Я старался дать женщине больше, чем взять у нее
420 лет назад в свет вышли знаменитые «Опыты» Монтеня
В 1960 году мне удалось приобрести и с огромным интересом прочитать редкостный в то время трехтомник произведений французского философа и писателя Мишеля Монтеня, очень скромно названный автором «Опыты». С тех пор, когда возникали сложные жизненные проблемы или приходили не совсем отрадные думы о нашей жизни, я снова читал и перечитывал захватывающие главы, подобно тому, как жаждущий путник в иссушающий зной припадает к живительному источнику, находя новый заряд бодрости. При этом, Монтень, живший более 450 лет назад, кажется мне ближе, понятней, интересней многих современных авторов.
В наше время, названное каким-то знатоком «веком сексуальной революции», любопытно узнать высказывания на этот счет Монтеня, одного из самых умнейших людей эпохи Возрождения.
Он родился в 1533 году в замке Монтень невдалеке от города Бордо. Отец его Эйкем-Монтень, француз, получивший дворянство, был весьма образованным человеком, мать Антуанета Лупп, принадлежала к еврейской купеческой семье. Классическое образование Мишель получил дома, досконально изучил латынь и античную историю. Затем - колледж в г. Бордо, позже изучил право. Служил советником при королевских дворах. То было время многолетних войн между монархами, пытавшимися объединить раздробленную Францию и крупными феодалами, отстаивающими свои владения и независимость; не утихала борьба между католиками и гугенотами, приведшая к кровавой варфоломеевской ночи.
Общественные потрясения, ответственные должности, путешествия по странам Европы, встречи с разными людьми - все это послужило богатым материалом для «Опытов». Над ними философ работал около 20 лет, вплоть до преждевременной кончины на 59-м году жизни. Главная цель «Опытов», признается философ, - привести соотечественников к свободе и разуму. Тем самым он как бы протянул руку Вольтеру, Дидро, Жан-Жаку Руссо и Великой Французской революции. «Он всегда будет любим, - писал Вольтер. - Он всегда оригинален, всегда блистает воображением, он всегда художник, наконец в нем есть то, что я особенно люблю – он всегда умеет сомневаться».
Главный объект исследования Монтеня - человек. О нем философ рассказывал со свойственной ему правдивостью, если даже это касалось интимной стороны человеческой жизни.
Чем, спрашивал Монтень, повинен перед людьми половой акт – столь естественный, столь насущный и столь оправданный, - что все не решаются говорить о нем без краски стыда? «Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, но стыдимся запретного слова. Древние мудрецы были менее щепетильны в вопросах любви, однако наставляли молодежь на умеренность: «И от Венеры кто бежит стремглав, И кто за ней бежит – равно неправ». Любовь не терпит, чтобы руководствовались чем-либо, кроме нее, особенно в браке. «От полезности и выгодности брака, говорил Монтень, зависит благоденствие наших потомков. При этом нужно, как учил Аристотель, сближаться с женой сдержано, помня о том, что если мы станем чрезмерно распалять в ней желания, это может заставить ее забыть о границах дозволенного и развратить, а у мужчин слишком бурное и частое наслаждение портит мужское семя и тем самым затрудняет зачатие. Мы без конца, - замечает философ,- будоражим эротическое воображение женщин, а потом жалуемся на их ненасытность.
В свое время Сократ на вопрос, что, по его мнению, лучше – взять жену или вовсе не брать ее, - ответил: «Что бы ты не избрал, все равно придется раскаиваться». Вольнолюбивые души,- признается Монтень,- вроде моей, ненавидящие всякого рода путы и обязательства, мало пригодны для состояния в браке. Я никоим образом не жаждал этого шага, но меня взяли и повели. И сколь бы развращенным меня не считали, я соблюдал законы супружества, ибо жениться, ничем не обязывая себя – предательство. Я старался дать женщине больше, чем взять у нее».
Что до подлинной любви, утверждает философ, то она зиждется на одном наслаждении, распаляемом стоящими перед ней преградами. И в чем нет ранящих стрел и огня, то вовсе не любовь. В то же время щедрость женщин в замужестве чрезмерно расточительна, что притупляет жало влечений и желаний мужчины. Однако бывает, что женщины порой решительно отказываются подчиняться притесняющим их правилам, установленных мужчинами, все в них бурлит и клокочет, «ведь мы знаем по личному опыту, до чего они ненасытней и пламенней нас в любовных утехах – тут и сравнивать нечего! Величайшая глупость обуздать в женщине то желание, которое в них так могущественно и так естественно. Из их собственных уст мы слышали одобрительные отзывы о римском императоре, а также императрице, прославленных великими достижениями в любви: он за ночь лишил девственности десяток сарматских пленниц, а она за одну ночь двадцать пять раз насладилась любовью, меняя мужчин соответственно своему вкусу».
