11. Сольный концерт в ДК Юность

А тем временем, Генка у которого «коммерция пёрла», предложил нам по горячим следам ОкоРока-92 замутить настоящий сольный концерт. Он оплачивает аренду зала, профессиональной сценической аппаратуры, услуги звукорежиссёра и даже видеооператора, чтобы отснять концерт «Диктатуры маньяков» на плёнку. Впоследствии Генка компенсирует свои финансовые вложения кассовыми сборами. То есть весь риск, связанный с деньгами, наш спонсор брал на себя. Это было весьма заманчивое предложение, от которого трудно отказаться. Да мы и не пытались. Но на полноценный трёхчасовой концерт у нас не было материала. Наших песен хватило бы только на двухчасовое выступление, а потому – мы решили пригласить группу «Панкрат». Почему бы в таком случае не ограничиться двумя часами? - спросите вы. Не помню точно, в чём там было дело, кажется, аренда зала начиналась от трёх часов, да и как-то веселее и увереннее себя чувствуешь, когда знаешь, что тылы прикрыты.                     

Не помню уже, кто нам порекомендовал пригласить на место барабанщика Сашу Захарова – Цукарика, может, даже и Репа, но в любом случае, это был отличный выбор! Саша барабанил очень профессионально, ритм держал «железно», а брейки кидал просто сногсшибательно. Цукарику осталось только «разучить программу» выступления, и к этому мы все приступили незамедлительно – репетиции следовали одна за другой. Мы даже почти не «бухали», вот что значит ответственность перед спонсором! Кроме того, «грела» мысль, что теперь у нас будет своё видео, с которого (чем чёрт не шутит?), впоследствии можно будет «нарезать» клипы. Вскоре Новосибирск накрыла рекламная промоушен-акция. Город «с головы до ног» был оклеен афишами, по телевидению в бегущей строке и по радио в рекламных блоках сообщалось о грядущем концерте. Напротив Дворца Культуры «Юность» висела гигантская афиша: 
                группа
 ДИКТАТУРА МАНЬЯКОВ
 30 июня 12.00
 последний концерт
 перед зарубежным
 турне
 при участии группы
 Панкрат
 ДК «Юность»
                Что и говорить, афиша была броская, в два раза больше обычной, чёрный шрифт на ярко-белом фоне. Название группы нарисовано стилизованными буквами, в лучших традициях хард-рока или хэви-металла. Стилизация букв, так называемый «лейбл» группы, был разработан Крипачарией и воспроизведён художником Дворца Культуры по рисунку. Почему мы тогда не сфотографировались на фоне этой замечательной афиши?.. 

Насчёт зарубежного турне это моя шутка, которую воплотил, но лишь на плакате, Генка. Он, как прирождённый бизнесмен, не гнушался ничем, чтобы завлечь публику. Отчим Андрея, несмотря на прибыльный бизнес, не бросал свою работу слесаря-сантехника, и регулярно ходил на дежурства в ЖЭК. Вероятно, в силу привычки. Тем не менее, я своими ушами слышал, как среди «тусовки» велись разговоры про одного разбогатевшего сантехника, ставшего музыкальным продюсером. Выглядел Геннадий обычно для бизнесмена 90-х, варёная джинсовая куртка, футболка, джинсы и чёрная бейсболка с лейблом «Чикаго буллс» над козырьком. На перебитом носу лихо сидели солнцезащитные очки-зеркалки. Помимо всего прочего он был классным «водилой» с многолетним стажем вождения и на дороге немногие могли с ним потягаться. Он имел киоск на остановке «Дом Быта», кроме того, автобус, который превращался в автолавку, когда Генка с женой ехал торговать по деревням, например – в Алтайский край. Даже с рэкетом у него было всё тип-топ, он вырос в дворовой компании, которой верховодил некий Яшка с Первомайки, тогда в 90-х большой криминальный авторитет. Яшка разрешал ссылаться при наездах на него, и Генка спокойно торговал, не дуя себе в ус. Крипачарию обещали выпустить из клиники в день концерта, чтобы хоть посмотреть выступление своих товарищей по команде на сцене. И вот наступил тот «бравный» день 30 июня 1992 года.                               

