Совпадения?

   
                (мистические случаи из жизни моей семьи)
 
            Нет, моя бабушка не была моей Ариной Родионовной! Сказок она не любила.
Сказки мне рассказывал дед. И гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки» я услышала в его исполнении. Что-то по ходу рассказа он добавлял от себя(чтоб пострашнее было). Бабушка Таня ругала его за это, а я боялась ночью пойти в туалет — везде мне чудились страшные бесы, избавиться от которых можно только перекрестившись.
Но в нашей атеистической семье крестные знамения осуждались, да и не верила я в их силу. А поверила от души в материализм! Ещё в школе.
            Так бы, наверное, никогда и не отошла от воинствующего материализма, если б его теория не была перебита практикой, которой ,как известно, проверяется любая теория.
            И первой эту «практику» почувствовала на себе моя бабушка Таня. Правда, она тогда ещё не была бабушкой, а была молодой женщиной -Таней, Танюшкой -  воспитанной комсомольскими истинами и верящей в них безгранично. Никаких примет она не признавала, считала всё это бесовщиной и отсталостью, гадание на картах — шарлатанством, над выражением «Ничего случайного в жизни не бывает!»  предпочитала не задумываться.
           Но накопилось в её жизни много фактов, когда действительность заставила поразмышлять над тем, случайны ли некоторые события в жизни семьи, чем они мотивированы. Рассказала она мне о них, когда я уже была студенткой и, по её мнению, всё могла «переварить» и попытаться объяснить с научной материалистической точки зрения.
            Думаете, я нашла объяснения? Ни тогда, ни сейчас объяснить себе я это не могу и уже не пытаюсь. Единственный вывод, который я сделала, анализируя эти события — вывод о слабости теории диалектического материализма.
            Итак: пока я не забыла все эти рассказы, познакомлю и вас с ними. При этом прошу помнить, что моей бабушке — читающей и образованной женщине - ложь была совершенно несвойственна. В таком духе, в неприятии любой лжи, она воспитала и меня, за что я много от жизни получила оплеух(впрочем, это уже другая история).
 
                Из времён Гражданской войны.
             Мой дед - Росновский Ян Антонович — из семьи обедневшей польской шляхты — терпеть не мог, когда ему сёстры напоминали о «шляхетстве». Он работал с одиннадцатилетнего возраста на стеклозаводе, помогая семье как и старшие братья — Войцех и Дмитрий. Рвался учиться по-настоящему и считал, что только революция и диктатура пролетариата позволит мальчишке из бедной семьи получить образование (впрочем, считал совершенно правильно). Поэтому в Гражданскую он, разумеется, был на стороне «красных» и служил в Первой Конной Будённого. Брат Дмитрий тоже служил у «красных», а старший - Войцех — полный Георгиевский кавалер Первой мировой войны — был серьёзно ранен в боях и в Гражданской войне не участвовал.
            Тиф-сыпняк свирепствовал тогда и в среде гражданского населения, и в армии. Заболевших красноармейцев ссаживали на станциях целыми группами и высылали туда врачей... по возможности. Мой дед — тогда совсем мальчишка — валялся в бреду на какой-то промежуточной станции(он потом даже не помнил  её названия), рядом умирали люди, врачей не было...
Таких станций было много! Но именно сюда приехал в составе комиссии его брат Дмитрий и пошёл именно к той стене, где лежал на цементном полу Янусь(так дедушку звали в семье), и именно на него наступил и вскрикнул: «Лошадей, немедленно! Тут мой братишка умирает!»
             Янусь вовремя был отправлен в госпиталь вместе с другими больными красноармейцами и продолжал потом воевать. Братья не виделись с самого начала войны, пока Дмитрия не прислали на эту  станцию... Случайное совпадение? Не знаю. Знаю только, что ещё не время было деду умереть.
 
                Из более позднего времени.
            В 1937 году мой дед по доносу попал в застенки НКВД. Приехал арестовать его друг-чекист — Алексей Горохов. В прихожей скороговоркой сказал: «Иван, всё знаю, нет твоей вины ни в чём, но не сегодня-завтра и я загремлю — чувствую уже...» (Деда все друзья называли Иваном — так он произвольно перевёл на русский своё польское имя Ян). И Алексей как в воду глядел: встретились потом они в одной камере и всю ночь проговорили. Алексей сказал: «Ни в чём не «сознавайся», ничего не подписывай, хотя бить будут сильно»...
(Его потом расстреляли).
            А дед попал в тюремную больницу(у него после побоев и пыток операционные швы от аппендицита разошлись и началось кровотечение). И туда как раз прислали начальником санчасти поляка с дореволюционным партийным стажем. Они с дедом тихонько беседовали по-польски, в основном, ночью... Этот человек спас деду жизнь тем, что держал его в палате до смены власти: Ежова сняли и уничтожили, а Берия велел выпустить тех, кто ничего не подписал. С деда взяли подписку «о неразглашении» и посоветовали уехать из этих мест.
           Что он и сделал, попросившись в другую область Украины. Особенно радовалась переезду его дочь(моя мама) — её донимала училка по  украинскому языку: «Дочці ворога народу я більше, ніж три,не поставлю!”
            И каково же резюме? Случайно ли именно в эту тюремную больницу прислали поляка(прям их полно разгуливало по Центральной Украине!), случайно ли  он затормозил деда, не выпустил в камеру до смены власти?
 Очередное «совпадение», которое обычно называют УДАЧЕЙ.
А я опять скажу: «Не время ещё деду было умирать!» «Эх, умирать нам рановато, есть у нас ещё дома дела!» О нём эта песенка!
 
