Благородная история

                К 20-летию  Монреальского Центра «Мечта»

               
                1.

      Город Монреаль - это крупное человеческое поселение регулярной городской застройки в Канаде,  расположенное , как бы по-пушкински,  на острове Буяне и овеянное всеми ветрами. На вершине Королевской горы возвышается видимое отовсюду гигантское Распятие Иисуса Христа из клёпаной стали,  осеняющее собой всех монреальцев и гостей города. 
         В результате нескольких неразрешённых окончательной  победой вооружённых конфликтов между французами и англичанами Монреаль долгое время являлся столицей  объединённой Канады, став средоточием совместных усилиий двух наций в их стремлении обиходить для себя суровые  северные края.
Канадцы не без гордости  называют Монреаль  северо-американским Парижем.  Это второй по населению самый крупный франкоязычный город в мире после европейского Парижа. Можно сказать, что Монреаль сегодня более франузский, чeм сам Париж. А, кроме всего, Монреаль, как это ни покажется странным, величают ещё и «городом четырёх Эйфелей». Отлитые из чугуна ажурные  эйфельские башенки венчают собой  зеленоватые стальные фермы моста имени Жака Картье,   переброшенного на южный берег реки Св. Лаврентия (Сан-Лоран) по пути в США.
      В анналы истории город Монреаль  навсегда вошёл Международной торгово-промышленной выставкой ЭКСПО-67 и Всемирными спортивными   Играми XXI Олимпиады 1976 года.  Это город-порт; архитектура и   стиль жизни здесь, в основном, подражательно-европейский.
         Сразу после распада Советского Союза, во второй половине девяностых годов прошлого столетия неожиданно громко зазвучала на монреальских улицах русская речь.     Вновь прибывшие с  удивлением обнаружили в городе два православных собора, присовокупили к ним русскоязычную синагогу и стали жить-поживать да добра наживать. Конечно, постсоветские интеллигенты не были первопроходцами. Первые 18 семей русских духоборов появились в канадской провинции Манитоба в 1884 году - за два года до воздвижения статуи Свободы в Америке.    В 1900-м году для удобства паспортного обслуживания и развития установленных дипломатических российско-канадских отношений именно в Монреале,  открылось первое Генеральное Консульство Российской империи. Присутсвие русских и других российских переселенцев во многом помогло Канаде отстоять свою независимость в противоборстве с   Соединёнными Штатами.
     Затем в Канаде обосновались «белогвардейцы», за ними - советские военнопленные из концлагерей, освобождённых американцами и те, кто запятнал себя сотрудничеством с гитлеровцами, в том числе 53 тысячи бывших украинских полицаев, выдавших себя за поляков.      Постоянным местом  жительства избрали для себя Монреаль многие советские эмигранты, среди которых было немало артистов и спортсменов, выступавших когда-то на театральных подмостках, на водных дорожках, на стадионах и олимпийских аренах гостеприимного города.   
    Старожилы косо посматривали на постсоветских соотечественников.
      И, конечно, как всегда и везде, местные профессиональные союзы инженеров, строителей, медиков, учителей, опасаясь безработицы, опасаясь всего нового, что могли привнести  квалифицированные советские интеллигенты,  поставили перед постсоветскими эмигрантами непреодолимые преграды. Да и уровень безработицы в Канаде в те годы был восемь, а в Монреале двенадцать процентов.  И люди, оказавшись на чужбине один на один с нуждой и бесправием, преждевременно заканчивали счёты с жизнью,   скрежетали зубами,  плакали. Кто навзрыд,  кто втихомолку. Нужно было не просто переучиться и доказать свою квалификацию, но и подняться на высочайший академический уровень: в дополнение к родному языку требовалось в совершенстве овладеть английским и французским языками одновременно. А на это уходят годы и годы.

                2.