Сцена была заставлена аппаратурой. По краям её слева и справа высились стенки акустических систем марки «Tesla», пожалуй, лучшее, что можно было найти в те времена в Сибири. Мониторы для каждого музыканта, чтобы слышать и контролировать звук своего инструмента или голоса на сцене. Ударная установка «Tama» - роскошь и чудо, стойки с электретными микрофонами, горы усилителей. Прибыл и видеооператор с телевизионной студии 10, который установил свой штатив в зрительном зале, неподалёку от сцены. В середине зрительного зала стоял микшерный пульт на 24 канала, за ним сидел мой тёзка, Руслан из группы «Ступени», который являлся звукорежиссёром предстоящего сценического действа. Рядом с ним находились Генка с Крипой и Максом, а также Андрей Кацап – бывший однокурсник Редькина по Политехникуму, который почти месяц уже гулял дембель, побывал на «ОкоРоке» и считался специалистом по нашей музыке. Ему было доверено вести магнитофонную запись концерта. Катушечный магнитофон «Олимп» был подключён на выход микшерного пульта, так что подготовка к мероприятию была солидная. Жаль, что у меня не сохранилась эта катушка с записью, на самом деле это была хорошая запись. Конечно, у меня осталось видео с этого шоу, на котором мне 22 года, но звук там записан на микрофон видеокамеры и оставляет желать лучшего.

У Клавдия появился цифровой синтезатор «Форманта» нового поколения, именно по нему мы и настраивали теперь свои гитары. Кстати, насчёт гитар, Редькин стал обладателем «самопальной» бас-гитары чёрного цвета, в форме треугольника с обрубленной вершиной, а мне дали «погонять» на концерт «демократскую» электрогитару – «Lead Star». Мищ же по-прежнему играл на своём заслуженном красном «самопале», который периодически, примерно каждые три песни, требовал дополнительной подстройки. Цукарик уже сидел за ударной установкой, и звукорежиссёр отстраивал звук барабанов. Потом нас попросили что-нибудь поиграть, затем снова подстраивали гитары и скрипку, на которой Клавка сегодня впервые будет играть на сцене. Правда, всего одну песню, но ведь главное создать прецедент, к тому же использование скрипки в той композиции было весьма уместно. Крипа «тусил» вместе с нами на сцене пока шла настройка звука, он казался оживлённым и весёлым, но глаза при этом оставались грустными как у собаки. Ещё бы такой концерт, а он не в теме, довольствуясь ролью простого наблюдателя!                               

После того как с настройкой было покончено, мы ушли со сцены в комнату отдыха за кулисами. Зал, меж тем, понемногу заполнялся зрителями. Выяснилось, что билетики на наш концерт стоят по двадцать пять рубликов. Такая лиловая ассигнация с В.И. Лениным. Одна-ако! Пока народ подтягивался, на сцену вышел некто Антоха Зюряев и, взяв добровольно на себя роль конферансье, развлекал людей байками и анекдотами. Из зала раздавались смешки, и даже взрывы хохота. Потом мы услыхали что-то вроде:
 - Да они сейчас сами выйдут на эту сцену, и вы всё узнаете. Итак, встречайте – группа «Диктатура маньяков»!
                Конферансье, сумевший расположить к себе людей в зале, не заставил себя просить дважды – публика зааплодировала. Мы вышли под яркий свет прожекторов и рассредоточились по своим местам – на левом фланге, если смотреть из зрительного зала, сидел за синтезатором Клавка, на правом – Репа с бас-гитарой, напоминающей формой балалайку и Мищенков – весь в чёрном и с красной гитарой. По центру у задника располагался Саша Цукарик, восседая за ударной установкой, а ближе к краю сцены – я с гитарой возле микрофонной стойки. Порядок песен был предопределён на многочисленных репетициях. Первая песня называлась – Последний танец. Я начал проигрыш на гитаре, Цукарик тихонько работал хай-хэтом, отбивая ритм, с пятого такта вступили Редькин и Мищенков, с девятого – вплёлся в структуру музыкального рисунка синтезатор. Затактовый брейк, я запел, и вся наша оркестровая «машина» заработала на полную мощь:
                - Он придёт к тебе, он придёт во тьме
 И не даст ни малейшего шанса
 Он придет, как ночь, он пройдёт как дождь
 Слышишь рваный ритм последнего танца.
                Небольшой проигрыш, в котором угадываются падающие с неба капли, это отзвуки надвигающейся непогоды.
                - Как всегда хороша, как всегда лучше всех
 Ты становишься мрачной под вечер
 Сотворила молитву при свете свечей
 Но надежда покинула сердце

