В поисках радуги

«Ты же понимаешь, что дарение подарка – это очень ответственное дело. Очень же важно что и как ты даришь. Ты можешь поехать в магазин «Море стекла», что на Дискретной. Да, ты там приобретешь шикарный подарок. Беспроигрышный вариант. Или знаешь, на Инверсионной есть магазин, называется «Драгоценный Помпончик»? Но да, это ж нужны деньги…» - «Спасибо Вам за помощь, Елена Рафиковна, я уж придумаю что-нибудь», - думал я, направляясь уже к выходу из квартиры. Сам я, по правде, испуганно думал о том, что буду делать в перечисленных магазинах с теми деньгами, которыми мне удалось скопить за последний месяц. «Да, да. Ты же обращайся если что, я же подскажу…Всегда рада. А на когда надо?» - «Да вот завтра уже. Я, понимаете, до последнего тянул, все деньги собирал…». Я уже обувался. «Нет, ну это ты правильно. Есть у меня соседка тут снизу, так представляешь, она подсчитала, да, просто так ради интереса подсчитала, сколько она тратит денег на подарки разным людям: друзьям, родным, и просто тем, кому нельзя не подарить. И знаешь сколько у нее получилось?» - «Сколько?». У меня шнурок не завязывался. «Вникни, за месяц - две трети ее месячного дохода». Елена Рафиковна улыбнулась и продолжала: «так что теперь, говорю я ей, подарки не дарить теперь, что ли? Если бы я вот так подсчитала…», - она мечтательно закрыла глаза. – «Но я специально этого не делаю. Не хочу знать. Не делаю и все, зачем расстраиваться». Она каким-то еле видным движением подталкивала меня еще не застегнутого к двери. «Ну, я справлюсь, я думаю. До свидания, и спасибо за помощь! Сейчас что-нибудь я по ходу соображу». – «До свидания. Помни только, что бедный подарок достаточно обидно получать». Я вздохнул, и дверь закрылась. Я нажал кнопку лифта.

«Прекрасно», - думал я. – «Сейчас если я поеду, я бы очень хотел очень быстро что-то купить, и вернуться домой. Нет, не просто что-то купить. Что-то просто купить, это не то, так не пойдет. Я должен найти особенный подарок, подарок, который бы ясно выражал мое отношение к празднику, к тому, кому он предназначается». Я вышел из дома, и думая об этом шел на автобусную остановку. Я продолжал обдумывать это, и я вдруг вспомнил, как утром я видел двух людей, таких нарядных, надушенных. Они близко наклонялись к друг другу, когда говорили между собой, они не стеснялись ничего, потому что у них было все правильно. Тот запах, что нужно; та одежда, что нужно. То поведение, что нужно. По сути, они были обернуты в бумажную купюру. Все люди видят, что они обернуты в купюру, и все понимают, что у них все правильно. Одежда и запах, желания и слова. Они говорили о том, что поедут сейчас за шампанским и напоят всю толпу. Понимаете, толпу. Эти двое ребят оглядели меня тогда с некоторым сожалением. Почему же я одет не так? Почему я не в купюре? Нет, ну правильно, думали вероятно они, не все же могут устроиться. Вот мы нормальные, мы устроились, а этот - нет. Не устроился потому что не хочет. Вернее, быть нормальным он хочет, но не становится. А это же просто. Начни с уверенного взгляда. Начни с того, что нравится всем. Не надо настаивать на том, что когда-то нравилось тебе. Надо найти вот такую толпу и жить с нею. И все!
В душе я обругал их, уже садясь в автобус. Я-то знаю, что я прав. Тем более, я сейчас понял, что одного из них я узнал. Мы же играли вместе еще тогда, когда только вселились в этот дом, и вокруг были стройки и пустыри. Мы понимали друг друга, у нас были ролевые исторические игры. Он понимал меня. Понимаете, тогда этого не было: напоить толпу, быть нормальным. Мы были как были, мы даже не думали, что можно стараться быть каким-то правильным. А теперь все взрослые, и ролевые игры кажутся затмением сознания, или даже чем-то постыдным и непристойным. Сейчас ему не хочется про них вспоминать. Он и не помнит. Я помню. Я бы подошел к нему сегодня и напомнил. И что? Он достал бы свой кошелек и вытряхнул его содержимое на землю? Нет, он бы пригласил бы меня в компанию, взял бы с собой. И что? Он в гостях стал бы меняться, раздражая окружающих, сидя со мной и вспоминая, вспоминая, и меняясь? Нет, он бы показывал меня своим новым друзьям. Он бы обозначил меня в лучшем случае как старого, но случайно пришедшего приятеля, или чудака, навязавшегося в компанию. А алкоголь? Куда бы он повел его?

