Нарративные техники в литературе. Фр. 1

PreSkriptum

Прослушал на несколько раз лекцию Д.Быкова о "нарративных техниках в литературописании на основе американской литературы".
Посчитал это дело КРАЙНЕ! ПОЛЕЗНЫМ! для КАЖДОГО! ГРАФОМАНА!.
Потому перевёл звук в текст, и предлагаю почитать.
Можно, конечно, тупо прослушать ролик.
Но в тексте выглядит значительно мощнее, ибо можно несколько раз пройтись по нужному фрагменту и намотать кое-что на ус.
А также можно наиболее ценное скопировать, напечатать бумажную памятку, и повесить её над рабочим столом.

----------
Нарративные техники по Д.Быкову. Стенография лекции от Pol_Ektof. Фрагмент 1.
----------

1.
Вечный вопрос о том, почему не читают современную русскую литературу, или почему её не перечитывают, упирается в два достаточно печальных фактора.
В своё время Елена Иваницкая и Михаил Эпштейн(?) и многие другие одарённые люди задавались вопросом о «феномене интересного».
Что такое «интересно»?
Ну вот Иваницкая, например, утверждала, что интересное базируется на соотнесении автора и читателя. Или на соотнесении героя и читателя.
Как вы помните пергаменты Микеадоса, когда дочитываются до конца романа, герой понимает, что в конце их зашифрована их собственная судьба. И читают с двойным интересом.
Если читатель читает и ему непонятно, то это вызов, как минимум, по двум пунктам. Во-первых, он будет считать себя очень умным, если он эту загадку разгадает, а по позитивной идентификации это всегда приятно.
Во-вторых, обаяние тайны: так устроена человеческая природа, что таинственное нам всегда интересно.
И третий момент, о котором почему-то никто никогда не говорит. Наверное потому, что он стыдный. Понимаете, он из разряда «simple splashes »: с интересом читается то, что с интересом пишется.
Вот это разгадка того, почему, например, графомания всегда читается с таким наслаждением. Ну, не каждый же признается себе, что графоманские сочинения, ну, например, «Литература после литературы. Сборник РГГ-ушники»,  автор подробно описывает свою комсомольскую биографию, как он там с бандитами боролся, потом партийную карьеру делал. Это читается с наслаждением, потому что он с наслаждением писал.
Только то, что интересно было писать, может вызвать у читателя некую эмпатию по этой части, эмпатию наслаждения.
И надо вам сказать, что девяносто процентов современной русской литературы пишется, как правило, без горячего желания это делать. Более того, по принуждению: чувствуется с каким насилием автор загонял себя за компьютер. Он бы с гораздо большим удовольствием ещё бы два пасьянса разложил, ещё в Фэйсбуке посидел, ещё бы на почту ответил, кабуть которая ему двадцать лет не нужна. Но только, чтобы не писать больше эту нудьбу о том, как Иван Иваныч вышел из дому. Но это невыносимо.
Мне кажется вот, что есть как минимум три фундаментальных причины, по которым современная русская литература не перечитывается. То, что она не читается – бред. Есть масса критиков, которые её читают.  И нам за это платят – за эти обзоры. Есть масса премиальных жюри, которые вынуждены читать всю эту лажу. Но, она не перечитывается, вот это самое страшное. Самое страшное в литературе, когда она не вызывает желания открыть её второй раз.
Так вот три причины. Во-первых, она пишется без удовольствия. Во-вторых, автор не думает о читателе. Не думает чтобы читателю было интересно. Не думает о том, чтобы интерес переворачивания страниц, чтобы прилипание взгляда к строке сопровождали чтение его текста. Он считает текст уже самодостаточным, он уже приложил усилие, и мы все должны теперь вечно быть ему по гроб обязаны, хотя нам даром это, в общем, не нужно.
И третья вещь. Вот третья вещь самая печальная. Это ОДНООБРАЗИЕ НАРРАТИВНЫХ ТЕХНИК.
До сих пор девяносто процентов, кабы не сто, и есть даже соблазн включить себя в это количество, кабы не сто процентов русских писателей пишут по принципу «у меня одна струна, Казахстан моя страна». Это, вот, я от жены выучил все эти прекрасные поговорки, и это очень справедливо.