 Танцуй же, детка, последний свой танец!
                Тут к каплям дождя за окном, присоединяются часы, с неба слышен бой курантов, напоминающий о скоротечности земного воплощения.
                - Он придёт к тебе он возьмёт тебя
 Станешь ты женой вампира
 Но последний танец пока за тобой
 Подождёт тебя твоя могила-а!
                Синтезатор продолжает отбивать ход неумолимого времени, Серёгина гитара чуть-чуть истерит, а на город падает безжалостная ночь.
                - Ты танцуешь прекрасно как всегда лучше всех
 Только некому крикнуть браво
 На часах скоро полночь и умолкнет твой смех
 Жаль, что времени осталось так мало

 Танцуй же, детка, последний свой танец!
                Тут у нас с Репой соло идёт в октаву – чисто хард-роковая «фенечка», а на фоне этого соло Мищенков играет импровизацию, где гитара стонет, плачет и даже рыдает.
                - Он придёт к тебе, он придёт во тьме
 И не даст ни малейшего шанса
 Он придет, как ночь, он пройдёт как дождь
 Слышишь рваный ритм последнего танца.
                Яростно вздымается грудь исполина, слышен грозный рокот громовых раскатов, это бьётся вразнос железное сердце тяжёлого рока.
 Песню приняли «на ура», и это даже несмотря на то, что завсегдатаев рок-концертов на этот раз в зале было меньшинство, в основном там находились солидные взрослые – по нашим меркам – люди. Вот что значит грамотно провести рекламную компанию! Но громче всех безумствовал Кацап, он так истошно орал и блажил на разные голоса – «Маньяки в кайф!», что его хотелось пристрелить на месте. Затем последовали песни - Дешёвая игра, Хозяин тундры, Отправляйся восвояси, Небо в ярости и блюзовая композиция – Увядшие сны. Потом наступило время танцевальной части программы нашего выступления, к микрофону вышел Клавка, я отдал ему гитару, а сам переместился к синтезатору.
 - Следующая песня называется – Наступит день, - объявил будущий учитель и запел:
                - Наступит день, и ты опять придёшь ко мне и постучишь
 Откроешь дверь зайдёшь в квартиру, включишь мой магнитофон
 И мы останемся с тобой на целый день опять вдвоём
 И будем петь, и танцевать и пить вино и чай
 А я не люблю стоять на месте
 Смотреть тишину, когда музыка рядом
 И мне поверьте наплевать на соседей
 Пускай привыкают если им надо.
                Я играл на синтезаторе попсовый мотивчик, Мищ, вооруживший палец на правой руке «слайдером», очень эффектно глиссировал по ладам гитары. А «слайдовое» вибрато – ммм, таски поросячьи! Зал прорвало, и народ стал выскакивать к сцене – потанцевать.
 
