Как понимать анекдоты - 2
И здесь придется вернуться к Фрейду («О природе юмора»). В этой работе Фрейд приводит множество еврейских анекдотов, ходивших в Вене где-то столетие лет назад. Это тоже не помогает. Главное – фрейдовская «теория вытеснения». Сейчас большинство ученых-психологов полагают что Фрейд устарел, но, по-моему, напрасно.
Я не профессиональный психолог, изложу свое упрощенное понимание (конечно, доктор Фрейд за это не отвечает и не «перевернется в гробу»).
Если у нас в сознании имеются комплексы понятий, противоречащих современной общественной морали, тому, что принято в «приличном обществе», то такие комплексы вытесняются в подсознание. При этом человек испытывает дискомфорт, может изменяться его поведение. Поднятие этих вытесненных комплексов на сознательный уровень (например, с помощью устных высказываний) приносит облегчение и, следовательно, удовольствие. Но всерьез такие «вытесненные» взгляды высказывать нельзя, а в шутливой форме анекдота – можно.
Попробуем рассмотреть с этой точки зрения некоторые типы анекдотов (вообще-то их намного больше).
- Анекдоты с эротическим смыслом (типа «солдатский юмор»). Здесь все ясно, и именно это интересовало дедушку Фрейда.
- Расистские (в том числе, антисемитские) анекдоты. Для «приличного» человека такие взгляды неприемлемы – поэтому они вытесняются.
- «Абстрактные» анекдоты (типа «обезьяна только открывает рот, а крокодил и поет, и играет»). Это – насмешка над «столпом» современного общества – здравым смыслом, над логикой и, если угодно, над наукой.
Реагируют на анекдоты люди, имеющие «вытесненные» комплексы.
Не зря народ говорит: «у кого что болит…»
Свидетельство о публикации №217072700476
Артемидия 07.06.2020 08:27 Заявить о нарушении
Юлюбарский 07.06.2020 08:51 Заявить о нарушении