Голландский натюрморт. ч. 3

    Вот добрались и до черепов... их много на картинах старых мастеров, очень много...Многие художники касались этой темы и сегодня тоже их это интересует. Это и понятно....У каждого человека  возникает много вопросов на эту тему, ведь оттуда никто не возвращался... и что такое смерть? Никто не знает...

В живописи даже сформировался стиль специальный «ванитас». Яркими мастерами этого стиля были голландцы Питер и Харвен Стенвики, Ван Утрехт Адриан, Питер Клас и многие другие. Есть замечательный натюрморт Рембрандта в этом стиле. Работы Матисса, Сезанна, Пикассо, Сальвадора Дали и других художников говорят об интересе к этой теме.
 Их картины не вызывают ужас,и задача художника куда более светлая... ,не испугать нас, а скорее это приглашение к раздумьям, размышлениям о самых важных вопросах бытия, о смысле жизни, приглашение к спокойному и мудрому созерцанию, анализу прожитой жизни. к подведению итогов. Сколько раз за жизнь мы соприкасаемся со смертью по касательной или прямо, и её проявлениями,
последствиями. Думаем, а что там,после? Страх неизвестного волнует нас. Что же мы читаем в посланиях художников на эту тему?
 Черепа- всегда напоминание о том, что "ничто не вечно под луной", жизнь быстротечна...не трать её зря, смерть всегда рядом, чтобы вы не теряли вкус к жизни... Голландцы  писали свои работы в традиции "замаскированной символики".
Это философский посыл человеку, напоминание о первичных и вторичных ценностях в этом мире. Это знак, символ, предостережение...Помните, конец, увы, -один, все подойдём к этой черте и уже распахнута форточка на картине - путь в загробный мир открыта. С чем остаётся человек перед вечностью? С богатствами? Наградами? Гордостью за сомнительные радости и успехи? Тщеславием- (это зеркальные шары и зеркала)-вся эта атрибутика канет в Лету за ненадобностью...
  Художник говорит нам- - цени жизнь, во всех её проявлениях, радуйся!    Перевёрнутый бокал подчёркивает быстротечность жизни,- торопись жить и творить добро. Твори прекрасное! Вот перо с последней каплей чернил - возможно, что- то ты не успел ещё создать, написать, отправить далёким и близким людям - возможно  это то любовное письмо с признанием, которое ждёт всю жизнь возлюбленная,и которое может ещё поменять и твою жизнь в корне, сделать тебя счастливым или несчастным... или документ о наследстве, завещание, которым нужно правильно распорядиться, никого не обидеть... Книги - источник знаний, говорят об учёности и образованности заказчика, закрытая- значит, человек  уже в возрасте и набрался уже мудрости, разбирается в жизни и людях; раскрытая книга - что человек скорее молод, чем стар, и ещё находится на пути к истине. У него всё впереди. Компас, чтобы верно выбрать и продумать все свои пути-дороги в жизни, выбор за тобой. Орехи в скорлупе -о скрытых грехах, в этой работе орех расколот... и мы уже читаем это как- "всё тайное становится явью" или как символ бедности. Маленький ключик напомнит, что у каждого есть свои тайны, которые он бережно хранит от чужих глаз, возможно в шкатулке и это письма...- истории человеческих взаимоотношений. Скатерти,салфетки разные, всегда говорящие о достатке и хозяйственности. Перевёрнутые часы и песочные- напомнят  о том, что время вышло, а курительные трубки и дымок, опрокинутый бокал - о краткости, эфемерности  и сомнительности земных удовольствий.
Цветы тоже говорящие на картинах- это чаще всего, тюльпаны- символ расточительности, иногда и обмана, ведь их луковицы стоили бешеные деньги ...за несколько луковиц можно было прикупить приличное жильё. Было много историй о людях, которых разорили эти цветы, включая художников. Роза- символ телесной страсти, а гвоздика яркая, свежая - расскажет о счастливом браке и долгожданном материнстве, а засохшая, жухлая гвоздика- о предательстве, несчастливом браке и изменах. Маки-символ смерти и забвения. Лилии- атрибут потерь и покойника. Иногда они встречаются в пышных букетах, очень ярких и красивых, как напоминание , что жизнь быстротечна-вводит их в букет. Редко можно встретить полевые цветы на картине.Цветы аквилегии, которых очень много  в средневековых работах перекочевали в полотна голландцев и символизировали Святой Дух. Все знали, что дарить их женщине- тоже дурная примета.
   Особо привлекают внимание раковины со всего света, они разные и формой, и цветом. Многие из них расчищены кропотливым трудом до перламутра, снят верхний слой извести с них и вот, перед вами уже проявляется необычная красота, скрытая под наростами морских червей, губок и тиной. Это намёк на то, что не нужно смотреть только на оболочку человека, всё прекрасное не сразу открывается. Раковины пустые трактовали по-разному- как символ одиночества, пустой дом, заброшенность, улитки чаще всего символизировали путешествия, редкие удовольствия....и гребешки и жемчужницы- сексуальность, вскрытая раковина могла рассказать об обнажённой душе. Такие раковины, как Тигровые ципреи, королевские конусы, гребни Венеры, оливки, каури, тридакны, мурексы, шлемы, донны, лямбисы, Рог Тритона - с удовольствием писали художники жанра "тихой жизни". С морскими животными и раковинами любили писать многие - -Ян Хеем, ван Хеда, Бальтазар ван дер Аста, Франс Снайдерс, Клара Питерс, Клас ван Харлем, Питер Клас. А ещё особую нотку своего изящества вносил Георг Флёгель основатель немецкой школы натюрморта эпохи барокко- у него на полотне жили жуки-олени, обязательно! Он писал застольные сценки или рыночные с морскими дарами или трофеями с охоты, с различными птицами, грызунами,-мышками, насекомыми, божьими коровками, бабочками- символами не только бессмертия души,а обновления и добавлял их в свой мир натюрморта, впуская живинку в работу. А вот муха, которую так все хотят смахнуть с яблока- является символом зла и тёмных сил, тлена и грязи, как и стрекоза. Да ещё яблоко-плод искушения и разврата, персики, виноград -это грехопадение, блуд, а инжир и вишня всегда трактовались как символы вожделения. Все эти детали дают понять, что на картине жизнь и она везде... и она бесконечно разнообразна. Здесь проступает момент философии Востока- благоговейное отношение к жизни, ко всему живому. В его работах мера и гармония соблюдены.
Материальный мир интересовал всех и полотна служили вместо книг, по которым можно было читать и рассказывать обо всём-что люди ели, пили, чем закусывали. Это были картины-энциклопедии.   Флёгель кропотливо выписывал каждую мошку с великой любовью. Он учился у нидерландского художника Лукаса ван Фалькенборха и помогал писать цветы, фрукты. Много писал акварелей. Из семерых его детей двое тоже стали живописцами.
Полное изобилие всего процветало на полотнах мастеров, как и в жизни. Натюрморт входит в моду и завоёвывал пространство кухонь, столовых и приёмных залов, где проводились встречи с гостями, пробиваясь в будущее и оставляя незабываемый след в искусстве. И иногда мы встречаем полотно стиля Vanitas которое нас заставляет задуматься о смерти... всё "суета сует", помни о смерти " Memento mori".   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.