Вот и первый магазин. Первый по моему плану, по моему списку посещений. Меня сразу что-то насторожило. Вход какой-то неудобный. Льда нет, а ступени скользкие. Посетителей должно быть мало, но все равно сталкиваешься с выходящим на этих ступеньках, и не разойтись. Я проник внутрь.
Я оглядел помещение. Выставочный зал. Мне сразу стало понятно, что я здесь не куплю ничего, и что в принципе уже можно разворачиваться и уходить. Идти дальше по списку, искать подарок дальше. Почему я так решил? Сплошным разводом, разноцветным массивом стояли, свисали раскрытые помады, наплывал косметический пластилин. Псевдо радуга. Вроде есть цвет, но на самом деле его нету. Почему нет цвета? Потому что я хочу что-то, чтобы осталось на память о нашей встрече. Я хочу подарить тебе что-то цветное, что открывало бы тебе наш разговор снова и снова. Я же вижу пока просто развод краски, пластилин. Я вижу окрашенную воду, которой рисуют там, где нужна именно краска. Зачем столько химии, коробочек, упаковочек, зачем столько материала для мазания, крашения? Я представил, как люди едят это вместо продуктов; подходят к прилавкам и вьедаются в пробники…зубы вязнут в материале, полиэтилен трещит. Все, ухожу.
Выхожу из магазина с чувством наступления победы, моей победы над неудачно складывающимися фактами и событиями. Я ведь понял, что вся эта косметика, продающаяся рядом, не имеет отношения к настоящему подарку. Я ощущаю то, что я побеждаю, поэтому, я ощущаю чужую крепость тела, чужую мышечную мощь. Я ведь увидел же, что к чему. Вот и следующий магазин. Ух ты, это фирменный магазин. Таких сеть целая есть где-то в столице. Красота какая, вот это витрина! Фирменный магазин подарочных сувениров «Пенисанус». Целый магазин подарков! Я начинаю радоваться тому, что так быстро справился со своей нелегкой задачей.
Ну что же, в прекрасно украшенном, ультра современном зале с целой группой бойких продавцов в коричневых рубашечках с синими галстуками, в голубых брючечках, я увидел массу подарков. Очень стоящих подарков если приглядеться, ну а если бы мне кто-то подарил хоть один подарок отсюда, я был бы счастлив чрезвычайно. Тут продавали такие вещи (по крайней мере перечислю те, что заметил): маленькие дворники для стекол очков, которые одеваются на оправу; специальный держатель, который может держать ваш держатель мобильного телефона; флаконы с резкими запахами, и к ним же флаконы, нейтрализующие эти запахи; фильтры на лампы, если они светят слишком ярко; мини-вентиляторы для подмышек, цепляющиеся за одежду; липкая лента козюле-сборник, чтобы не цеплять их на кресло или еще куда; стряхивалка пепла с сигарет и сигар, цепляется непосредственно на сигарету или сигару; разминалка яичек, если они слиплись, а также их чесалка, если человек облачен в тугие джинсы. «Что это за подарки такие?» - спрашиваю я, когда ко мне подходят продавцы-консультанты. «А что?» - обижаются они. – «Очень оригинально и весело. Подарок нестандартный, просто и все. Вы же покупаете открытки с «приколами»». – «Не покупаю! Показывайте, где у вас тут нормальные подарки», - начинаю злиться я, понимая, что рано радовался и все не так просто. «Какие нормальные?» - искренне удивляется мальчик продавец. – «Надо быть в нашей жизни, жить нашим временем. Но вот есть зал у нас еще один, там такие, стандартные подарки». И он ведет меня в зал стандартных подарков. Следую я за ним без особой надежды. Обнадеживает только понятие «стандартного». Проходя во второй зал, я увидел, как какой-то мужчина покупает себе лопаточку для вычищения грязи между пальцев ног, взятую, естественно, из нестандартного зала.

