За поворотами лет - 19

      Недалеко от наших ворот была копанка. Просто там, где забил родник, мой отец с соседом раскопали в земле некоторое углубление,  Обложили его камнями для крепости стенок, сделали сток, чтоб, когда копанка наполнится водой, лишняя убегала в яр и стали поджидать наполнения. Вечером уже наша коза сама учуяла воду и пошла попить. Вода была чистая и очень холодная. Но пришло столько-то лет, к копанке люди привыкли, будто она там всегда была. Каждое лето мой отец с соседом, дядькой Штефаном, чистили и углубляли копанку. Дети знали, что там глубоко и подходили к воде осторожно, особенно девочки ноги помыть, и наступали на специально вкопанную плиту. Однако время несёт людям не только радости, но и утраты. Умер мой отец, дядька Штефан  состарился и копанка заилилась, стала мелеть. С одной стороны даже осока стала расти.
     Однажды шла я со своим дедушкой домой. Старик шёл-шёл, остановился, кряхтя наклонился и поднял с пыльной дороги корочку хлеба. Поворчал про себя, дескать, грех-то хлеб под ноги бросать… и бросил ту корочку в копанку. Наверное думал, что вечером придёт скотина на водопой и съест хлебушек.
     Думая о своём, я вскоре забыла об этом случае. А между тем, течением отнесло ту корочку ближе к осоке. Скотине просто до неё не достать. Ночью прошёл дождь. На следующий день я опять откуда-то шла с дедушкой домой. Остановилась у копанки и издали смотрю, как у осоки, растопырив лапки, лежат на воде несколько лягушек. Посредине лягушечьей компании, что-то вроде коричневатой пенки. На мой детский ум и в голову не могло прийти, что это и есть та размокшая корочка хлеба. Да я больше на лягушек смотрела.
     Дедушка подошёл, посмотрел, снял с головы кепку и перекрестился. Среди его негромких слов, больше похожих на шелест листвы, я только всего и разобрала: «Какая ни на есть тварь, а хлеб святой ест…» Честно говоря, после этого случая, пугать лягушек в копанке я больше не стала. Раз и они хлеб едят, то значит и они с человеком некое родство имеют…

                ***
   Село наше большое, тянется оно вдоль речного склона. Все подземные ручьи, у нас их называют «жилы», с полей тянутся через село к речке. Поэтому колодцев в селе – считать, не пересчитать. Где совсем близко вода, наклонись и бери, а чем ближе к полю, там колодцы глубже, замаешься ворот крутить, пока ведро воды вытянешь. А много ли воды надо, чтоб с дороги жажду утолить? Тут и кружка на цепочке, пей, сколько душа просит. Чуть в сторонке от колодца, на круглом камне с углублением, стоит дубовая деревянная бадья. Сколько воды в неё вмещается – этого я не знаю. Знаю только, что когда мимо едет подвода, то пара лошадей напьётся и ещё в ней вода останется. И корову хозяин пригонит, тоже напоит. Видимо потому, ещё с давних времён тот, кто достанет из колодца ведро воды, попьёт, а оставшуюся воду в ту бадью выльет. А чтоб в ней птицы не тонули, то закрывали её решётчатой крышкой. Для коз и для других животных поменьше, особенно диких, в земле было вкопано каменное корытце. Когда в бадье вода переливалась через край, то по желобку стекало в это корытце.
     Я в детстве любила этот колодец. Редко бывала  в том конце села, но короче путь домой был напрямки, полем. А к колодцу я подходила с опаской. Там не раз видела бродячих собак, лис, а в голодные годы однажды и волка люди видели. Всем водички хочется попить.
     Однажды, подошла я к колодцу. Никого рядом не заметила. Пока крутила ворот – в колодец смотрела, а как поставила ведро на скамеечку на срубе, оглянулась и… похолодела от страха. Шесть собак стоят позади меня с высунутыми языками. Я глянула на корытце – оно пустое. Не стала я воду пить, вылила воду в то корытце, а себе второе ведро выкрутила. Попила, надо бы уходить, а как мимо собак пройти? Стою и не знаю что делать. Собаки попили, отошли в сторонку и легли в тенёк ветлы. Я кругом их обошла и пошла себе домой. Дома мне дедушка объяснил, что собаки не глупые животные. Они злого человека издалека чуют. А на тебя ни одна собака не гавкнула и ты их не отгоняла. Напоила и правильно сделала. Иди и не бойся. Человек добро забудет, а собака помнить будет.
     Уже, когда тут жила, мне несколько раз тот колодец снился. Но я почему-то не на колодец смотрела, а в поле. И каждый раз мне это поле разным виделось. А если кто в разговоре упомянет слово «Жизнь», то перед глазами виделся мне этот колодец на краю села. Вроде, как мы черпали Жизнь из этого колодца. Но если честно признаться, то целебной водой в нашем селе считали воду из колодцев в двух местах. Оба колодца были в глубоком яру. По такой крутой тропинке вынести воду на коромысле и думать было нечего. Эту воду в доме в отдельном ведре держали, только чтоб пить.

                2017 год.


Рецензии