    В те отчаянные времена две Тани – Татьяна Алексеевна Кононова, Татьяна Ивановна Ситникова и Алла Владимировна Сиднева, казалось, преуспели. За плечами богатый педагогический опыт. Коренная москвичка и потомственный педагог Кононова (мама – Заслуженный учитель СССР) - после института имени Н.Крупской и романо-германского факультета, с тридцатилетним стажем преподавания и опытом открытия частной школы для молодых предпринимателей. Ситникова – из  Молдовы, окончила пединститут в Тирасполе, работала в одной из Санкт-Петербургских школ-интернатов с уклоном английского и хинди.  Алла Сиднева - из Прибалтики, область преподавания -  литература и русский язык в начальных классах.
      В Канаде они вместе преподавали в русской школе, организованной на правительственный грант.  Как раз в то время  Россия поднимала в ООН вопрос о дискриминации русскоязычных жителей Канады, выступив  против квебекского языкового Билла № 101. На первый взгляд всё устроилось: были открыты Центр помощивзрослым  русскоязычным эмигрантам и первая школа для маленьких. Но «Центр» настроился  больше  на развлекательные дела, на организацию досуга,  а не на оказание юридической помощи или  помощи в трудоустройстве.  Ущербной проявила себя и школа для русских, слзданная при уже действующей французской.  Местные умники разработали для «русских» специальную программу обучения, без учёта менталитета учащихся. Показательно, что даже классные доски в «грантовой» школе были зелёные, а не чёрные. Ко всему, директор школы слепо и неукоснительно следовала всем указаниям «сверху».
     Создавшееся положение оказалось неприемлемым для большей части русских учителей,  но на дерзновенный поступок решились немногие.
      Две Тани и Алла неожиданно покинули приютившую их внешне благополучную  школу. Стало совсем нечем дышать. Русские учителя  были вынуждены  наниматься в афро-коммюннити.
   Так продолжалось довольно долго, пока от безысходности и отчаяния Татьяна Кононова не выдала идею:
     -А давайте,  девочки, откроем свою школу! Или лучше, вообще, центр. Культурно-образовательный  Центр. Со школой.
     Умозрительно школа,  конечно,  существовал с самого начала проекта.  Но  не было аналогов Центра. Он возник потому что хотелось большего, хотелось более свободного действия в условиях тотального капитализма.
      Да, мы советские, что ж теперь вешаться, что ли, если привелось родиться и вырасти в ту эпоху?! Да и задача у педагога  во все времена была  одна и та же: обучить ребёнка, воспитать в молодом поколении честность, любовь к родине, уважение к старшим, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед собой и окружающими...
     Так и  возникла затаённая  мечта: создать не просто школу. Создать детский культурно-образовательный центр, где было бы всё, включая преподавание основных предметов начальной и средней школы на русском языке по своим методичкам, на основе своего педогогического опыта. Будем говорить: были поиски основать что-то новое, что-то своё. 
     Отказ, отказ, ещё отказ. В коридорах культурно- образовательной власти женщины получили полный и отрицательный вердикт. Теперь они долго и тщетно искали благотворителя,  спонсора, да кого угодно, кто бы  дал их запланированной мечте приют, крышу над головой. Наконец, они решились на самоотверженный поступок.
     В чём суть самотверженности? Другие учителя просто преподают кто-что может в церковно-приходских школах по воскресеньям, получают за это правительственные награды из России... В Оттаве, в Виннипеге, в том же Монреале.  Но перед нами – ничкм не вознаграждённое истинное  подвижничество, верность своему педагогическому долгу, призванию, творческий подвиг, новые формы!
       После долгих колебаний страждующие русские женщины, обратились  в  католическую   конгрегацию   «Нотр-Дам» (Congr;gation de Notre-Dame), располагающей международной  специализированной школой-интернатом (College Villa-Maria) на английском и французском языках  для воспитания девочек.
   
                3.

