Художники II

Всматривание

Французская художница Сара Мун    (выставка Сары Мун «Смена состояний» в Мультимедиа Арт Музее (Май – Июнь 2017 года)) берет самые обычные цветные фотографии, на которых изображены традиционные объекты искусств: женщины, птицы, и, особенно, цветы, вырезает из них фрагменты – всякий раз разной величины: иногда фотография лишь  слегка обрезана по краям, так что, например, у изображенной на ней ню не поместилась верхняя часть головы; в иных случаях бывает вырезана где-то половина отснятого объекта – от цветка, поставленного в стеклянный сосуд с водой, остался массивный стебель и нижний лепесток, но видно, что это – лилия; бывает же и так, что вырезана столь малая частичка изображения, что приходится гадать, что же на ней изображено, и можно предполагать самое разное – от частей растений до насекомых или экзотических глубоководных организмов. И все эти фрагменты подвергаются увеличению, превращаясь в картины одного размера (примерно 1,5;1,2 метра), так что масштаб, в котором увеличены изображенные на них объекты, изменяется от одного до сотен раз.
Этот проект выдающейся художницы допускает различные интерпретации; самой поэтической из них является та, которая принадлежит ей самой – препарированные в старых зеркалах, изображения меняют цвет, тускнеют и размываются, навевая осеннее настроение (“Indian summer”) сладостно – печального  упадка, характерного для Европейского декаданса рубежа XIX – XX веков. Я же позволю себе выдвинуть свою интерпретацию данного проекта: мне кажется, что он является весьма поучительным исследованием и великолепной иллюстрацией процесса всматривания в объекты окружающей нас действительности, когда для их идентификации мы прибегаем ко все более короткофокусной оптике, чтобы, разглядев все более мелкие детали, добраться до их сущности. Однако, по мере того, как, ограничивая свое поле зрения, мы погружаем внимание во все более мелкие фрагменты, предстоящая перед нами картина кардинально преобразуется: у нее меняется аура, в результате чего цветовые пятна и рисунок светотеней складываются в образы-обманки: цветочные лепестки притворяются бабочками или диковинными фруктами, а ростки – гусеницами, или морскими полипами, или порождают образы – симулякры фантастических предметов, до сих пор не встречавшихся в природе.
Отсюда следует, что установка на познание, обретаемое методом всматривания в тонкую структуру объекта, может приводить к ошибкам в их идентификации. Однако то, что вредно для целей  практической жизни, благотворно для искусства, которое тем лучше выполняет свое предназначение, чем более нереальные, фантастические миры оно способно порождать, и, как показал проект Сары Мун, игра с масштабами, которой сопровождается процесс всматривания, весьма плодотворен эстетически.
                Май 2017 года


Муть

Перед тобою – неглубокой слой пространства, заполненного полупрозрачной жидкой средой грязновато-зеленого цвета. В ней медленно и беспорядочно перемещаются маленькие шарики, излучающие тусклый, призрачный свет. Взгляд повсюду упирается в подобие илистого дна, на котором то и дело разверзаются небольшие мелкие полости, заполненные слизью,  и тотчас схлопываются, издавая противные чавкающие звуки.
Эта видеоинсталляция арт-группы «Синий суп» символически отображает наше жизнеощущение, когда мы пребываем в привычном, метастабильном состоянии. Это состояние характеризуется двумя основными чертами: нам скучно, так как вокруг нас ничего не меняется, и нам тревожно, так как наше будущее неизвестно и непредсказуемо. Визуальная бедность и однообразие картинки передает впечатление скуки, а ее слизистое чавкающее дно, создавая аллюзию на топкое болото, порождает беспокойство и иррациональный ужас. В справедливости этого предположения для ситуации здесь и сейчас можно убедиться непосредственно; я же утверждаю, что так было всегда – сколько я себя помню.
В жесткий тоталитарный период  (1928 – 1956 годы) скука определялась визуальной суровостью городской среды, бедностью быта, пуританскими нравами и скудостью  предельно зарегулированной культуры, а ощущение зыбкости жизни, животный страх вызывались постоянной пропажей знакомых людей – был человек, и вдруг его нету.
На протяжении периода мягкого тоталитарного режима (1956 – 1987) скука стала неимоверной из-за унификации всего и вся – облика городов, быта, людей, из-за эффекта усреднения, породившего повсеместную серость. Страх преследования репрессивными органами уступил первенство постоянно нависавшему дамоклову мечу термоядерной войны.
Во время перестройки и раннего капитализма скуку вызывала быстро надоевшая мишура, пестревшая кислотными цветами, и атмосфера повсеместного базара, заваленного дешевым и некачественным китайским барахлом. Страх термоядерной войны сменился страхом социальной деградации и смерти от голода или от руки бандита.
В наше время скуку нагоняют патриоты, православные активисты, борцы за высокую нравственность, Государственная Дума, и Центральное телевидение. Страх же вызывают перспективы дальнейшего существования нашей страны, бросившей вызов Западу, что чревато превращением России в Северную Корею – от такой перспективы хочется заблаговременно выброситься из окна.
Так что, как видим, тема видеоинсталляции «Муть», как всегда, актуальна. Но, воспроизведя наше мироощущение на своей территории, искусство  «сняло» проблему; нет, порождающие ее причины не исчезли – просто проблема переведена в другой – эстетический регистр, - что позволяет не только от нее страдать, но и насладиться ее созерцанием. Одним словом, если мы не сможем избежать ожидающей нас катастрофы, то расслабимся, и постараемся получить от нее удовольствие. Если нам суждено умереть – хоть умрем красиво!
                Май 2017


Рецензии