Надежда быстро рухнула. Во втором зале полки были заставлены разнообразными подсвечниками, а также ароматическими свечами (всего около сорока четырех запахов). Целый стеллаж занимали разнообразные пластмассовые фигурки животных, и рядом на крючках висели кружки разных цветов, но выполненные из одного материала.

«Понимаете», - обращался я мысленно к воображаемым зрителям моего похода, когда я вышел из этого магазина, - «понимаете, найти именно тот подарок, самому найти, когда тебе его никто не заказывает, найти именно тот подарок, который обрадует человека, это, наверное, врожденное умение». Перед моими глазами всплыли фигурки животных, предлагаемые в магазине. «Фигурки, прекрасно, если кто-то коллекционирует тюленей, надо искать среди них этого тюленя. Но тот человек, который ждет от меня подарка, он ничего не коллекционирует. И я хочу проверить, насколько я смогу воспользоваться своим умением найти подарок». Я проходил мимо подарочных магазинов, записанных в моем списке на всякий случай. На список я все еще надеялся. Я подумал, что есть еще четыре четко определенных магазина. Есть еще четыре попытки, это как минимум, точно, есть. «Так вот мне, и другим людям, которые тоже ищут подарки, не дают даже возможности испытать себя. Создаются вот такие салоны, в которых я уже побывал, и уже за меня все выбрано. В открытках написано, подарки приготовлены. Можно ходить по гостям с одним подарком, и передаривать каждый раз его новым хозяевам». Я подошел к магазину VIP COLLECTION, встроенному в реставрированную часть дома позапрошлого века. Внутри у меня все сжалось, руки похолодели. Еще один магазин.

Внутри было темновато. Экспонаты, выставленные на продажу, манили своей таинственностью. Я сразу понял, что ничего тут не куплю. Тут продаются красивые, но очень дорогие вещи. И функциональные, что важно. Вакуумная система очищения офиса паром, дачный опрыскиватель с подогревом, «вечный» мембранный фильтр – ионизатор, электрический зонт, переносная электросушилка для проточной воды, реагирующая на движение. 

Я решил досмотреть все, вдруг все-таки мне повезет. В углу зала я увидел покупателей, вернее, одного покупателя иностранца с переводчиком. Они выбирали что-то, а продавец объяснял им специфику того или иного товара, чтобы им было легче выбрать, легче понять, что нужнее. Я слегка удивился, когда, подойдя поближе, увидел, что, собственно, желает приобрести иностранец. Иностранец, переводчик, продавец, и теперь и я, окружили два унитаза. Тут, оказывается, продают и сантехнику. Видимо, дорогую. «Видите», - говорил продавец переводчику, - «в импортном унитазе фекалии не задерживаются нигде, они сразу идут в сток». Он показал рукой для убедительности, куда уходят фекалии. «Сразу туда, вниз, ясно?» - переспросил он, уже когда вынул руку оттуда, перестав показывать. Я посмотрел на иностранца, он понимающе улыбнулся. Как будто вспомнил что-то дорогое и любимое. Как будто увидел что-то знакомое, как будто понял, что на чужом языке ему говорят уже понятные для него вещи. Переводчик еще не закончил переводить, а тот уже понял смысл, а переводчик понял, что продолжать не надо. Зато продолжал продавец, уже по поводу второго экспоната: «А вот эта другая моделька, наша, отечественная». Иностранец напряженно всматривался во вторую модельку. Продавец продолжал: «Устроен он немного не так как импортный. Здесь есть специальный приемник, такая вот полочка», - он хлопнул по фаянсу рукой. – «Вот она. Фекалии сначала попадают на эту полочку, а уж потом поток воды смывает их с полочки вниз, в сток, в канализацию». Я увидел, переводчик даже смотрел и сравнивал. «Вот такой тут уступ. Конечно, эта модель дешевле, но ничуть не хуже» - закончил показывать продавец, а иностранец открыл рот и приподнял голову, показывая всем своим видом, что он понял разницу моделей. И в глазах что-то у него такое блестело.