Понимаете, страшное однообразие манер рассказывания.
Я должен довольно чётко очертить тот момент, ну, отметить во всяком случае, на такой прямой литературного развития тот момент, с которого нарративные техники вообще стали играть какую-то роль в повествовании. Это вторая половина пятидесятых годов девятнадцатого столетия. И вы будете смеяться, но за это опять спасибо русским.
Если посмо… вообще, русские изобрели всё. Так что борцы с космополитизмом были правы. Одно я могу сказать со стопроцентной гарантией: современный европейский роман, каким мы его знаем, изобрёл Тургенев.
Все говорят, что Тургенев самый «западный» из русских писателей. Это неправда. Самый «западный» из русских писателей это Достоевский. Он набрался, да, при всём его славянофильском духе, он набрался у Шиллера романтического духу, у Диккенса детективного духу, у Бальзака интереса к деньгам. Он – типичный западный романист, причём романист «дотургеневский», романист неряшливый, многословный.
Что представлял собой европейский роман до Тургенева проще всего понять по чудовищно толстым текстам Диккенса, страшно многословным и неряшливым,  по Эжену Сю, по Дюма, и по дотургеневскому Флоберу.
Вот у нас есть замечательный эксперимент: что писал Флобер до знакомства с Тургеневым, и что стал писать после.
Ведь Тургенев принёс в русский роман, и принёс его на запад, кстати говоря, пять черт, которые сегодня этот роман определяют. Никакого  Модиано, никакого Бегбедера, Уильбека никакого, не было бы без Тургенева.
Во-первых, тургеневский роман КОРОТКИЙ! Сжатый! Он быстрый! Он читается стремительно, поэтому его надо перечитать: всегда находишь то, что ты пролетел.
Второе: он безфабульный. Сюжет есть, фабулы нет. Фабулу читатель должен достраивать самостоятельно. Ну что такое: два студента ездят из дома в дом. И всё равно всё время интересно.
Третье: он острополитический. Он очень актуальный, он привязан к реальности. Поэтому он вечноактуальный, потому что политические коллизии , в отличие от бытовых, имеют свойство повторяться.
Четвёртая его черта: он полифонический. Вот полифонию открыл Бахтин применительно к Достоевскому… Где он там нашёл полифонию непонятно. Когда мы читаем Достоевского, мы всегда слышим этот прерывистый авторский шепоток, который ему говорит: так не делай, так не делай, туда не ходи, сюда ходи. Этот человек плохой, потому что он красавец, этот плохой, потому что он богат, а этот хороший, потому что он больной и бедный, делай как я… я такой же.
И, кстати говоря, у Достоевского даже… всегда очень чётко помечен протагонист.
Вот смотрите: все главные вещи, все главные истины в «Преступлении и наказании» изрекает человек, у которого жидкий блеск карих глаз, зорких. Жёлтое сморщенное лицо. Покашливание. Привычка к пахитоскам. Нервы. И постоянно он себе говорит: я-с, я-с поконченный-с человек. Вспомним, да?
Порфирий! Ну это же готовый автопортрет. Он таким и был, и он и у Сниткиной просил руки, говоря, что он поконченный человек. Ему уже за сорок, и он жёлтый, и он умрёт скоро.
У Достоевского всегда есть персонаж, который всегда является носителем авторских взглядов. Даже более того, у Достоевского всегда есть обязательное «коммео» такое небольшое. Например, он вводит в «Бесов» персонажа Федьку Каторжного. Каторжный Федька понятно кто у нас, да? 
А у Тургенева никогда нет протагониста. Мы никогда не знаем кто является носителем авторской точки зрения. Он говорит: «а я вообще разделяю все воззрения Базарова, кроме его воззрений на культуру и природу». А потом мы думаем, что он вообще может быть он Аркадий. А, может, он Павел Петрович. И только самые умные понимают, что все бонусы в романе получил кто? Любимую Фенечку, сына, хозяйство всё равно это… патер Фамилио, играющий на виолончели в глубине Курской губернии. Вот автопортрет. Потому что Николай Петрович ничего общего не имеет с огромным, бородатым красавцем Тургеневым.
Протагониста нет. Протагонист распределён поровну между всеми героями. Я, честно говоря, и в «Нови» не знаю за кем правда. Может быть и за Неждановым. И в «Дыме» не знаю за кем правда. Может она за Потугиным, а может за Литвиновым. Вот это полифоничность.
