Статья-отзыв на произведение Олеси Оленичевой

    Картина мира складывается веками, жизнь течёт, изменяется, оставляя след на поверхности планеты, в городах, в наших душах. Каждая последовательность действий заранее прописана, одобрена на Верхах, и нет спасения от реки, именуемой Судьба.
   
    Но есть силы, которые готовы оспорить устоявшийся порядок вещей, жажда обладания приводит в действие механизм, который прорубает себе дорогу к желаемому. Он работает ровно до тех пор, пока на его пути не встанет щит, что отгородит жизнь от уничтожения и порабощения. Но зло не остановится, оно начнёт пускать щупальца вглубь мира, продолжая начатую миссию по истреблению всего живого.
   
    Так случилось и в романе Олеси Оленичевой. Две силы, извечно противостоящие друг другу во взглядах, помыслах, действиях и желаниях, схлестнулись на дороге Жизни. Добро и Зло, Праведность и Похоть, отец и сын, Яхве и Люцифер. Один выполняет задачу, возложенную на него самим Мирозданием, другой стремится разрушить всё, что держит на себе хрупкий мир, сохраняя равновесие сил. Две силы вступают в борьбу за право обладания чистой душой. Они стирают её судьбу, уготованную с начала времён, и начинается шахматная партия длинною в жизнь.
   
    Роман «Шахматная партия» – нетривиальное произведение, написанное с душой. Нет сомнения, что автор корпел над ним, как Кощей над златом, и это принесло свои плоды. Разумеется, у этого произведения, как и у любого другого, есть две стороны, которые подробно будут разобраны. Но это не отменяет того факта, что роман написан на высшем уровне писательской сферы. Редко где встретишь такое чёткое восприятие вещей, переложенное на бумагу.

    1.Сюжет. История начинает своё течение задолго до основных событий. Во времена второй мировой войны, когда в газовых камерах сжигали всех «нечистых» представителей человечества. Само описание немного скомкано, для историков эта информация покажется несколько недалёкой, что вызовет волну критики со стороны представителей исторического направления. Но для простого читателя, который не желает так далеко углубляться в корень событий, начало вполне подойдёт. Следующий момент – развитие действия на небесах. Яхве сталкивается мнениями и желаниями с Люцифером, вечно недовольным сыном, который правит балом в аду, мучая грешные души. Он недоволен тем, что чистая душа сошла на землю и явилась на свет в облике человека. Спор неразрешим простыми словесными баталиями, и за Еву, главную героиню романа, начинается борьба. Шахматная партия длинною в жизнь с неизвестным финалом для обоих сторон, а главное – абсолютная тайна для самой девушки, которая стойко принимает все удары судьбы, падая и поднимаясь раз за разом после очередного попадания.

    2. Описательность. Несомненно, описание играет главную роль в любом произведении. То, как автор умеет переносить картины мира на бумагу, формирует у читателя определённый образ и ведёт его по страницам книги. Описание в романе «Шахматная партия» достойное, выверенное, хотя местами спадает. Само формирование образов и пейзажей выполнено чётко, на земле воссоздана сначала яркая картина 90-х, со всеми основными мотивами того времени, потом 00-х, когда всё начало поворачиваться в другую сторону, а после, уже ближе к современному течению времени, прорисовывается ещё более знакомая обстановка в стране. Для тех, кто скажет: «Фу, не хочу читать про эти времена, я их пережил, моя бабка пережила, рассказывала. И вообще, что за автор пишет о таком?» - не спешите судить. Сначала прочитайте, а потом открывайте рот. Голословность человека не красит, а читателя, который даже не открывал книгу, делает невеждой.
   
    Но картина на небесах скомканная, словно автор нарисовал рисунок, а потом смял и выбросил листок. Естественно, что там на самом деле находится, никто не знает, и даже если знает, то никогда не скажет: оттуда не возвращаются. НО! В этом случае автор мог использовать право на «фантастическое допущение»! Описать картину такой, какой он её видит, в своём понимании, в своей интерпретации, со своими недостатками и достоинствами. Но этого нет. Только обрывки, кусочки паззла, который остался от общего понимания, преподносится читателю.

