Знакомьтесь - художник Ефремов

В детстве у Анатолия Павловича было два увлечения: рисование и музыка. Сколько помнит себя, столько и рисует. Еще до того, как пойти учиться в школу, он настойчиво просил мать покупать ему тетради и цветные карандаши. И он рисовал: домики, над крышами которых из печных труб завитушками валил дым, кошечек, собак, лошадок. В школе, на уроках рисования, был замечен. Учитель рисования Борис Васильевич Мамаев стал с ним заниматься индивидуально.
Кроме рисования, влекла и манила музыка. Поэтому, учась в пятом классе, поступил в музыкальную школу – на отделение баяна.
Но рисование победило. И, окончив десять классов школы имени Фрунзе нашего города, по-ступил в Хабаровский педагогический институт на художественно-графический факультет.
После окончания поехал работать, согласно распределению, на Камчатку, в Палангу – центр Корякского национального округа. Преподавал в школе искусств на художественном отделении. Одновременно работал художником-постановщиком в народном театре. Ежегодно участвовал, и не без успеха, в областных художественных выставках.
После Паланги работал в мастерских Художественного фонда Союза художников, участвовал в выставках: областных, зональных и зарубежных (Япония, Канада, США). Выставлял живопись, графику, произведения прикладного искусства – из дерева, меха, бисера. Некоторые картины продавал через художественный салон.
Работал и в издательстве «Книжный двор», где издавали в основном книги писателей и поэтов народов Севера. Осуществил художественное оформление пяти книг. Одна книга с его иллюстрациями в настоящее время издается в Японии – сборник стихов камчатской поэтессы Нелли Суздаловой с многозначительным названием «От Авачи до Фудзи».
Пришлось Анатолию Павловичу заниматься и общественно-политической деятельностью: с 1990 по 1993 год он – депутат Камчатского областного Совета, председатель комиссии по науке, культуре и народному образованию. Кое-что удалось сделать – при его непосредственном и активном участии была построена средняя школа в одном из микрорайонов областного центра, выведена за пределы города танковая часть, которая шумом своих боевых машин не давала покоя жителям рядом расположенных домов, и другое.
Много лет был членом камчатской областной экологической комиссии, в составе которой объездил и обошел Камчатку вдоль и поперек. До сих пор восхищен природой, неповторимыми пейзажами этого края. После каждой такой поездки, каждого похода – новые картины. Особенно любил наблюдать, когда в середине октября уже заснеженные вулканы сверкают на солнце своей голубизной, а внизу – в разгаре бабье лето.
Потом возвратился в свой родной город Зею. Работает художником в «Энергетике». Среднего роста, плотного телосложения. Про таких в народе говорят: ладно скроен, и крепко сшит. Лицо окаймлено окладистой черной с проседью бородой.
Рабочее место – отдельная комната, которую, конечно, нельзя сравнить с художественной мастерской Ильи Глазунова, но все же вполне приличная. Работать и творить можно. Теперь его основная работа - художественное оформление спектаклей, праздников, афиш, объявлений. Это – проза жизни, форма существования.
А в свободное время – творческая работа, что называется, для души. В основном рисует пейзажи.
Вот одна из таких картин – «Лето». Лесок вперемежку с зелеными лужайками сочной травы, вдаль убегающая проселочная дорога, у обочины которой две мирно пасущихся коровы, чистое, голубое небо, и все залито яркими лучами солнца.
Или другая картина «Родные просторы». Вдали виднеются невысокие горы, покрытые зеленой тайгой, вдоль которых несет свои воды красавица Зея. А на переднем плане – наши перелески, луга, поляны цветов, стога сена. Милая сердцу и знакомая с детства картина. И сразу вспоминаются слова поэта:
Я люблю тебя, Россия,
У излучины реки.
И чтоб было небо сине,
И чтоб в поле васильки.
Летом текущего года состоялась персональная выставка картин Анатолия Павловича в мест-ном музее, которая, по отзывам посетителей, удалась. Принял он активное участие и в выставке картин местных художников осенью этого года в «Энергетике». В планах Ефремова - объединить художников города вместе; чтобы иногда собираться, обсуждать насущные проблемы, делиться опытом.
Очевидно, у каждого художника есть мечта – создать нечто эдакое грандиозное: картину, которая бы как нельзя лучше отражала эпоху, время, в котором мы живем. Другое дело, что создать та-кое произведение очень трудно. Для этого надо иметь богатый профессиональный и жизненный опыт, многое пережить, многое осознать. И даже опытные мастера не один испортят холст, прежде чем достигнут желаемого результата. Но такая картина – награда за долгие мучительные и кропотливые труды.
Есть такая мечта и у художника Ефремова, которую он, по-моему, начал осуществлять. Кон-туры картины уже обозначены на новом холсте: у себя в квартире за столом сидит участник Великой Отечественной войны, Почетный гражданин нашего города Михаил Васильевич Сухарев. Волевое, испещренное глубокими морщинами лицо. В руках – письма, фотографии. На столе вырезки из газет. За спиной фронтовика – два окна. В одном из них – война, эпизод битвы за Сталинград. В другом – цветет черемуха, резвятся дети, мирные послевоенные дни. Закончить свою картину художник думает к 55-й годовщине Победы и подарить её картинной галерее нашего города, которую планируется создать.
Идут годы. Совершенствуется мастерство. Создаются новые картины. Не всем художникам суждено стать Репиными или Суриковыми. Но каждый из них кладет свой кирпичик в фундамент российского искусства.


Рецензии