Развитие речи и речевого мышления

Все мы, взрослые, – родители, воспитатели, педагоги – хотим, чтобы наши дети научились хорошо говорить. Хорошо – значит, грамотно, логично, связно. Мы хотим, чтобы они научились выражать свои мысли и чувства, чтобы их коммуникация всегда была успешной.

Не секрет, что многие умения и навыки ребенок усваивает в самом раннем возрасте. Педагоги знают, как сложно бороться с ошибками, прочно вошедшими у ребенка в привычку. Гораздо проще сразу сделать все правильно.

Если ребенок не выговаривает те или иные звуки, родители сразу обращаются к логопеду. А если с произношением все в порядке, можно ли быть уверенным, что ребенок развивается правильно? Логопеды, работающие не только над правильной постановкой звуков, но и над развитием связной речи, занимаются, как правило, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. А как помочь в развитии речи детям постарше?

В ближайшее время мы опубликуем материалы, содержащие практические рекомендации, которые будут полезны всем, кто работает с детьми и стремится помочь им научиться хорошо и правильно говорить.

В этих статьях мы рассмотрим развитие речи в трех семилетиях от рождения до 21 года. Идея такой периодизации развития используется, в частности, Рудольфом Штайнером, основателем вальдорфской педагогики.

Описание этих этапов развития, представленное в статье Ирины Хануковой «Особенности учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе», показывает нам, что для каждого из семилетий существует свой «девиз», характеризующий основное настроение данного периода: мир добр, мир прекрасен, мир истинен.

В первом семилетии для гармоничного развития ребенку требуется хороший пример для подражания, который могут дать ему родители и другие члены семьи, воспитатели, а также все те люди, которые ребенка окружают. В этом семилетии преимущественно развивается волевая сфера, формируются привычки и навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку справиться с учебным процессом.

Во втором семилетии для детей важен авторитет. Большое влияние на развитие ребенка может оказать именно тот человек, к которому ребенок относится с уважением, чье мнение для него важно. В этом семилетии дети особенно чутки ко всему, что связано с искусством в широком смысле слова.

В третьем семилетии для молодого человека приходит время определить свое мировоззрение, свою профессию, начать поиск своего места в жизни. В этом возрасте важны идеалы, которые молодой человек критически проверяет на истинность. Третье семилетие – время активного развития интеллекта (Рудольф Штайнер, Искусство воспитания. Методика и дидактика, GA 294).

То, каким образом эти этапы проявляются в речевом развитии человека, можно представить в виде следующей таблицы, составленной по материалам исследований российских и зарубежных исследователей (Л. Выготский, Ж. Пиаже, О. Сакс, Д. Саскинд и др.).

Процесс речевого развития: цели и задачи

От рождения до 7 лет

Мир хорош (морален, правилен, добр).
Подражание (речевому) примеру.
Речь взрослого должна быть «надежной».

0 - 3 года

Ребенок учится ходить, говорить, мыслить. Говорить с ребенком и в его присутствии следует хорошо оформленными, завершенными фразами с ясной интонацией и соответствующей выразительной мимикой и жестами. Четкая дикция, хорошая артикуляция, доступный темп, многократное повторение характерных для ситуации фраз. Взрослый озвучивает свои действия и действия ребенка, избегая абстрактных понятий, не связанных с конкретной актуальной визуальной ситуацией.

Литературный материал – песни, потешки, народные сказки.

Цель – помочь ребенку выделить звуки речи из общего звукового фона, связать предметы и явления с их звуковыми обозначениями.

3 - 7 лет

Разговаривая с ребенком, давать ему надлежащие образцы речевого поведения в различных жизненных ситуациях. Отвечая на вопросы, необходимо помнить о различии взрослого и детского восприятия, а также о важности невербальных средств общения, которые воздействуют сильнее вербальных. Избегать косвенных речевых актов.

Основной литературный материал – народные сказки, детская классика. Характеры героев и их действия однозначны.

Цель – расширить словарный запас ребенка, дать ему необходимые для повседневных ситуаций общения речевые средства, помочь в формировании представлений об окружающем мире (в широком смысле).

От 7 до 14 лет

Мир прекрасен.
Следование (речевому) авторитету.
Речь взрослого должна быть выразительной и яркой.

7 - 9 лет. Смена зубов

Речь, связанная с учебным процессом, является новым для ребенка видом речевой деятельности. Появляется письменная речь. Речь и язык становятся предметом осознания и изучения. Задача учителей и родителей помочь ребенку освоиться в новой для него роли ученика. Продолжается социализация, в процессе которой ребенок включается в различные речевые акты – теперь уже и в новом качестве.

Соответствующая возрасту художественная литература дополняется учебной.

Цель – расширить речевые возможности ребенка для учебной деятельности (планирование, систематизация) и повседневного общения со сверстниками и взрослыми (налаживание коммуникации и взаимодействия).

9 - 12 лет. Рубикон – Земная зрелость

Речь в общении с ребенком и литературный материал должны быть яркими, выразительными, сильными.

Цель – обеспечить потребность ребенка в прекрасном, показать ему силу и широкие возможности языка в различных ситуациях, в частности, для самовыражения, оценки.

12 - 14 лет. Земная зрелость – Пубертат

Постепенный переход к мышлению в абстрактных понятиях.

Литературный материал – тексты различных стилей (литературный, научный, публицистический), представляющие различные взгляды, стимулирующие дискуссии.

Цель – стимулирование развития структурированной речи, умения анализировать, делать выводы, приводить доказательства, учитывать противоположную точку зрения, развитие способности понимания и интерпретации речи.

От 14 лет

Мир истинен.
Поиск (речевого) идеала.
Речь взрослого должна быть истинной.

Пубертат – Постпубертатный период.

Речь взрослого при общении с подростком должна содержать четкую аргументацию, обосновывающую позицию взрослого. Воздерживаясь от императивов и заменяя их обоснованными рекомендациями, взрослый показывает подростку возможные последствия его действий, оставляя самому подростку право выбора.

Литература дает подростку примеры проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения, побуждающих к дискуссии.

Цель – научить подростка осознанному использованию различных речевых средств, определяемых задачей коммуникации, развить умение классифицировать по самостоятельно определенным критериям, анализировать и доказывать, делать выводы, аргументированно возражать.

Приведенные выше сведения отражают концепцию речевого мышления, лежащую в основе игровой методики Речекон.


Рецензии