     Высоко на зелёном пологом холме Виль-Мари расположена эта всемирно известная конгрегация - своеобразный институт благородных девиц.  На холм, как на вторую весьма  заметную возвышенность на острове  Монреаль можно взойти пешком не запыхавшись, не то что  на «Королевскую гору».
     В сущности, основанный в 1642 году французскими переселенцами  как прочно и добротно обустроенное место на земле, Монреаль  первоначально носил более роскошное название Виль-Мари-де-Монреаль. 
     Взойдёшь на холм, взглянешь на открывшуюся панораму, сквозь мельтешащую зелень тополей и знаменитых канадских клёнов. Тотчас тихая отрада, некое расслабленное блаженство  проникает в сердце всякого человека любой религии. Сказывается, очевидно, особое состояние атмосферы на американском континенте. Воздух здесь отличительно прозрачен  и производит как бы увеличительный эффект.  Отдалённые предметы кажутся ближе, а близкие - крупнее и рельефнее. Чем... чем в Старом Свете.
      Краткая история обворожительных построек былой архитектуры на горе Вилла-Мария начинается, собственно, с 1795 года, когда  Председатель Верховного суда Нижней Канады Сэр Джеймс Монк (монах)  приобрёл землю, принадлежавшую ранее семье Декари (D;carie). Первая резиденция монков, построенная в 1804 году, и стала центральной частью современной Villa-Maria.
     На сегодня  старинный ансамбль - одна из немногих в Канаде  загородных вилл, построенных в Палладио-стиле и отлично сохранившихся  в Канаде. Достойно оценивая целостность и сохранность комплекса, в 1951 году канадское правительство  обьявило Виллу-Мария памятником истории.
             
                4.
 
      Претендентов на особое место под солнцем, на вакансию и на протекцию конгрегации «Нотр-Дам»  было более чем достаточно. И проекты, английские, французские, были многозначительны, включая открытие «Русского Лицея». Но решение принимала лично настоятельница монастыря сестра Арлита Мейт (sister Arlita Matte) и только после беседы тет-а-тет с прожектёрами.
     Первое рандеву и заодно фэйс-контроль прошли в кабинете с вощёным инкрустированным  паркетом, запахом седой старины, среди старинных фолиантов, затянутых в кожу. Матушка-настоятельница сурово  вгляделась в невиданные ею прежде русские лица двух Тань и Аллы и жестко высказалась:
    -Я вам верю. По опыту знаю, люди с такими искренними глазами, как у вас, врать не могут и обманывать не станут. Я открываю для вас, для русских,  стены этой обители.
       Матушка сказала, как отрубила. Это был устный договор, под честное слово. Предоставлялась только «крыша», остальное - на принципе самоокупаемости.    Возникший из хрупкой мечты Детский культурно-образовательный центр так и назвали – «Мечта». Что по всем параметрам  соответствует действительности. Так, школу-интернат для девочек со всего мира стали посещать русские мальчуганы. В классах появились чёрно-графитные доски. Никаких религиозных требований, но и без разговоров о раннем сексуальном «воспитании» с практическим надеванием кондомов. 
    Постоянная возвышенная тишина и  покой царят на горе Виль-Мари. Тут место, откровенно говоря,  отвечает достоинству человека и достойное для человеческого проживания, одухотворённое для написания поэм, исторических трактатов, раздумий о современности, летящей навстречу.  В какой бы сезон ни было: в середине  весны, знойным летом, жёлтой шелестящей осенью или белой зимой. 
    Стоишь, задумавшись, обуреваемый взволнованными чувствами, смотришь на проходящих мимо девочек в светлых блузках и шотландских в клеточку юбочках, с рюкзаками и вдруг слышишь легко узнаваемую родную речь подружек. 
      -Маша,  ты почему сегодня урок по литературе не выучила?
      -Да что-то не очень хотелось...
      -Что ты, что ты, как можно?! Ведь это же «Анна Каренина»!
      С самого начала в руководстве «Мечты» установился триумвират директрис: полное  доверие друг другу и безраздельное - как самому себе.  Думается, после 20 лет совместного педагогического  труда и творческого поиска  это и есть самая прочная основа сегодняшнего успеха.
    Стартовав с двадцатью учащимися в 2001-м,  Центр насчитывает сегодня более полутысячи, открыв филиал и в другой части Монреаля. Классы оборудованы новейшей компьютерной техникой. Контингент: армяне, татары, казахи, грузины, евреи, русские, украинцы, индусы, немцы, французы, англичане. Обучение по общеобразовательным предметам, включая географию, историю, геометрию, химию, биологию, получают мальчики и девочки возрастом от четырех лет и до поступления в колледж. Особое новшество – русский язык как иностранный (РКИ), где широко применяются методы сравнительной лингвистики. В «Центре» дети получают так же поддержку  в освоении  английского. Есть группы для дошколят. Произносительные навыки корректируются по уникальным логопедическим указаниям Монтессори. 
     Долгие годы всю эту огромную работу осуществляет единый  бессменный педагогический коллектив – более тридцати профессионалов-преподавателей! Школьные программы и принимаемые на вооружение методики перерабатываются и согласуются с программами Российской Федераци, провинции Квебек и федеральной Канады. Триумвират управления по-прежнему сохраняется.
     Русский «Центр» стал новым явлением жизни и представляет собой  уникальное явление достойное подражания. Учитывая, что в Канаде проживает около миллиона (Statistics Canada, 2006) говорящих по-русски и ещё миллион тех, кому русский язык понятен.  Учитывая, что в одном лишь Монреале не менее 150 точек изучения языка, многие из юных монреальцев благодарны  «Мечте» за науку мыслить по-русски, за интерес к русской культуре, истории, новостной информации.         
    «Центр» стал хорошо известен не только в Канаде. Опыт его работы перенимается в других странах на международных конференциях. Так, в 2013  году  именно «Мечта» стала инициатором и организатором  Первой всеканадской педагогической конференции, на которой впервые был обобщён опыт преподавания русских школ в Канаде.  Вершина деятельности «Мечты»  – договор с известной  канадской фирмой (Succes Scolaire) на проведение совместных экзаменов и отбор кандидатов для поступления в высшие учебные заведения.

