Про бабку Елизавету. Запоздалая эпитафия

    " ...  Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых."
    (Псалом 118, стих 176.)
   «Воистину неложен Бог, обещавший уподобить Себе всех очищающихся, насколько это возможно смертным. Слава Тебе, Христе Боже наш, показавшему мне через святую рабу Свою, как далеко отстою от меры совершенства».
   (Авва Зосима. Писатель жития Марии Египетской.)

   Давно, лет восемь или десять назад, в храме, где я пел раньше, умерла старая бабушка. На моей памяти и на нашем большом приходе за 14 лет, что я там служил, умерло несчетное множество народу. Столько людей, что, грешен, помню уже не всех! Но вот Елизавету я помню особенно хорошо. А запомнилась она мне, и думаю, не только мне, тем, что на каждой службе, она непременно на кого-то нападала! Да-да. Именно так. И это сейчас, спустя многие годы после ее ухода, воспоминания эти не вызывают "праведнаго гнева"! Потому что, как бы там ни было, а мы все ее любили. Ей без счету раз делали замечания и наши священники,  и прихожане. Ее ругали. На нее орали. Не помогало ничего. При этом Елизавета периодически, как и положено православному человеку, ходила на исповедь и причащалась. Я пишу о ней с таким глубоким чувством любви, вспоминая ее, высокую и тощую, что слова мои о ней ни в коей мере не стоит рассматривать как осуждение. Потому что осуждение не может возникнуть тогда, когда ты вспоминаешь человека с любовью, рассуждая о каких то его недостатках не в негативном плане, не критикантски, но рассуждая о недостатках, как о чем-то, непременно хорошем, но при этом безвозвратно утерянном вместе с уходом самого человека. Потому что Любовь покрывает все!
   А вспоминаю я бабку Елизавету - упокой, Господи, ее душу, - вот в каком ключе. Есть такие люди, которые прекрасно про себя понимают всю степень своей греховности, но они при этом таковы, что их не меняет ни частая исповедь, ни даже Причастие. Вернее сказать, меняет, конечно. И эти камни, метаемые в бетонную стену Греха, смогут, конечно, ее пробить. Но беда в том, что человек не проживет столь долго! Проходят годы, а человек в своем основополагающем грехе, в своей доминирующей страсти только становится еще хуже и еще развращеннее. При том, что уже бессчетное число раз исповедовал этот грех и омывал его Причастием. Старость и смерть наступают иногда значительно раньше нашего обращения к Свету ...
   Почему так? Мне думается, анализируя свои проблемы, что такое случается потому что этот человек ходит на исповедь только по велению своего ума. Ум человеку диктует опасаться "напрасной" смерти, и этот страх гонит человека под епитрахиль. Вот и все. Тогда как причиной, движущей силой твоего желания исповедаться кроме естественного веления ума, кроме понимания своей греховности и низости, обязательно должно присутствовать сильное сердечное устремление. Желание не просто на время сбросить оковы совести "до следующего раза", почесать гнойную рану и сделать анестезирующую примочку, но желание окончательно и бесповоротно, раз и навсегда покончить со своей навязчивой проблемой! Только такое желание может человека удержать от рецидивов страсти.
   Как в примере с Марией Египетской. Одна-единственная, и она же - первая - в ее жизни исповедь не священнику даже, но перед иконой Богородицы, напрочь перевернула все естество человека, поверженного в страсть, порабощенного грехом. И превратила блудницу в подвижницу. Примеров много. Исповедь меняла многих гонителей, колдунов, развратников и любодеев. Потому что у них Исповеди предшествовало то, что мы называем Покаянием. Покаяние - это не продукт ума. Вот, что важно понять. Покаяние не из области логики и обработки символьных данных. Покаяние - это крик, никогда не прекращающийся внутренний плач души. Как если бы ты жег руку на огне, но у тебя не было нервных окончаний, и вдруг, появились. И эта внезапная, невыносимая боль, которая тебя поразила, это именно она гонит тебя к врачам. В случае же с душой - в Храм! И именно Покаяние только и способно превращать, или даже лучше сказать, претворять твое греховное естество в светлый образ. А если не пришло Покаяние, если оно не наступает? Со мной так и было. И я на первом году службы запирался вечерами в своей квартирке, в "тещиной комнате", и читал на ночь "Покаянный Канон". Много читал. Много месяцев каждый день. И Покаяние явилось ... Господь видит тянущиеся к Нему руки утопающего в "житейском море".


Рецензии