А во дворе уж на домах все окна излучают свет
 Тебе давно уже пора идти домой, а дома нет
 А в небе звёзды вместе с нами хотят петь и танцевать
 А мы закроем окна шторами и повторим опять
 А я не люблю стоять на месте
 Смотреть тишину, когда музыка рядом
 И мне поверьте наплевать на соседей
 Пускай привыкают если им надо.
                И снова зудящий мотивчик, Репа выжимает из своей «балалайки» все соки, Цукарик «раскидывает по залу» свои знаменитые брейки, звенит «железо», а звуки «гавайской» гитары ударяют в голову не хуже спиртного.
                Наступит день, и ты опять придёшь ко мне и постучишь
 Откроешь дверь зайдёшь в квартиру, включишь мой магнитофон.
                Надо же какая интеллигентная публика, - думал я, сидя за синтезатором и наблюдая за залом, - помнят и танцуют шейки и твисты, а вот панков нынче мало, как ни странно, наверное, цена на билеты кусается. Первый раз вижу на концерте меньше сотни панков. Ну, Генка – акула империализма! Хотя если посчитать, сколько он «вбухал» в это мероприятие, то ещё и в прогаре может остаться. Говорят, что только видеозапись ему обошлась в «косарь», то есть тысячу целковых. Клавка, тем временем, начал «бацать» Арбу, далее по расписанию будут песни Осколок и Эх хорошо, присутствие клавишника в этих танцевально-ритмических композициях не требовалось и я, не привлекая излишнего внимания, слинял со сцены.

Я прошёл в комнату отдыха, помещение было большим – квадратов на сорок. Там стоял стол, стулья и шкаф, в общем, визуально наблюдался – минимализм в обстановке. Вскоре туда, как и договаривались, пришёл Гешка. Он не спеша, набил папиросу, и мы закурили. Маслянисто-сладковатый дым повис сизыми хлопьями, на что я элементарно махнул рукой. Кто к нам сунется? За всё уплачено сполна! Генка как хозяин мероприятия даже не пригласил милицию, респект ему за это! Кстати, именно в этой комнате собирались и «тусили», ожидая своего выхода на сцену многие приезжие знаменитости.               

В конце апреля – начале мая в ДК «Юность» традиционно проходила «Интернеделя», в рамках которой устраивались рок-концерты. В том году, например, приезжала английская команда, с утраченным для меня названием, которая устроила дебош в гостинице «Золотая долина» и выбросила из окна своего номера телевизор. А также ребята с ленинградского рок-клуба, группы – Ном, Колибри, Два самолёта. Молодые девушки из Колибри, устроили на сцене стриптиз, как и было, заявлено в программе. Подогретая алкоголем публика нетерпеливо ожидала этого, она вишь жаждала тела. И вот во время исполнения одной из песен девушки одновременно распахнули свои сценические балахоны, обнажив груди. Зал взревел, возможно, кто-то испытал оргазм, по тем временам это было почти порно. С гитаристом – одним из «Двух самолётов», мы даже выпили водки.

Вообще атмосфера «Интернедели» напоминала атмосферу «маёвки», где все братались, выпивали с незнакомыми людьми, «дули ганж», вели взаимовыгодные обмены. Например, помню такой случай, расположившись под лестницей, ведущей в подвал, подальше от бдительных глаз милиции, мы решили «шарабахнуть» водки. Когда замахнули по стаканчику, кто-то из ребят посетовал, что вот жаль, нет «дудки», как, дескать, хорошо было бы покурить вдогонку. У нас оставалось ещё полбутылки водки, и я на спор, в течение десяти минут нашёл в толпе человека, у которого имелся «ганж», и обменял нашу водку на пакет анаши. Самое комичное в то непростое время, это организация всевозможных фестивалей под эгидой «Рок против наркотиков», где каждый второй участник или зритель, если ещё и не наркоман, то уж попробовал всего и неоднократно.

