Почему не платит Госдеп

Сегодня, 28 июля, у меня день рождения. И в качестве подарка моим уважаемым читателям я представляю весьма любопытную заметку. Не знаю, можно ли её назвать полноценной статьёй — сами решайте. Первый набросок был сделан ещё в январе 13-го года. Сначала, как это у меня водится, был ответ на вопрос, но позже кое-что добавлялось, дописывалось и исправлялось, и вот получилось то, что получилось.

Многие ныне в нашей стране задаются вопросом, можно ли жить не в нищете и не на социальном дне, и при этом не заискивать перед начальством, не врать по принуждению, иметь своё мнение и не бояться отстаивать его. А вы задавались таким вопросом? Удалось ли вам его решить? А может вы уже решили эту невероятно трудную на первый взгляд дилемму. Как быть одновременно и честным, и не бедным — интересно узнать?
Оказывается это не проблема России последних десятилетий, и даже в древности было нечто подобное — когда жестокие и немилосердные правители давили свою интеллигенцию. И уже давно всё было описано, учтено и "разложено по полочкам". Вам предлагается аж 6 (шесть) способов решения этой непростой социальной задачи! Есть из чего выбрать, согласны?
Статья написано немного афористичным языком, и в принципе по каждому предложению можно давать отдельную лекцию, но я с вашего позволения этого делать не буду ;)
Зато просто предлагаю вам подумать над каждой фразой — это не моё знание, и потому в нём много мудрости. Я верю, что однажды интеллектуалы России станут по-настоящему честными и бесстрашными, а Россия обретёт долгожданную свободу!

Итак, можете поздравить меня с днём рождения и почитать эту благотворную статью под названием

Почему не платит Госдеп, или Стратегии выживания интеллектуального сословия

I
Богатство является одним из шести достояний человека, т.е. обеспеченный человек лишь на 1/6 совершенен. Ещё одним достоянием является знание. В нынешнем обществе не все понимают, что умные люди не менее достойны уважения, чем богатые. Более того, знание является высшей ценностью, поскольку его невозможно израсходовать, в отличие от всего остального. Вы не можете потратить ваши интеллектуальные наработки и жизненный опыт даже если поделитесь этим со всем миром.


II
У интеллектуала должны быть минимальные потребности. В идеале у него может быть запасов на неделю, не больше. Следует понимать, что это плата за репутацию. Отрицательный пример — это высшие иерархи РПЦ. Брахман (интеллектуал) должен заниматься четырьмя видами деятельности: религией, философией, наукой и искусством. Очевидно, что если он будет зарабатывать деньги с утра до вечера и копить богатство, он не сможет делать то, что должен. Если вы не представляете свою жизнь без роскоши, идите в бизнесмены или в чиновники. Взрослый человек должен выбрать, что для него важнее. Совместить в себе деятельность различных варн (социальных укладов) невероятно сложно.


III
Очень важный момент — надо стараться, чтобы у вас не было никаких вредных привычек (приём алкоголя и наркотиков, табакокурение), так как это:
1) тратит большую часть ваших из без того скудных средств на всякую дрянь (к тому же цены на табак и алкоголь постоянно повышаются, про наркотики и говорить нечего);
2) приводит вас к физической и психологической зависимости, при помощи которой вами легко манипулировать (особенно тяжело вам будет, если, не дай Бог, окажетесь в местах заключения — очень многих политических заключённых ломали через их вредные привычки, когда человек ради пачки сигарет мог пойти на любую мерзость и гнусность);
3) резко снижает ваши интеллектуальные возможности (пьянице тяжело написать или сказать что-то по-настоящему разумное, так как мысли путаются в голове), правда на какое-то время употребление наркотиков повышает творческий потенциал, однако это время крайне непродолжительно и приводит, в итоге, к полному и окончательному распаду личности (см. следующий пункт);
4) очень негативно сказывается и на физическом, и на психическом здоровье и приводит к раннему уходу из жизни (вот только несколько примеров: Сергей Есенин — суицид на почве алкоголизма, Владимир Высоцкий — сравнительно ранняя смерть из-за приёма алкоголя и наркотиков в "ударных" дозах, Александр Вампилов — трагическая гибель из-за алкогольного опьянения, Эми Уайнхаус — смерть в молодом возрасте из-за наркотической зависимости, Честер Беннингтон — суицид из-за наркотической интоксикации, на самом деле таких примеров сотни);
5) снижает вашу чистоту, возможность донести своё мнение до людей и вовсе не делает из вас какого-либо морального авторитета (пьяницу и наркомана никто слушать не будет).
Исходя из вышесказанного лучшее решение для интеллектуала — добровольный и постепенный отказ от приёма каких-либо одурманивающих средств: табака, наркотиков и алкоголя, включая так называемые "лёгкие наркотики", "культурное питиё" и пьянство "по праздникам". Оставьте невежественным людям возможность травить своё тело и сознание, а сами будьте выше этого!