И пятая черта. Тоже очень важная: это роман иронический, насмешливый. Там очень много авторской, желчной иронии. Ну вспомним у Тургенева, да, про Ситникова он говорит, что Ситникова недавно побили, но он отомстил:  в газетной заметке намекнул, что побивший его  - трус. (в зале смех.) Это до сих пор смешно, понимаете. Это хорошо. И, вообще, Тургенев - весёлый автор, чрезвычайно.
А, ну и, конечно, ещё есть одна важная черта, которая присутствует, правда, не во всех его романах, это некоторый налёт мистики, которая придаёт тексту, как в известном пацанском(?) рассказе «Ужас», где пересказывается, как известно,  тургеневская  устная новелла, это всегда придаёт «чтивость(?)».
Вот Тургенев принёс новый нарративный текст. И западный роман стал развиваться безудержно. Он получил очень мощный формальный толчок. Стали появляться романы принципиально новые. Романы, написанные задом наперёд. Романы, в которых… ну кстати, в этом плане Гоголь со «Страшной местью» тоже опередил всех. Романы, принципиально незаконченные. Романы бессюжетные. Романы, представляющие собою дневник сумасшедшего, как скажем, в повести «Орляна ***(тут неразборчиво)», и так далее. Пошло бешеное развитие формальных тем.
Так вот, что нам важно на самом деле? Нам важно, что американцы каждую из этих повествовательных техник заботливо вызубрили и стали дотошно развивать. Ну, например, у американцев есть главный мастер литературы  ужасов Стивен Кинг.
Он прочитал вовремя Джойса. Он, как вы знаете, является учителем английской литературы по образованию.
Это ему принадлежит гениальное определение. «Что есть учитель? Собака Павлова: по звонку заговорил, по звонку закрылся». Он ненавидел детей и, собственно, об этом и написан его лучший рассказ «Иногда они возвращаются».
Но! Он всё-таки Улисса прочёл. И какую технику он у него взял прежде всего? Ну конечно это тоже не Джойс придумал, впервые мы это видим, когда Анна Каренина едет на вокзал… Помните: собаку с собой взяли, и собака вам не поможет… Поток сознания!  Кинг очень любит, понимаете, поток сознания своих героев писать. Это ни с чем не связанные, иногда в этом потоке сознания, и как во всяком потоке тут несутся щепки, палки, ветки. Несутся какие-то слова случайные, несутся какие-то цитаты из стихов. Мысли, на которые автор болезненно закольцован. Удачнее всего поток сознания написан в «Мёртвой зоне». Помните, когда Джонни Смит ловит маньяка и проникает в его мысли, и мысли этого маньяка переплетаются с его собственными догадками, вдруг он чувствует как что-то влажное течёт по плащу, и понимает, что этот маньяк перерезал своё горло в уборной… помните, да, эту сцену?    Вот абсолютно джойсовская манера писать поток сознания, она досталась самому беллетристичному, самому, можно сказать, доступному и популярному американскому автору.
Другие приёмы Джойса. Например, его знаменитое музыкальное письмо в главе «Сирена». Вот эта попытка имитации звуков. Этим довольно широко пользуется другой выдающийся писатель, о котором я буду говорить подробно, Марк Данилевский, автор классического уже сейчас романа «Дом листьев». Там, где нужно имитировать описываемое, Марку нет равных. Могу о нём так запросто говорить, поскольку меня с ним связывает чрезвычайно долгая заочная дружба. Я и «Дом листьев» переводил. Вот Данилевский – настоящий безумец: он уступил нам этот роман за полторы тысячи долларов, так как такого не бывает. Но ему важно, чтобы его прочли в России.
Так вот Данилевский он использует очень простой романный приём, который, тем не менее, в России практически не используется.  В России до сих пор считается, что написать «Иван Иваныч вышел из дому» это нормально. А он имитирует описываемое. Если он описывает быстрый пробег по тёмному пространству, он делает несколько страниц абсолютно тёмными, и в середину страницы ставит одно белое слово. Ясно, что герой быстро бежит в темноте.
...
--------------