   - Тебя зовут на сцену, - услышал я голос Гешки и, очнувшись от внутреннего самосозерцания, поспешил на выход из комнаты отдыха.
 Клавка уже подстроил скрипку. Я взял в руки гитару лежащую на мониторе рядом с микрофонной стойкой и объявил название песни:
 - Карлик.
 И начал петь, сопровождая вокал лёгким гитарным перебором:
                - Звёздное небо в проломе стены
 Вяло светилось в сиянии луны
 Статуи смутно белели во мра-аке
 Прочие ж спали и видели сны.
                Запульсировало сердце группы – подключился бас и ударник, а со следующего куплета послышался и потусторонний звук скрипки.
                - Невзначай войдёт в твой сон безобразный карлик
 И достанет из сумы шприц и портсигар
 Предложит забить «косяк» ну а ты не слушай
 И гони его взашей, ты ведь спишь пока

 Пока спишь, ты силён и здоров
 И не рвёшь ты вены на руках
 Эйфория разрушает тво-ой мозг
 Колдовская практика забвения.
                В следующем куплете меняется структура баса и ритма, всё играется восьмыми долями, а Мищ на гитаре доигрывает окончание каждой пропетой мною фразы.
                - Дух твой жаждет выйти вон
 Он стремится к скрытым силам зла
 Просит он зелья, а ты не слу-ушай
 И иди, куда захочешь, ты ведь спишь пока

 Пока спишь, ты силён и здоров
 Но адский поезд мчится по пятам
 Обернись пока ещё не поздно
 И увидишь ка-арлика!
                Мы с барабанщиком и Мищенковым переходим практически на трэш, спустя восемь тактов добавляется раскачивающий всю структуру бас, и на этом фоне звучит скрипичная импровизация. Далее следует такой куплет:
                - Адский поезд мчит в ночи
 И машинист в нём безобразный ка-арлик
 Ты видишь в окнах лица-а свои-их друзей
 Всех пассажиров поезда иллюзий.
                Тут врывается главная тема адажио из балета Чайковского «Щелкунчик». Её играет на скрипке Клавка, остальные с некоторой даже долей остервенения «мочат» аккомпанемент, а когда тема пошла на второй круг, то к ней присоединяется Мищенков и играет на октаву выше. Это было так отчаянно-пронзительно, что у многих в зале навернулись слёзы на глаза. Никогда, ни до, ни после этого концерта я не слышал ничего подобного!
                - Стук глухих ударов слышится в сознании
 Это стук колес, а может сердца стук
 Ты открыл глаза и понял это утро
 Значит, ты уже не спишь, зна-ачит это явь.
                И наконец-то, соло Мищенкова, дождался, поздравляю! Ну и оторвался этот парень, я вам скажу, какой там ещё Хендрикс!..
                - И опять придёт к тебе безобразный карлик
  И достанет из сумы шприц и портсигар
 Бритвой шибко острой ты ударишь в шею сбоку
 Слышишь вздох глубокий, это был конец…

 Пока спишь, ты силён и здоров
 И не рвёшь ты вены на руках
 Эйфория разрушает тво-ой мозг
 Колдовская практика забвения.
                Песню приняли замечательно, нас просто «искупали в овациях», а как вы хотели? – «рок против наркотиков», особенно, если принять во внимание, что исполнял я её под кайфом. Затем последовали песни – И снова наступает ночь, Там где поют небеса, Тварь, В городе мёртвых, Встать и уйти, День убийства поросят, Вышедший в ночь. А закончили мы наше выступление светлой композицией в До мажоре с прекрасными синтезаторными проигрышами под названием – Кружимся в танце.

После нас на сцену вышла группа «Панкрат». Здесь я не буду писать о выступлении этой замечательной команды, поскольку впоследствии видел только видеозапись с её участием. Усталых после двухчасового концерта «Маньяков» мучила жажда, причём отнюдь не духовная. Нам элементарно хотелось водки и пива. Попрощавшись с нашим спонсором и Крипачарией, которому необходимо было вернуться в клинику под наблюдение врачей и, прихватив с собою Сашу Цукарика и Андрея Кацапа, мы покинули ДК «Юность». Конечно же, для того, чтобы «пуститься во все тяжкие», ведь мы были так молоды и ещё относительно здоровы.


Рецензии