Распятие

Последний год у меня странный Ренессанс любви к Высоцкому. Я обязательно слушаю его в машине, на телефоне, когда еду своим ходом. Все остальное, даже Суханов, как приложение. Я могу слушать его часами. Я начал изучать его исполнительское мастерство, поскольку стихи знаю, практически, наизусть.
Земфира как-то сказала: я совершенствуюсь в вокале, но теперь меня интересуют согласные. Важнейшая мысль! Я всегда удивлялся, почему никто не обращает внимание на согласные Высоцкого.
Так вот, мне стало интересно, какова, вообще, плотность фишек, тропов в исполнении Высоцкого, все эти хрипы, утрированные согласные и проч. Я стал копаться подробнее... Плотность вокально-декламационных приемов у Высоцкого равняется, приблизительно, количеству букв. Не только каждое слово в песне - это исполнительский троп (вроде, "квшхалллодный"), но и каждая буква. А некоторые гласные в конце слов расщепляются, плавно переходя в междометие. Так слово "хозяюшка" в "Баньке по белому" - это, возможно, близость, внезапная, авантюрная, но последний звук 'а' переходит в междометие 'а", где страшная усталость, и судьба, и вся сверхзадача песни...
Так вот, это все прелюдия.
Я недавно решил посмотреть довольно старое щоу, где бывший участковый Высоцкого выдвигал свою версию смерти - Высоцкого убили друзья.
Я смотрел с удовольствием. Не из-за детективного интереса. Просто смерть - часть жизни, а узнать что-то новое из жизни Высоцкого - это, как встреча с ним.
Я, впрочем, еще в 80-х слышал, что друзья связали его ушли на кухню пить, а когда вернулись, он уже остыл. Что он стал жертвой собственного голоса. Дикая, парадоксальная подробность. Его нарколог рассказывал, что Высоцкий даже стонал во время ломок так, что можно было заслушаться. Близкий круг никак не соглашался на предложение врачей ввести Высоцкого в искусственную кому и таким образом вывести из страшнейшего запоя-ломки. Катетр мог безвозвратно повредит связки и убить голос, который так по разному любила страна.
Но тут меня вдруг эта ситуация ранила в самое сердце. Раньше со всеми этими откровениями о наркотиках и так далее, эта деталь не очень-то шокировала. Но тут я вдруг представил все это воотчию, и на шоу муссировалось, что его нельзя было связывать без реанимации, что у него были плохие сосуды, плохое сердце...
И вдруг я подумал, какая страшная, какая символическая смерть. Не просто гений, а символ свободы для 250 миллионов умер от того, что его мучительно, смертельно, невыносимо связали.
Ведь это, практически, распятие, смерть на кресте!


Рецензии