Дальше я не стенографировал, хотя дальше не менее интересно и полезно... но кто его знает. Может, когда-нибудь и вернусь... Так что уж простите.


Рецензии
А зачем писателю думать о читателе? НЕ секрет, что писатель пишет прежде всего для САМОГО СЕБЯ. То есть, для самореализации, самовыражения. И при чём здесь читатель?

Алексей Курганов   28.07.2017 11:18     Заявить о нарушении
1. Смотря у кого какая цель, Алексей. Есть вроде вас сочинители: вы пишете исключительно для себя... и ради бога, никто вас не заставляет перековываться. Можете даже жениться на своей книжке... для интереса. Или сжечь. И даже не печатать книжки, и не писать на бумаге, а удовлетвориться монитором с клавиатурой: карты вам в руки.
2. А зачем вы тогда показываете свою писанину ДРУГИМ? Чёт как-то не логично. Уйдите тогда с Прозы.ру, какого хрена вы тут делаете?
3. А есть такие писатели и графоманы - которых имеет в виду Быков - которые рассчитывают! на! читающую! публику. Вот Быков (не вам, а для других) и говорит, что писать "чисто для самоудовлетворения" это один стиль, а если, господа хорошие, рассчитываете на чтение, читабельность, популярность, то будьте так добры, скоррелируйтесь. Не обязательно унижаться, разжёвывать и прогибаться, но и не стоит корчить из себя Бога.

Ярослав Полуэктов   28.07.2017 14:38   Заявить о нарушении
Отвечаю по пунктам. Начну сразу со второго, потому что первый - просто глупый. Я не Гоголь, чтобы чего-то жечь. Так что ответ на пункт второй: я выставляю свои тексты здесь, на ПРОЗА.ру исключительно для ЗАБАВЫ. Я так забавляюсь, понимаете? Кроме того, мне откровенно смешна эта градация сочинителей на т.н. писателей и т.н. графоманов. Смешна потому, что никакой ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы между ними НЕТ (да никогда и не было)! Вопрос терминологии - и только. Третье. Что касается Быкова и Ко, то, по-моему, он - обыкновенный позёр. У него проблемы со здоровьем (говорю это как врач), значит, комплексует, и вот этим самым позёрством свои компленксы пытается компенсировать. Тоже ничего сложного. Обыкновенная психо-физиология. Четвёртый курс мединститута.
И вывод: не стоит относится серьёзно к тому, что серьёзным быть в ПРИНЦИПЕ не может (видите, опять принципы). Имею в виду выставляемые здесь тексты. ЛИТСАЙТ как информационная площадка этот то же ЛИТОБЪЕДИНЕНИЕ времён Советской власти или какой-нибудь союз писателей ( их сегодня более двадцати) времён нынешних. ТО есть, обыкновенная опять же ЗАБАВА для взрослых людей, в силу своей амбициознсти почему-то уверенных, что они и есть ТВОРЦЫ.

Алексей Курганов   28.07.2017 19:41   Заявить о нарушении
Пункт 2. "Забавляетесь". Это в смысле, что вы демонстрируете свои произведения тут для чего?
- Чтобы их не читали? И вам от этого смешно?
- Или для того, чтобы всё-таки читали? И вам смешно, когда ваше чтиво воспринимают "на полном серьёзе" в то время, как оно для вас является "забавой" и, выходит, розыгрышем доверчивых?
О Быкове. Быков разный. Он часто попадает в точку (когда не касается политики), а говорит о литературе. Его высказывания вовсе не всегда парадоксальны, а чаще всего полезны и заставляют думать. Его эрудиции, памяти, мастерству стихоплёта и прозаика стоит позавидовать. В смысле мастерства он в ПЕРВОМ эшелоне теперешних русскоязычных писателей, а также "помощник и протеже" многих действительно достойных литераторов. Можете со многим не соглашаться: я на истину вовсе не претендую. А в вас, мне кажется, но я могу ошибаться, говорит зависть. Отсюда чёрно-белое клише на Быкова, в то время как Быков "многоцветен" и эволюционирует (не всегда в лучшую сторону). Его можно не любить и всяко, но при всех своих человеческих недостатках, он - безусловный талант (если не гений) нашего литературного времени.

Ярослав Полуэктов   28.07.2017 20:21   Заявить о нарушении
Интересно, но не однозначно. С оценкой Тургенева и Достоевского, пожалуй, соглашусь. Хотя мне больше нравиться многословный Достоевский. Ему ведь платили за объем. :)
А вот о том, что политические темы более "вечные", чем бытовые - не согласен. Людей всегда будут волновать бытовые темы: отсутствие денег, неразделенная любовь, страсть, зависть, страх смерти и страх жизни. А вопрос о том, какой император будет на престоле волнует только в плане велечины налогов и призыва на войну. т.е. политические проблемы - это лишь отражение бытовых.
Ну и ещё... из текста можно понять, что чем необычнее повествование, чем меньше в нем смысла и сюжета, то тем оно интереснее. Очень спорно. мне кажется, что главное чтобы у пишушего было что сказать своему читателю.
Ну и от читателя зависит. Мне, например, Уллис показался чистейшей спекуляцией, что бы не говорили окружающие.
ИМХО.

