29 глава. Заключение

              Иллюстрация из интернета 

                Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
                Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591

               
                «ВЕЧНО СВЕТИТ ЛИШЬ СЕРДЦЕ ПОЭТА…»
    
                Догорит и погаснет ракета.
                Потускнеют огней вороха.
                Вечно светит лишь сердце поэта
                В целомудренной бездне стиха.
               
                Н.Заболоцкий

         Очень трудно научно объяснить, почему нравится или не нравится какое-то стихотворение -  учёные пытались это сделать («проверить алгеброй гармонию»), но безуспешно. Наверное, всё-таки существует особая, поэтическая МАГИЯ.  Это о ней  так метафорически, загадочно написал Б.Пастернак:

                Это – круто налившийся свист,
                Это – щёлканье сдавленных льдинок,
                Это – ночь, леденящая лист,
                Это – двух соловьёв поединок.        («Определение поэзии»)

И Борис Слуцкий:

                Поэзия - дырка от бублика, жилеткины рукава.
                Поэзия - республика, где запрещено дважды два,
                Поэзия - граната, взрывающая здравый смысл...
 
    Действительно, сплошная загадка... Но ведь тайна на то и тайна, чтобы тревожить и волновать, и даже если разгадать пока ещё  невозможно, то приблизиться  к разгадке –  достижимо. Вот для этого вам пригодится  сумма знаний в области поэзии и культуры.

  Добавлю несколько советов начинающим поэтам.
Начну с пожелания французского теоретика поэтического искусства Н. Буало:

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!
Пока не ясно вам, что вы сказать хотите,
Простых и точных слов напрасно не ищите;
Но если замысел у вас в уме готов,
Все нужные слова придут на первый зов.
                («Поэтическое искусство», перевод О.Лапатухиной)

    Опасайтесь быстроты написания. Пушкин (гениальный Пушкин!) правил свои стихи по многу раз, шлифовал строку или слово, подыскивая самое точное, самое выразительное. Его черновики пестрят исправлениями,  помарками – иногда строчки даже трудно понять. Он откладывал листы…потом снова к ним возвращался. Так же было и у всех больших поэтов.  У вас так ли?

      О муках творчества, об ответственности мастера - признание Д.Самойлова:

Дай выстрадать стихотворенье!
Дай вышагать его! Потом,
Как потрясённое растенье,
Я буду шелестеть листом.

Я только завтра буду мастер,
И только завтра я пойму,
Какое привалило счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому –

Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук,
Шептать, дрожа от изумленья
И слёзы слизывая с губ.
 
     «Что такое поэт?  Человек, который пишет стихами? – спрашивал А.Блок и отвечал: - Нет, конечно. Он называется поэтом  не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт».

    Задумайтесь над этими словами… В них – огромное чувство гордости и ответственности одновременно.
 
   Об особой роли поэзии в развитии человеческой цивилизации писали и говорили великие люди – и не только поэты. В 90-е  годы ХХ века, когда о судьбе России много спорили, академик Д.С.Лихачёв высказался очень мудро:

 «Возрождать Россию надо с русской культуры. С поэзии».

      Конечно, он имел в виду не графоманскую, эпатажную или конъюнктурную, но истинную поэзию, наполненную  тревогами века, душевной чистотой, неравнодушием.  К его словам стоит прислушаться.

    Поэзию часто  сравнивают с огнём. Пушкинский завет поэту-пророку вложен в уста Бога: «Глаголом жги сердца людей!»

    Высокую миссию Поэта  утверждал и  Лермонтов:

            Твой стих, как божий дух, носился над толпой
            И, отзыв мыслей благородных,
            Звучал, как колокол на башне вечевой
            Во дни торжеств и бед народных.             («Кинжал»)

      Взгляд Игоря Талькова устремлён ещё выше:

Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте.
Их души озаряют путь в пространстве
Мирам, что заблудились в темноте.
                («Поэты не рождаются случайно…»)

     Можно сказать  проще, но от этого не менее прозорливо:

Тогда ты словом искренним, правдивым
Зажжёшь огонь и поместишь в стихи,
У этого огня озябшему теплее,
У этого огня друзей теснее круг.
Ищи слова в душе, дари их, не жалея!
Наградой за труды – ответный сердца стук.
                (Антонина Клименко)
     «Ответный сердца стук» - это  камертон поэзии, пережившей века и тысячелетия.

     Конечно, поэтическое искусство продолжает развиваться. Наш современник поэт Андрей Дементьев в одном из интервью с горечью признаётся:

   «Нынешние молодые поэты – люди очень знающие, образованные. Мы в их годы знали меньше. Но меня пугает в некоторых молодых замедленное гражданское возмужание. Этим, вероятно, объясняется и вторичность, книжность их поэзии. Общая культура стиха стала необыкновенно высокой: и зарифмуют неожиданно, и размером поразят, и точным эпитетом… А читаешь, и сердце остаётся на месте. Будто не стихи читаешь, а проверяешь упражнение по стихосложению. Ведь сказать своему читателю ему нечего. Не только потому, что он плохо знает жизнь (это поправимо), а потому, что, сотворив уже немало стихотворений, он ещё не сотворил себя».