Я практически сразу понял, что это было. Он не собирался ничего покупать. Мне сразу стало становиться плохо. Он ничего покупать не будет. Он изучает. Как же так можно? Он изучает наш характер, особенности нашей культуры, почему унитазы такие, как именно про них можно говорить, их продавать и все такое прочее. Он не издевается, он изучает нас. На таком примере изучает. Я медленно вышел из магазина. Я вышел на улицу, и я не мог никак оправдать для себя такие вот познавательные эксперименты. Надо жить с людьми, а не изучать их. А если изучать, то не так. Я стоял и думал над этим, время шло. Я не мог понять, что изменилось на улице, пока я был в этом магазине. Я стоял и глубоко вдыхал воздух, мне становилось лучше. По крайней мере, это еще и закалит наш характер. Тут мне стало ясно, что произошло в это время здесь, на улице: уже потемнело, уже наступили сумерки. Надо торопиться. Еще ничего не сделано, не куплено. Я приобретаю для себя совсем не то, что хотел. Но, может быть, нужно и это.

Просто вот в этот момент я вспомнил одного моего приятеля, который тоже часто ломал голову над практически неразрешимым вопросом покупки подарка близкому человеку. Он всегда ходил очень печальный в день рождения своей сожительницы, он всегда думал в этот день, чтобы ей подарить. Правда, он, наверное, не мучился никогда так как я, и всегда к концу дня находил ей подарок. Он с ней живет уже пять лет, и я помню каждый раз, как он выкручивался с ним. Когда они только познакомились, и в их взаимоотношениях был самый как принято считать романтический период, он подарил ей следующий подарок. Она была приглашена к включенному компьютеру, где работала игра, классный симулятор автогонок. Усадив ее рядом с компьютером, он сам уселся в кресло перед монитором, очень сосредоточенный и готовый к сражению. В честь ее дня рождения, он хотел проехать все трассы, предусмотренные игрой, и всегда финишировать первым. Еще бы, столько ночей тренировок. Все победы до одной он хотел посвятить своей подруге. В соседней комнате стыл накрытый праздничный чай, а он все наматывал круги, довольный, что выигрывает. В аннотации к игре, я помню, было написано, что игровое время всей игры целиком, если не отрываться, занимает одиннадцать часов. Посидев немного, эта девушка сказала, что она поняла, что приятель мой молодец, хорошо ездит, но она пойдет пить чай. Он покорно повиновался, записав игру на одном из этапов, пообещав продолжить завтра, а то и сегодня вечером, и продолжить с этого же места. Вот, правда, не знаю, чем это закончилось. На второй год их отношений, мой приятель решил пересмотреть свое отношение к этой проблеме. Он подарил ей в этот раз полезную в хозяйстве вещь – электрозажигалку для плиты. На третий год он мне поведал, что собирается теперь подарить ей что-то более романтичное, не связанное с хозяйством и кухней. Он купил бутылку вина в подарок, но оказалось, что ей нельзя пить было в тот момент, она принимала какие-то лекарства. Пришлось ему пить одному тогда, и каждый бокал поднимался за здоровье именинницы, конечно. На четвертый год он пытался устроиться на престижную работу, где хорошо бы платили. Но как-то все не получалось. У него уже был и костюм, и телефон. Но пока не брали. Но настрой деловой был у моего приятеля, и это отразилось на подарке для его подруги на этот раз. Он ходил в тот день по главным улицам, и к нему подошла работница коммерческого банка, проводящего какую-то акцию в городе. Ее, видимо, привлек костюм моего друга. Она дала ему анкету, которую если заполнить и сдать, то можно было получить, поучаствовав в лотерее, кредитную карту этого банка, и совершать потом покупки за счет денег банка. Работница уверяла, что процент возврата денег в банк нулевой. Вот эта вот анкета и была преподнесена в подарок вечером. Ну и вот уже недавно, бросив попытки стать менеджером и супервайзером, приятель ушел в творчество и заиграл на гитаре. Поиграв пару месяцев, он себя вообразил гитаристом мирового уровня, и подарил своей подруге свой любимый медиатор. С заключенным в нем своей энергией, то есть энергией гитариста, который его использовал. И песню исполнил чужую.