Ещё хочу защитить от упреков: "зачем же вы тут публикуетесь" утверждающих о равнодушии к внешней оценке. Хотя такие утверждения не всегда честные, но ведь нормальный человек не может быть полнейшим интровертом. Даже интроверту приятны внимание и одобрение. Может быть их ценность не столь важна.

Синферно   29.07.2017 21:26   Заявить о нарушении
Орфографические ошибки вижу, но тут их исправить почти невозможно. Извиняюсь.

Синферно   29.07.2017 21:28   Заявить о нарушении
Для Синферно: Я бы относительно сравнения важности "бытового" и "политического" в литературе сказал бы так: "быт" интересует всегда и практически любого читателя - быт любой эпохи и любого народа.
"Политика" интересует так же всегда: и как фон для быта, и как тема сама по себе. Только интерес это возникает либо со временем: "а как же при царе Горохе-то жили, и сам царь каков был", либо в тот момент того времени, в котором ты находишься, но когда ты не понимаешь общего направления развития или деградация, или усыхания общества. Это интересно в смысле "а что нас ждёт в ближайшем и дальнем будущем? а не будет ли катастрофы? а вот раньше-то лучше было". И этот интерес подспуден. Рассматривая дотошно "детальки быта" всегда примеряешь его к среде политической.

Ярослав Полуэктов   30.07.2017 01:06   Заявить о нарушении
Почему и для чего писатель водит пером или нажимает на клавиши компьютера? Что это вообще за странность создавать из слов мир, который или существует сам по себе или не существует вовсе? Пишет писатель для себя или для читателя? Вопрос странный, который может возникнуть только в наивном сознании. Писатель, конечно, прежде всего, пишет для себя. Выдыхает скопившийся в груди воздух. Рефлексия творчеству как глубинному, почти неподконтрольному чувству вредит. Можно краем сознания следить за тем, как будет воспринимать читатель писательское высказывание. Но такое разделение отнимает силу непосредственного стихийного чувства. Писательство, конечно, включает в себя присутствие читателя, потому что сам писатель в то же время и человек из читательского мира.
Давно известно, что если неинтересно писать, то неинтересно и читать. Но бывает, что, начав с Ивана Иваныча или Дмитрия Ионовича, писатель входит во вкус работы, и рассказ становится живым. Ведь профессионал не ждёт вдохновения; он садится и работает, как это делает музыкант, артист, художник. Всякое дело требует постоянной тренировки, и, если есть потенциал, то можно, начав с ничего, расписаться и выплыть на большую воду свободного творчества. Вдохновение, говорил П. И. Чайковский, это такая дама, которая не приходит сама. Она ждёт, когда её позовут.

Валерий Протасов   09.03.2019 10:37   Заявить о нарушении
Человеческое творчество, вообще, очень странный феномен. Чего стоит процесс сложения последовательности звуков, писков, скрипов и тд. в токкаты и симфонии? А декламирование нараспев непонятных текстов? А пачканье натянутых холстов разноцветными красками? Что-то в этом есть иррациональное и сугубо человеческое.

Синферно   09.03.2019 20:19   Заявить о нарушении
Странный от того, что некоторые части мозга живут отдельно от других частей мозга. Самая тайная часть мозга, накрепко привязанная к организму, - вообще эгоистка и самая последняя экономка - она предпочитает не думать, а увиливать от "думания". Так она экономит энергию организма через себя. А это существенный вклад в экономию энергии, так как на работу мозга уходит 25% энергии, потребляемой организмом (не в момент спорта, конечно). Имеется другая часть мозга, которая напичкана цивилизационными ограничениями, - этакая компрадорка и предательница организма. Та часть мозга, которая отвечает за творчество, накрепко связана с первой и второй частями мозга. В зависимости от того, какова их доля в творчестве, зависит и успех творческого предприятия. Безусловно, что для творчества нужны как "механическое" мастерство, так и в некоторой степени генетика, но больше всего некая внутренняя свобода, раскрепощение от условностей и включение "быстрой рецепторики". Где какие доли (участки) мозга и за что они отвечают, со стопроцентной точностью сегодня ответить НЕВОЗМОЖНО. Нет ещё томографов достаточного разрешения, чтобы ставить опыты над человеком в живом состоянии и получать достоверные результаты. Имеющиеся на сегодня утверждения о роли участков мозга имеют огромный процент погрешности, а часть утверждений просто сфальсифицирована.

Ярослав Полуэктов   09.03.2019 21:29   Заявить о нарушении
Очень верно замечено. Загадочный и самодостаточный процесс. А всё остальное - социальный заказ.

Валерий Протасов   10.03.2019 11:15   Заявить о нарушении