    Прошу прощения за длинную цитату. В ней подчёркнуто то, что составляет нерв настоящей поэзии: только тот, кому ЕСТЬ, что сказать, сможет привести «в гармонию слова и звуки», чтобы передать читателю часть своей души, жизни, взглядов, чувств.  А из пустоты родится лишь пустота, и, даже мастерски украшенная, она всё равно останется пустотой. 

   К счастью, Россия никогда не оскудевала ни талантами, ни душевной чуткостью, откликающейся на всё, что происходит с людьми и Землёй.  Пример тому – творчество замечательного югорского поэта Д. Мизгулина. Своё поэтическое кредо он выразил в словах: «Русский поэт должен быть и творить в эпицентре, в болевых точках современной народной жизни, оберегая традицию, человеческую душевность и православную духовность".

   Поэзия и жизнь  для истинного поэта неразделимы: он умеет видеть поэзию  в любом  проявлении жизни. Об этом известные строки  Ахматовой: «Кто знает, из какого сора растут стихи…». 
  У истинных поэтов жизнь словно переливается в поэзию:

Пусть будет небом первая строка,
А во второй клубятся облака,
На нижнюю сквозь третью дождик льётся,
И ловит капли детская рука.
                (С.Маршак)

       А поэзия становится жизнью:

Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из раскрытого окна,
Раздался свет, запели птицы, -
Дохнула жизни глубина!         (В.Соколов)

  О бережном отношении к  поэтическому слову пишет Владимир Солоухин:

Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
Иль  людям радость отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит  иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

      Ещё одно замечание.  Трудная доля поэта – делиться самым дорогим  запасом своей души, не зная, КТО прочитает стихи,  как воспримет их… Может случиться и так:
 
Уже не вспомнить и не повторить
высоких дум, стремительных и чистых,
которыми посмела одарить
лжецов, неверующих и речистых.
И щедрой доброте не просиять,
не озарить души потайным светом;
я умудрилась всю её отдать
жестоким, не нуждающимся в этом.
Всё роздано: влачащимся – полёт,
трусливым и безгласным – дерзновенье,
и тем, кто всех глумливей осмеёт, -
глубинный жемчуг сердца – умиленье.
Как нищенка, перед столом стою,
Как мать, дитя  родившая до срока.
И завтра вновь идут – и отдаю
всё, что осталось, не приняв урока.
А может быть – мечты заветней нет, -
вдруг чьё-то сердце просто и открыто
такую искру высечет в ответ,
что будут все утраты позабыты?

     Строки Ольги Берггольц наполнены горечью, о которой должны помнить молодые поэты, ждущие немедленного понимания и признания.  Но и надеждой тоже.
 
    Зарифмованные строчки, увы, не всегда становятся настоящей поэзией. Вспомните  главу из  книги Н.Носова, где Незнайка берёт у поэта Цветика уроки стихосложения  и тут же создаёт свои «шедевры»... Если не помните, то обязательно перечитайте.
 
      Если же у вас  есть и талант, и жизненный опыт, и знания,  вы не только сможете овладеть словом - оно само завладеет вашим сознанием, подсказывая образ. Именно это имел в виду  И.Бродский, сказав в своей «Нобелевской речи»: «Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку».

     Как же этого добиться? Думаю, стоит прислушаться к словам мастеров, например, художника Делакруа: «Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества». А разве в поэзии не так?

  В своей уникальной повести «Золотая роза»  К.Паустовский задумывается над психологией творчества, заглядывая в святая святых творца – его душу, туда, где рождается замысел и делает первые шаги вдохновение. Писатель в своих наблюдениях и выводах, безусловно, прав, когда отмечает:

   «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель».
 
   Как учитель-словесник, я согласна с ним на все сто процентов и даже больше. Именно в детстве открываются растущей душе новые стороны жизни, её тайны, первые  очарования или разочарования. Именно в детстве и юности многие делают первые шаги на поэтическом пути, часто неумелые, робкие. Да, им трудно: нужные слова убегают, прячутся, перо не слушает сердца… - талант так хрупок! И задача учителя – суметь пробудить его к жизни, бережно поддерживая, дать возможность окрепнуть, набраться сил. 

  Много лет я работала с детьми.  Стихи юных поэтов детского литературного клуба  «Арион» в 2004 году  были опубликованы в сборнике  «Кораблик детства». Он начинается стихами, в которых не только юношеский максимализм, но и несомненный талант. Их написал десятиклассник Тимур Гагин  -  теперь  он уже доктор психологических наук и автор  нескольких книг.

Вслед бардам нынешнего мира
Взойдут другие на Парнас.
И будет завтрашним кумиром,
Быть может, кто-нибудь из вас.