Я начинаю спешить, я начинаю нервничать. Идти слишком быстро, идти так, что сам не успеваю следить за теми витринами, которые я прохожу. Но не страшно, я чувствовал, что все равно я ничего не найду, даже если буду идти медленно. И от этого я нервничал еще сильнее.
Зашел в магазин «Защитный шланг». Когда-то это был достаточно простой, обычный магазин. Магазин для всех. Такой магазин, в который можно было запросто зайти после работы, идя домой. Или утром, уходя из дому. Но не теперь. Теперь это тоже дорогой магазин, из серии магазинов с претензиями. И когда они все успели стать дорогими? Вроде ходили. Все нормально. По крайней мере всегда знали, что если что, то зайти можно. Зайти, посмотреть, и выйти. В принципе что поменялось? Вот именно это я сейчас и сделаю. Что это? Я уже заранее понимаю, что и тут не куплю? Не куплю, так посмотрю.

Это так и было. Было на что посмотреть. Сразу надо было мне догадаться и не тратить время на поиски в этом магазине, просто уж слишком дорогом магазине. Я вошел – меня обсмотрели, как я одет и на кого похож. Прямо с ног до головы. Откуда они знают, сколько у меня денег? Хотя, конечно, они в конечном счете правы в своей такой пусть и пренебрежительной, но очень точной оценке. Ничего я тут не куплю. Зато я уже стал смиряться с ролью наблюдателя за происходящим в этих всех магазинах. Уже я начал думать не только о том, куплю я здесь что-то или нет, но и о том, что увижу я и здесь что-нибудь интересное или удивительное для меня, или нет. Конечно, я увидел. Не потому что ничего не хотел купить. Хотел купить, но у меня элементарно нет денег на такие подарки. Подарки хорошие: бриллианты, украшения – бриллианты, украшения с бриллиантами, бриллианты с бриллиантами, зубы и пальцы с бриллиантами, кровь и желчь с бриллиантами, висящие в воздухе бриллианты, специальные, цепляющиеся своими атомами за атомы среды. Конечно, я бы купил здесь что-то. Но я не купил. Я увидел покупателей. Очень солидного и состоятельного мужчину «папика» и его любовницу, совсем молодую выпускницу школы, погруженную во взрослый мир разговоров, отношений и денег. «Папик» был одет в купюру, в очень дорогую купюру. И его спутница тоже старалась не отставать. На ней были какие-то брюки, нелепая шляпа, призванная, видимо, подчеркивать женственность, которой тут никогда и не было, и не могло бы быть, а если бы и была какая-то частица, то она тут же испарилась бы, сбежала, съежилась, скомкалась, вышла бы п;том во время скупых минут интимной близости. Мотив их знакомства? Пожалуйста! Ему – так надо. Как же без молодой любовницы? Печально смотря на себя в зеркало в ванной, он проклинает сложившуюся ситуацию. Но надо! Надо, и где-то даже приятно. Ей – тоже надо. А как же? Все же завидуют, они с детских лет завидуют друг другу. Подруги, когда видят ее, улыбаются обратными улыбками, рты проваливаются вглубь черепа. Надо так, ты всего добилась! Богатый, в летах, нежный и заботливый! «Папик», отпусти ее обратно в школу, на уроки! Кто будет упражнения по русскому делать?

Парадоксальная, конечно, ситуация! Такая же парадоксальная, как и та, которая происходила с жителями улицы 30 декабря, есть такая где-то у нас. Так вот жители этой улицы живут без забот круглый год, культурные такие, улыбаются, дорогу друг другу уступают. И шутят. И вот только один день в году у них как проклятый, это 30-е декабря. Всех будто как подменяют в этот день, каждый год так. День какой-то особенный, что ли. Жители улицы 30 декабря выливают помои и фекалии прямо на дорогу. Причем стараются именно попасть друг на друга. Они кричат, ссорятся, скандалят и ругаются. Время от времени слышны выкрики: «не мешай мне отдыхать», «спасибо что испортил мне настроение», «ты мне всю жизнь испортил», или «испортила», и так далее. Участвуют в этом все, так же происходят и локальные конфликты в семьях, в которые почему-то вовлекаются друзья и соседи. Ссорятся и те, кто просто встречаются на улице, перебранка также слышна и во дворах: люди выкрикивают проклятья и оскорбления с одного балкона на другой. У всех ужасное настроение, кое-кто старается припомнить все обиды и плохие воспоминания за весь прошлый год. Конец этого дня обычно запоминается чередой мелких стычек между жителями, а то и одной-двумя крупными драками.