IV
В Законах Ману объясняется, каким образом брахману следует поддерживать своё существование в этом мире (Манава-дхарма-шастра, глава 4, шлоки 2-11). Всего существуют шесть способов. Далее они перечисляются мной в порядке убывания предпочтения:

1. Шикша (обучение) — считается самым высшим, поскольку интеллектуалу естественно этим заниматься. Применительно к нашим условиям можно устроиться преподавателем в университет, учителем в школу (особенно охотно берут мужчин и учителей в сельские школы), воспитателем в детский сад, или заняться репетиторством на дому. За репетиторство можно, кстати, получать неплохие деньги. Туда же входит написание курсовых и дипломов за нерадивых студентов.

2. Амрита (деятельность, ведущая к бессмертию) — жить на пожертвования, не прося их специально. Считается очень трудным, но зато вас никто ни в чём не упрекнёт. Наградой за такое существование является острота разума, резкое увеличение духовных наработок (включая интуицию) и творческих талантов. И это единственный способ существенно и быстро повысить свой интеллектуальный, духовный и творческий багаж. Жить, на что подадут, в современном обществе чрезвычайно сложно и требует определённой смелости, но я знал таких людей.

3. Мрита (деятельность, ведущая к смерти) — жить на пожертвования, прося их. Причём не обязательно стоять в переходе, система грантов также сюда относится. Следует понимать, что вы просите пожертвования на поддержание жизни в теле, а не на то, чтобы дать нужный интеллектуальный продукт вашему спонсору. Вы продолжаете двигать религию, философию, науку или искусство в нужном вам направлении, а если кто-то пытается что-то навязать, вы говорите ему "Давай, до свиданья!" и ищите нового жертвователя. Этот способ гораздо проще предыдущего. Наши люди подают весьма охотно, если об этом попросить (только не забывайте их благодарить, добрые люди любят вежливых). Я служил в благотворительной организации, проблем со сбором пожертвований не было никогда; причём на прокорм себе мы оставляли в десятки раз меньше, чем на раздачу нуждающимся — так всего было много.

4. Рита (праведная деятельность) — жить на то, на что никто не претендует. Сюда входит сбор даров природы, сбор (и дальнейшая продажа) бутылок, металлолома и т.п. И главное — сбор уже собранного урожая. Дело в том, что на полях остаётся довольно много всего, и если придти туда перед осенней вспашкой, то можно набрать несколько кулей зерна и овощей. В сталинские времена за сбор колосков сажали, но сейчас отношение куда лояльней, крестьяне сами призывают доубирать то, что осталось — им так проще потом пахать. Этот способ считается ниже предыдущего по статусу, так как сбор пожертвований всё-таки брахманическая деятельность.

5. Прамрита (деятельность, причиняющая гибель другим живым существам) — земледелие. Земледелие для брахмана плохо тем, что отнимает слишком много времени и высасывает из тебя все жизненные силы (если ты один пашешь, разумеется) — тут уж не до науки или творчества. Тем не менее, если другие способы не работают, а жить на что-то надо, то это приемлемый вариант.

6. Сатйанрита (праведно-лживая деятельность) — торговля. Любая торговля связана с обманом, что для брахмана критично. Лучше всего выбрать для себя что-то из предыдущих пунктов, но если выхода нет, тогда и торговля допустима. Излишне говорить, что торговать своими мозгами, творчеством или духовными открытиями не следует. Перепродавать следует вещи, не связанные с основной деятельностью. Также следует понимать, что торговля — временный вариант, обычно у брахмана коммерческие дела идут не очень хорошо.

7. Швавритти (собачий образ жизни) — услужение. Не следует наниматься к кому бы то ни было, и использовать свой разум и творческие таланты для продвижения чьих-то корыстных и низменных интересов. Нужно стараться приносить пользу всему обществу, поэтому услужение категорически не приемлимо, оно сводит вас до уровня шудр (наёмных рабочих). Если вы можете работать руками, поступите на обычную работу, но на ваши убеждения не должен влиять никакой начальник.


V
Как бы вы ни устроились в этом мире, у вас должно быть достаточно времени и свободы делать то, что вы считаете нужным. Если кто-то ограничивает ваше время или свободу, лучше найти менее престижную работу или вообще не работать, а жить на пожертвования, или сдавать квартиру в городе, а жить в деревне. Вариантов много. Наши потребности должны быть минимальными, а мышление максимально возвышенным.

В качестве примера можно привести Виктора Цоя, который работал на кочегарке, но это совершенно не мешало его творчеству. Наоборот даже, он там устраивал репетиции и эта котельная ("Камчатка") была в своё время культовым местом.

А в заключение, процитирую из Законов Ману. Манава-дхарма-шастра, глава 4, шлока 11:
"Ради средств к существованию ни в коем случае не следует вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана — прямую, честную, чистую".


Рецензии