А ты простила? Монолог Иудушки Головлева

"Слышала ты, что за всенощной сегодня читали? – спросил он, когда она, наконец, затихла, – ах, какие это были страдания! Ведь только этакими страданиями и можно… И простил! всех навсегда простил!
Он опять начал большими шагами ходить по комнате, убиваясь, страдая и не чувствуя, как лицо его покрывается каплями пота.
– Всех простил! – вслух говорил он сам с собою, – не только тех, которые тогда напоили его оцтом с желчью, но и тех, которые и после, вот теперь, и впредь, во веки веков будут подносить к его губам оцет, смешанный с желчью… Ужасно! ах, это ужасно!
И вдруг, остановившись перед ней, спросил:
– А ты… простила?
Вместо ответа она бросилась к нему и крепко его обняла.
– Надо меня простить! – продолжал он, – за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?! – почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, – где… все?…"

Этот монолог Иудушки Головлева митрополит Вениамин Федченков считает  единственным подлинным исповеданием христианства в русской литературе. Здесь Михаилу Евграфовичу удалось передать целительную для души суть прощения других. Все мы, как и Иудушка, всю жизнь находимся в кругу призраков, ведем с ними непрерывный диалог, предъявляя свои обиды и обвиняя обидчиков. И только прощение дает душе освобождение. В этом смысл последних слов Головлева: "Где все?" Окружавшие его и мучившие его призраки исчезли... А еще есть прекрасные слова Бориса Шергина: "Жалость к себе - это бешанина". То есть, человек жалеющий себя, обвиняет во всех своих бедах других, но при этом в жизни становится по отношению ко всем "бесом". Ведь Иудушка очень жалел себя и именно поэтому сотворил столько зла для окружающих...


Рецензии