Так, но я снова на улице и я все еще без подарка. Вот еще один магазин. Тоже из новых, я его что-то не могу вспомнить. Открываются всякие магазины, дома строятся. Стоит не побывать где нибудь пару месяцев, и все, все поменялось! Носи с собой фотоаппарат, и фотографируй все, потому что все меняется! В один и тот же магазин не зайдешь дважды. Этот магазин назывался «Методика». Собственно, такая вывеска висела над входом в полуподвальное помещение. Я почему-то подумал, что это магазин.

Пригнувшись, я зашел на лестницу. Вниз, надо было идти еще вниз. Немного засомневавшись, я все же спустился и открыл дверь. Никакого магазина там не оказалось. Не было помещения с прилавками и продавцом. Был какой-то коридор, с лампочкой без люстры. Она качалась, будто кто-то только что быстро прошел под дней. Я еще раз засомневался. При чем тут вывеска «Методика»? Можно ли тут вообще-то что-нибудь купить? Я двинулся вперед. Я увидел, что коридор небольшой. Что он упирается в железную дверь, и что еще есть две двери, справа и слева. Я подумал, что если тут и есть магазин, то он находится где-то за дверью. Может же быть такое: помещение сдается, комнаты разобрали разные предприниматели. В одной из них и есть маленький магазин. И там, кстати, может и быть что-нибудь интересное. Недаром же спрятано подальше от улицы, от людей, спешащих мимо. Я пошел к ближней двери, к той, что была справа. Глянул под ноги – я шагал по песку. Пола не было, был песок. Я открыл дверь.
Я открыл дверь, и меня обдала волна шума, визга, криков болельщиков и скрежет коньков на льду. Я обомлел: передо мной была хоккейная площадка! Трибуны с болельщиками! Болельщики свистели, вскакивали с мест, размахивали флагами. На площадке шло серьезное сражение. Я стоял около бортика. Может, я вышел на площадку с какого-нибудь запасного хода? Мимо меня пронеслись игроки. Шайба была прижата к борту, рядом со мной. За пластиком, на льду, совсем рядом со мной игроки активно работали клюшками, стараясь вывести шайбу. Они толкались, они были в пылу борьбы. Хоккеисты не обращали на меня никакого внимания. Трибуны свистели. Я развернулся, и вышел. Снова я в коридоре. Ноги в песке.
Я двинулся к двери что была слева от меня. Дернул ручку. Закрыто. Я постучал. И тут я снова обомлел, я даже испугался. С той стороны тоже в нее постучали. Я посмотрел в сторону выхода - лампочка шаталась. Я снова постучал, и оттуда также снова постучали. Мне стало жутко. Чтобы как-то скрыть это, показать самому себе свою уверенность, я крикнул: «открывайте!» И я услышал, что кто-то кричит мне оттуда каким-то приглушенным голосом, идущим откуда-то снизу: «Открывай!».

Я постоял. Это было невыносимо. Я двинулся вперед, к последней двери. В открывшемся мне помещении был стол, тоже лампочка, какие-то полки, и седой человек стоял за этим столом. Он посмотрел на меня. Мне показалось – удивленно. «Наконец-то» - почему-то сказал я. – «Это же магазин?». Седой посмотрел на меня еще раз, и, помедлив, кивнул головой. Будто бы сам сомневался - что это, магазин или нет. Я подумал, что все-таки продолжу свои попытки. Мне надо купить подарок, эта мысль шла ко мне, как мне казалось, прямо из сердца. Тут седой человек стал выполнять роль продавца, я увидел, что он именно играет эту роль и ему это интересно. «Что вы хотите купить?» - спросил он у меня. Я осмотрелся. Подвал, лампочка, пустые полки. Тут не было предметов, выставленных на продажу. Но я решил не отступать. «Могу ли я купить» - начал я, а этот человек даже наклонился ко мне, слушая, - «могу ли я купить подарок, дорогому, близкому человеку?»  - «В нашем магазине осталась, к сожалению, только беспредметная сфера», - ответил мне сожалеючи, разведя руками, седой, хозяин этого подвала. Что-то вдруг хрустнуло в моей шее, и тут же мысль появилась в голове, я старался ухватить ее, не забыть, не потерять из виду, выразить. «Я хочу купить», - начал я еще не понимая, выражаю я эту самую мысль или нет, - «я хочу купить право на снятие ответственности за принятые решения, если они вдруг они окажутся ошибочными». Я обрадовался в этот момент, вдруг куплю. Продавец понял меня. «Послушайте», - сказал он мне сразу. – «У вас нет еще этого права, а покупая его, вы уже хотите принять такое решение, за которое бы не хотели ответить». Он отошел и улыбнулся.