Ищи в себе талант сегодня,
Чтоб дар природный не пропал,
Чтоб он звездою путеводной
Кому-то в жизни засиял.

Не бойся огненной геенны,
К авторитетам не клонись
И на твердыни неизменны
Хотя б раз в жизни замахнись.

Попробуй силы в прозе, в драме.
Не будь вторым, а первым будь.
Мы верим: есть пророк и с нами.
Пусть он откроет новый путь!
 
     Арионовцы принимали участие во многих творческих конкурсах.

 «Зачем стихи пишу?» - спрашивает  Яна Басырова.

Зачем стихи пишу? Не знаю…
Но в них я душу раскрываю.
Мне в ней весны водоворот
Всё вертит задом-наперёд.

Вокруг – весна! В глазах – весна!
И сердце бьётся часто-часто.
И кожа, как луна, бледна,
И взгляд безумный…но прекрасный!

И всё вокруг цветёт, поёт
И каждой капле света радо…
Со мною рядом дождь идёт.
Пускай промокну – так и надо!

А в голове любовь, морковь,
И мысли не собрать мне в кучу.
И в сердце закипает кровь…
Пишу стихи – от них мне лучше.
               
      Мои ученики не стали профессиональными поэтами, но поэзия открыла им  дверцу в мир Прекрасного. Свет Поэзии помог  и помогает им лучше понимать себя, и тех, кто рядом, и то, что рядом. В этом я уверена.

     Читайте стихи, друзья, пишите стихи. Любите поэзию. А я закончу эту книгу строками Светланы Петровской:

В единственной короткой жизни
Дано поэтам всё познать,
На собственной заплакать тризне
И, вновь воскреснув, воссиять.
Звать искушенья и бояться
Змеиной подлости в устах,
И в зеркалах не отражаться,
А только пламенем в глазах.
Любить людей, дружить с тоскою,
Всегда искать свои слова.
И, поникая головою,
Сжигать надежды, как дрова…
Придумать душ переселенье,
Поверить в это сгоряча…
Но каждое стихотворенье
Как оправданье, как свеча!
И лишь с сомненьями в кармане,
Познав изнанку бытия,
Блаженным стать, дойти до грани
И ужаснуться: «Кто же я?!
Что оставляю в этой жизни?
И что скопил за много лет?»
На собственной заплакать тризне –
И вдруг понять, что ты – ПОЭТ.

    С разрешения Татьяны Сорогиной дополняю Заключение её стихами:
                ( http://stihi.ru/2019/03/21/692 )

Поэзия пусть звонким родником,
Весны улыбкой радостно искрится,
Слетает к нам небесным мотыльком,
Пусть мир, ее узнав, преобразится.

Пусть дарит Красоту, Любовь и Свет,
Духовный рост и окрыленность мысли.
Пусть мир, гармонизируя, спасет
От пошлости,от зла,от грязи жизни.

Пусть свежестью рассветною звучит
Ее струна,любуясь каждым мигом,
Пусть спазмом сердца в горе не скорбит,
Отчаянным не обернется криком.

Пусть не роняет свои надрывный плач,
Вновь натыкаясь на глухую стену.
Ей не закроет рот лихой палач,
Цензура, тюрьмы ей не станут пленом.

Поэзия пусть звонким родником,
Весны улыбкой радостно искрится,
Слетает к нам небесным мотыльком,
Пусть мир, ее узнав, преобразится.
            ***
   
     http://proza.ru/2020/01/16/691 Это адрес прекрасной статьи Любови Царьковой "Искусство или ремесло". Эмоционально, страстно, ярко автор дополняет нашу тему!
               


Рецензии
Дорогая Элла, у меня даже нет слов, чтобы выразить восхищение проделанным Вами трудом и благодарность за него!!
Из этой заключительной главы поэтому набрала цитат:))
.....
Но если замысел у вас в уме готов,
Все нужные слова придут на первый зов.
.....
Ищи слова в душе, дари их, не жалея!
Наградой за труды – ответный сердца стук.
....
"...А читаешь, и сердце остаётся на месте. Будто не стихи читаешь, а проверяешь упражнение по стихосложению. Ведь сказать своему читателю ему нечего. Не только потому, что он плохо знает жизнь (это поправимо), а потому, что, сотворив уже немало стихотворений, он ещё не сотворил себя..."
....
"...Трудная доля поэта – делиться самым дорогим запасом своей души, не зная, КТО прочитает стихи, как воспримет их…" - именно поэтому многие "пишут в стол"... только себя и своей души...
....
Поэзия пусть звонким родником,
Весны улыбкой радостно искрится,
Слетает к нам небесным мотыльком,
Пусть мир, ее узнав, преобразится.

СПАСИБО!!!

С искренним теплом и уважением,

Ольга Малышкина   12.10.2023 08:47     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Олечка, за тёплые и добрые слова.
Я создавала эту книгу с любовью.
С уважением и неизменной симпатией,

Элла Лякишева   12.10.2023 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.