    3. Герои и характеры. Не секрет, что от образа героя зависит восприятие читателем текста. Как герой думает, что чувствует, каким образом действует. Всё важно при создании текста.

    Яхве. Предстаёт в образе Создателя. Описание достойное, хоть и небольшое. Этого хватает для восприятия, многие читатели прекрасно знают, как примерно выглядит собирательный образ добра. Но некая загадочность присутствовала в этом персонаже. Он величественный и стойкий, но в то же время заботливый и созидательный, а также коварный и хитрый. Интересное проявление эмоциональности, достойно выглядит умение сочувствовать и отстаивать свою точку зрения, хотя местами кажется, что не особо добро отличается от зла, разве только одеждой и внешностью. Стирание граней приводит к осмыслению позиций хорошего и плохого в этом мире.

    Люцифер. На первый взгляд простой собирательный образ Зла, похотливый коварный и очень жёсткий персонаж этого романа. Это проявляется во внешности героя. Демон-искуситель предстаёт во всей красе, описание так же небольшое, но достаточное, чтобы воссоздать в голове героя. На протяжении всего произведения меняется, но не ясно в какую сторону. Сначала он предстаёт как похабный, коварный дьявол, мечтающий получить желаемое, словно это просто вещь, но со временем становится понятно, что желания меняются, преобразовываются во что-то большее. А впоследствии огонь дьявольский и вовсе начинает обжигать самого дьявола.
Ева. Имя первой женщины не зря было выбрано в этом романе. Чистая душа, которая способна выдержать всё, что ей уготовано и раскрыт наконец свой потенциал, использовать опыт прожитых лет во благо себе и другим. Девушка – первопроходец в подобном ритме жизни. И неудивительно: её судьбы нет в книге вечности. Она приз, который либо продолжит существовать в этом мире и в конце пути принесёт нужный опыт, либо отправится в лапы Падшего, где проведёт вечность в пытках. Описание внешности тут достаточно скомканное, порой нет возможности определить, как изменилась героиня с возрастом, что создаёт трудности в прочтении.

    4. Структура текста. Правильное построение текста ведет читателя плавно по всему сюжету, даёт возможность передохнуть от ярких моментов, или окунуться в необычную стремительную историю, а также ощутить дрожь в теле от красочно описанных страстных сцен. Соответствие жанру варьируется от мистики и магического реализма, до эротического романа и современной прозы. Но такое разнообразие способствует интересному восприятию, увлечению текстом и героями.

    В романе есть чётко сформированная идея, текст содержит в себе стойкую авторскую позицию, сюжет держится не на честном слове, а на чёткой структурной составляющей, которая продумана до мелочей.

    Но концовка сильно смазана. Резкий переход во времени, ответвление от основного течения сюжета не даёт полной картины происходящего, ломает привычный ритм повествование, что заставляет читателя путаться и перечитывать предыдущий текст, утомляясь и огорчаясь от непонимания сути вещей. Такое несоответствие нужно убирать иначе критические отзывы на роман, застуживающий высоких оценок критиков, будут появляться намного чаще, нежели при нормальном описании.

    5. Итог. Произведение заслуживает похвал в общем плане, хотя детали мешают
правильно воспринимать текст, что непременно скажется на отзывах от профессиональных читателей. Корректура романа проведена, но от редактуры отказываться не стоит есть моменты, которые прописывать нужно подробно, а есть те, которым не место в тексте. Но, если судить по состоянию литературы в целом, это произведение найдёт своего читателя, а продажи при наличии целевой аудитории пойдут в гору. Сама история заставляет задуматься о сущности бытия, задаться вопросом «А что там, наверху? Что, если неудачи неслучайны? Вдруг на небесах кто-то тоже играет свою партию, а на кону – душа». И это замечательно, когда произведение заставляет задавать вопросы, осмыслить свою жизнь и жизнь в целом.


Рецензии