Я чувствовал себя мокрым котом или битой собакой, которых выволокли на улицу, на белый свет. Я кивнул ему, вышел в коридор. «Быстрее на улицу», - стучало у меня в висках. Я содрогнулся, проходя мимо закрытой двери куда я стучал. «Быстрее, быстрее!». Я чуть ли не бегом поднялся наверх.
Много времени я провел, стараясь забыть происшедшее, в многоэтажном павильоне, где расположилось множество магазинов. Я продолжал свой поиск. Но все было не то: колготки, мозаика из краски, никакой недорогой кошки из любого материала, или собачки, однотонной. Везде радужные разводы, одежда, лестницы. Я чувствовал себя несчастным, я думал: «ах, есть еще третий этаж павильона».
Выйдя оттуда, не видя никого, плохо понимая, куда я направляюсь, двигался я в неясном для меня направлении. «Что, если я не куплю подарок? Вдруг выходит так, что я не смогу его купить никогда: то ли требования у меня какие-то завышенные к тому, что продают, то ли с моими деньгами я не смогу купить ничего хорошего…И ситуация обостряется тем, что время-то идет, и от этого еще тяжелее что-нибудь найти…». Заныла нога, будто я растер ее от долгой ходьбы, хотелось есть, даже, скорее – пить, но нельзя было брать ничего, это бы еще сильнее сократило шансы. Ну как же так! Столько вокруг всего! Так казалось бы просто! Что там говорила тётка: «Море стекла»? Вдруг там и правда море? Выбитые витрины, на полу под ногами хрустит стекло…Находится этот магазин далеко, зачем туда я пойду…Да и второй, о котором она упоминала – такой же. Я не пойду, ноги болят…Я уже не думал ни о чем, тот критический настрой, заряд, который в начале дня позволял мне задумываться о чем-то – пропал. Я только облизывал языком засохшее небо. 

Мне показалось, что я вдруг падаю. Я не мог падать, но почему-то я выставил вперед руку, так, инстинктивно, поскольку мне показалось, что земля движется к моим глазам. Я услышал какие-то голоса, но я шел как-то сквозь людей, и мне казалось, что меня хотят усадить куда-то. Окружающим людям, через каких я уже не смог пробиться, понадобилось вдруг стать кольцом вокруг меня. Я, улыбаясь, и зная, что улыбаясь глупо, посмотрел на руки – они были в пыли, грязные. Обводя взглядом все вокруг, я увидел еще витрину, а в ней – кошку, мою, пушистую, глаза зеленые…Я встал, я захотел что-то сказать – и умолк. Я встал и увидел, что это была коробка сока, или банка с огурцами, но совсем не то, что мне показалось.

Я вспомнил, как мама вела меня маленьким по этой же улице, и мы шли за подарком, и тогда они были, и сейчас…мама…я нашел…Я судорожно всматриваюсь в ценник, давя очками на глаза…Хватает! Два человека впереди…Я вышел с маленькой коробочкой; уже совсем темно, уже скоро надо будет бежать…Домой, теперь домой.

Прикрыв покупку курткой, я сажусь в автобус. Мне кажется, моя покупка рассыпалась в коробочке. Люди, не нападите, не наваливайтесь, дайте довезти. Кому знакомо это чувство, которое я испытывал? Красным светом горит светофор – мы никуда не едем, но сейчас, сейчас…Я восторженно держу оранжевую коробочку, доехать теперь бы…Небо темнеет, сидячее место занято. Там кто-то сидит. Пусть сядут все, мне так легче, мне будет так больше пространства, чтобы никто не смог навалиться, смять, раздавить подарок…Я вижу себя со стороны: у меня фиолетовые круги под глазами. Я доеду, довезу подарок, обязательно целым и невредимым.


Рецензии