на заступничество папы римского были изгнаны из Испании, марраны очень надеялись на то, что их оставят в покое. В конце концов, они выполнили требования инквизиторов. Они крестились и добросовестно соблюдали все обычаи своей новой религии. Конечно, далеко не все приняли христианство искренне, большинство только делали вид. Но на первых порах им это прощалось.
Если бы не презренный металл. Слишком богаты были испанские евреи. На этом-то и сыграли фанатики, убедив их католические величества изгнать евреев и наложить руку на все имущество изгнанных. Знали об истинных причинах преследований и новообращенные. Ведь многие из них имели друзей при дворе! И понимали: жажда золота неутолима. Марраны, оставшиеся в Испании, тоже были чрезвычайно богаты. А государству вновь понадобятся деньги, деньги...
«Новые христиане» мучительно искали выход. Они считали: найдись стабильный источник богатств для казны - и, может быть, их, наконец, оставят в покое.
Поэтому, когда на горизонте появился отважный моряк Христофор Колумб, именно «новые христиане», вхожие к королеве, организовали аудиенцию в 1487 году. На аудиенции отважный мореплаватель, до того безуспешно искавший поддержки у португальского короля, изложил свои планы и был выслушан благосклонно.
Именно «новые христиане» финансировали эту экспедицию. А двое из них даже сопровождали Колумба в ней...
Увы, нам известно, что было дальше. Колумб открыл, как он полагал, новый путь в Индию. Вскоре оттуда потекло в испанскую казну золото. Казалось бы, надежды марранов оправдались - испанские государи нашли новый источник дохода в казну и, казалось бы, оставят в покое своих новых католических подданных... Этого не произошло. Золота на первых порах оказалось не так много, как представляли себе Фердинанд и Изабелла. Они были разочарованы, новый путь в Индию не обогатил казну в должной степени. Христофор Колумб умер в безвестности и нищете. Кроме того, Изабелла в последние годы жизни попала под все усиливающееся влияние фанатиков-монахов. И вслед за евреями настал черед марранов. Они гибли тысячами на кострах, десятки тысяч бежали в другие государства, где к ним относились более терпимо.
Многие ученые склоняются к тому, что Колумб действительно происходил из семьи крещенных испанских евреев, бежавших от преследований в Геную в начале сороковых годов XV столетия. И давно уже обратили внимание, что основными посредниками адмирала в его переговорах с Мадридским двором были именно «новые христиане». И финансировали, и снаряжали его экспедицию тоже марраны.
Их мечта не осуществилась. Мало того, открытие Америки, источник дешевого золота превратил Испанию в закостеневшее средневековое государство, где всплески религиозного фанатизма продолжались вплоть до начала XIX века. Даже испанская инквизиция была упразднена только с взятием Мадрида Наполеоном.
Первыми еврейскими поселенцами в Новом Свете были испанские и португальские изгнанники. К концу XVI столетия бывших испанских евреев уже можно было встретить повсюду - и в Мексике, и в Перу, и на островах Карибского моря.
Речь идет о знаменитых карибских пиратах. Как известно, пиратство в Новом Свете появилось почти одновременно с его открытием. Едва появились первые флотилии тяжелых галеонов, груженных золотом и серебром, появились отчаянные, стоявшие вне закона люди.
Конечно, в первую очередь их привлекала возможность разбогатеть, поживиться богатой добычей. Так, собственно говоря, возникла своеобразная пиратская республика, центрами которой стали острова Тортуга, Ямайка и Барбадос.
Большинство здешних пиратов-евреев, подобно Яакову Куриэлю, служили в королевском флоте офицерами - штурманами, шкиперами; после же изгнания из Испании их способности и знания нашли большой спрос среди пиратов Карибского бассейна.
История тех времен изобилует событиями поистине удивительными. В XVII-XVIII веках в Чили, например, существовал военный союз между евреями, протестантами и индейцами, который нападал только на испанские корабли. В национальном музее Чили сегодня можно видеть шифровки, которыми обменивались участники этого союза: в качестве тайнописи они пользовались древнееврейским алфавитом.
В середине XVII века двое испанских марранов - Антонио де Карвахаль и Симон де Касарес (к слову сказать, основатели еврейской общины в Англии) - предлагали Оливеру Кромвелю план захвата Чили силами воинов-евреев (в большинстве своем - флибустьеров и буканиров). Эта операция не была осуществлена, но менее мощная по масштабам состоялась. Антонио де Карвахаль и Симон де Касарес организовали военную экспедицию на Ямайку, а затем помогли Кромвелю окончательно отобрать остров у испанцев в 1655 году. Именно после этого похода Порт-Рояль - столица Ямайки - превратился в международный центр враждебных Испании корсаров.
Если Яаков Куриэль вначале был морским разбойником, а потом стал раввином и каббалистом, то житель Марокко Шмуэль Фаладжи занялся пиратством, будучи уважаемым раввином. Мало того, в начале XVII века он исполнял обязанности посла Марокко в Голландии. При этом он не прекращал занятий пиратством. Его корабли (а он был владельцем мощной флотилии из восьми хорошо оснащенных для войны фрегатов) регулярно грабили испанцев в Атлантическом океане. Впрочем, в Марокко и Алжире занятия пиратством не только не считались преступлением, но напротив - это было почтенным и уважаемым ремеслом. Так что официальные власти Марокко и не думали преследовать своего посла.
Иначе полагали испанцы. Имя раввина Шмуэля Фаладжи вызывало в них дикую ненависть - не меньшую, пожалуй, чем имя знаменитого Генри Моргана. Тем более, что Морган был человеком вне закона, а Фаладжи - дипломатом высокого ранга.
У Испании с Голландией были отношения достаточно напряженные, поэтому требование об аресте марокканского посла по обвинению в пиратстве было передано испанским королем через короля английского. В Голландии Фаладжи арестовали, через несколько часов освободили, официально заявив о полном отсутствии улик против него. Испанцы негодовали, а рабби Шмуэль продолжал свою войну. Вообще, он был удивительнейшим человеком. Потомок аристократического еврейского рода (говорят, его предки поселились в Испании еще во времена Первого Храма), дипломат, воин, морской разбойник. Одновременно - знаток Торы и Каббалы, написавший множество книг. Наверное, окажись такой персонаж в истории какой-нибудь европейской страны, он стал бы героем десятка книг и фильмов.
В заключение - несколько слов о влиянии еврейских обычаев на обычаи пиратства. На многих кораблях, чьи экипажи никакого отношения к евреям не имели, существовали правила, которые нельзя объяснить ничем, кроме как еврейским влиянием. Во многих случаях в так называемый «корсарский договор» (договор, который капитан корабля заключал с каждым моряком) включались пункты о соблюдении субботы, о соблюдении кашрута. Мало того: часто пираты пользовались для написания таких договоров и прочих документов еврейским алфавитом. Некоторые летописцы сообщают, что на многих кораблях в порядке вещей было начинать утро с еврейской молитвы «Шма, Исраэль»!
Свидетельство о публикации №217072701501