Впрочем, не только женщины - иногда, сообщает Монтень, встречаются и мужчины ненасытные в любви. В Каталонии один мужчина не мог обойтись самое малое без десятка сближений в день со своей женой. Узнав об этой чрезмерной похоти, королева Арагонская повелела, чтобы число ежедневных сближений между супругами ограничивалось шестью. Законодатель древней Греции Солон допускал лишь три сближения в месяц. А философ Зенон лишь один единственный раз в жизни имел дело с женщиной, да и то из вежливости. Польский король Болислав и его жена Книга в день свадьбы по обоюдному согласию дали обет целомудрия и ни разу его не нарушили, вплоть до того времени, пока в них не угасло супружеское влечение».
Касаясь воспитания девиц того времени, Монтень замечает, что их с младенчества готовят исключительно для любви. «Моя дочь (она у меня единственная) в таком возрасте, в котором законы допускают замужество, но она, что называется, развития запоздалого, тоненькая и хрупкая. И все же многое знает об интимных отношениях, как и другие девицы. Эта наука рождается у них прямо в крови, ее непрерывно нашептывают им такие искусные учителя, как природа, молодость, здоровье. Если бы это вложенное в них неистовство страсти не сдерживалось страхом и стыдом, мы были бы опозорены ими».
Монтень убежден, что всякое побуждение в нашем мире, направлено только к спариванию и только в нем находит себе оправдание: этим влечением пронизано решительно все, вокруг него все вращается. В былые времена насчитывалось до полусотни богов, покровительствовавших этому делу. Сотни мудрецов древности, таких как Теофраст, Сократ, Платон, Сенека, Аристотель писали о половой любви. Римский властитель Зенон издал правила о положении ног и необходимых телодвижениях при лишении девственности.
Немало внимания Монтень уделяет особенностям мужского пола. Он приводит слова Платона о том, что боги снабдили мужчин членом самовластным, который, норовит, побуждаемый жадностью, подмять под себя все и вся. Египтянки на празднике вакханалий вешали на шею деревянное изображение мужского члена, сделанное весьма искусно, а на статуе их главного бога он был настолько большим, что превосходил размерами его тело. На этот орган, по установленному обычаю, сажали девиц при их вступлении в брак, чтобы тем самым укрепить семейные узы. Замужние французские женщины, в том числе соседки Монтеня, сооружали из своей головной повязки нечто похожее на мужской член, и он свисал у них на лоб, чтобы прославить его за наслаждения, которые он им доставляет; овдовев, они помещали эту вещицу сзади и прятали под прической.
Философ считал, что интимные отношения, данные природой как извечный инстинкт и как средство продолжения рода, внешне у некоторых народов отличались обычаями, подчас не только странными, но и чудовищными. Был такой народ, который, чтобы смирить похоть тех, кто приходил помолиться, содержал при своих храмах девушек и мальчиков, дабы ими мог насладиться всякий, и лишь после этого присутствовать при богослужении. В Восточной Индии, где целомудрие чтили, как нигде, обычай, однако же, допускал, чтобы замужняя женщина отдалась всякому, кто подарит ей слона, и гордилась, что так высоко ее оценили. В той же Индии одна из народностей завела у себя обычай, состоящий в том, что в день свадьбы жрец лишал новобрачную девственности, и делал это для того, чтобы, чтобы муж, познавая впервые жену, не испытывал никаких сомнений и не доискивался была ли она осквернена какой-либо прежней любовью. У племени савроматов женщинам дозволялось лечь вместе с мужчиной лишь после того, как она своими руками убьет на войне врага-мужчину. Скифские женщины выкалывали глаза своим рабам и военнопленным, чтобы свободнее и бесстыднее придаваться наслаждениям.
Нередко зловещим спутником любовных отношений бывает ревность. К этому чувству Монтень относился отрицательно: «Как мужская, так и женская ревность, - писал он, - глупая и беспокойная болезнь, поражающая душу. Горячка ревности уродует в женщине и искажает все, что в ней есть красивого и доброго. А мужчину это болезненное чувство приводит в ярость и даже толкает на убийство».
Писал Монтень о любви, уже будучи в преклонном возрасте, когда его пыл и влечение к женскому полу приостыли, но опыт молодости в этом деле, умноженный на мудрость старости, способствовали рассказать об интимных отношениях правдиво и занимательно.
Г. АУГСБУРГ, 2014
Свидетельство о публикации №217072801546