                5.
 
      Давно перешагнули за порог актового зала Виль-Мари и снискали признание культурные акции «Мечты». Ширится деятельность  детских секций и факультативных кружков: спортивных, музыкальных, художественных, танцевальных, хоровых и сольного пения. Особый интерес вызывают ежегодные акции-спектакли  Le Noёl Ruse в городской торгово-промышленной галерее Бонсекур. Переложения русских сказок и мультиков на музыку, песни и танцы ошеломляют зрителей завораживающей игрой новогоднего света и красок.    
    Особую заботу Центра «Мечта» представляет создание благотворительного фонда.  Это благородно. Многие годы дети из малоимущих семей получают здесь бесплатное образование. Для всех без оплаты организовано посещение кружков  театрального, хорового и некоторых других. Для особо одарённых учащихся учреждены поощрительные премии. Ежегодно и бесплатно распределяются более двух тысяч учебников, которые учителя во многом закупают сами и привозят их из России буквально «на себе». 
      Одной из крупнейших благотворительных акций «Центра» стало показательное выступление известной российской певицы Натальи Орловой в знаменитой монреальской базилике «Нотр-Дам». 
     Не удивительно, у проекта «Центр-Мечта» появились знаменитые спонсоры-меценаты. Среди них владельцы русского ресторнана «Эрмитаж» Г и О. Скобиола, хозйка салона Ideal Body В.Оганезова, семья директора фирмы Sonitec  Алана Блейза (Allan Blaze), любимец публики – белорусский нападающий хоккейной команды «Монреаль-Канадиенс» Андрей Костицын, нынешний владелец широко известной фармацевтической фирмы  Jean Coutu - Франсуа Кутю.      
      ...Ещё лето. В  сентябре  Первому Русскому культурно-образовательному Центру «Мечта» в Канаде исполняется 20 лет.  По примеру «русских» в католический колледж впервые в истории будут приниматься также мальчики. И в своё двадцатилетие «Мечта» входит с развёрнутыми, алыми парусами!

Владимир Морган, Золотое перо Руси,
Монреаль


               
 


Рецензии