                Июнь, 1941 год. Начало Великой Отечественной.
            Срочная эвакуация... Моя бабушка Таня складывает на подводу самое, по её мнению, необходимое для неё и двух девчонок: дочери и племянницы. Не колеблясь, ставит швейную машинку в фанерном коробе с ручкой( как же пригодилась ей потом эта машинка!), одеяла, чемоданы... торопится... Дед велел спешить, а сам, как всегда, мотается по делам райкома партии. Примчался, расцеловал всех и велел двигаться с обозом эвакуируемых, а ему надо руководить эвакуацией имущества завода, а потом взрывом самого завода...
             Так под бомбами, под обстрелом обоз тащился к вокзалу... А его уже не было, и надо было двигаться к промежуточной станции. До неё было неблизко.Туда пригнали состав для перевозки людей. Там же , на станции, куда к вечеру еле дотащился обоз, стояла полевая кухня с кашей и супом. Таня оставила девчонок с вещами, а сама выстояла очередь за едой, которую ей положили в две миски — на троих. Она поворачивается в этой толпе жаждущих поесть, чтоб пройти обратно, и... нос к носу сталкивается с мужем! Полуторка, в которой дед ехал по делам, застряла по причине пробитой шины именно на этой станции Он  помог жене и девочкам перенести  вещи в вагон, устроил их и поехал дальше на той же полуторке.
            Что это? Случайность? В такой неразберихе и толпе найти своих и благополучно отправить их дальше... Удача и только?
 
                1943 год. Горьковская область.
             Деда после ранения отправили на несколько дней в отпуск — в городок, где жили эвакуированные с Украины жена и дочь с племянницей. До войны он никогда там не был. Жене о своём отпуске он сообщить не успел. Она прибежала в обеденный перерыв из сберкассы, где работала бухгалтером, и ,торопясь, ела суп, сидя спиной к окну. Вдруг встала с ложкой, не донеся её до рта, и, повернувшись, пошла к окну, которое выходило на улицу. И увидела... правильно: мужа, который шёл по улице, разглядывая номера домов. Она открыла окно, крикнула: «Ванюшка!» - и упала без сознания.
( Вот сейчас пишу это и плачу... Сколько пришлось пережить нашим старикам! И ради чего! Чтоб Абрамович перебирал яхты?)
              Но вернусь к воспоминаниям...
              Дед не любил рассказывать о том, чего не мог себе объяснить. Но жене своей вечером, когда заснули девчонки, шёпотом рассказал: « Представляешь, составляю отчёт командованию в блиндаже (он был политруком в пехотном полку), обстрел почти прекратился... Вдруг слышу — ты меня зовёшь: «Ванюшка!». Вот как сегодня. Я как полоумный выскочил из блиндажа, и сразу там прогремел взрыв: одного офицера насмерть, а я получил пару осколков: в живот и в ногу. Спасибо, Танюшка, спасла ты меня...».
Что это?
Опять случайность?Опять нечаянная удача? Или всё-таки мощный у деда моего ангел-хранитель? НЕ ЗНАЮ.
 
               
                Ещё до Победы.
                Женщина, у которой наших эвакуированных поселили, была гадалкой. Добрая женщина, но Таня боялась её, как боятся всего неизведанного. Никогда не просила погадать, хотя хозяйка не раз предлагала. Но наблюдать, как та гадала другим, Таня не отказывалась, тихонько сидела по вечерам с вязанием или шитьём и слушала.
Однажды, поздно вечером в дверь постучали. Вошли люди -  хорошо одетая пара -  и о чём-то с хозяйкой беседовали в прихожей. Потом она закрыла за ними дверь и вернулась в комнату. Сказала: «Отказалась им гадать: их завтра арестуют за мошенничество!»
- Откуда вы знаете? - поразилась Таня, - Вы же в карты не заглядывали! Или карты вам нужны для отвода глаз?
Та только усмехнулась и промолчала.
(Ту пару и правда на следующий день арестовали — городок маленький, все обо всех всё знают...)

                Как-то одна старушка пришла к гадалке и стала просить погадать — жив ли её сын, на которого получила похоронку: «Ну спасу нет — снится Вася мне каждую ночь и говорит, что живой!»
Гадалка посадила старушку за стол и, раскинув карты, сказала: «Идите — встречайте своего Васю — он уже дома!» Бедная женщина застыла на стуле и встать не может — шепчет белыми губами: «Правда? Неужто правда?!» И тут во двор вбегает её невестка с криком: «Мама, да где же вы! Вася приехал!!!»
               Когда бабушка Таня рассказывала мне все эти случаи из жизни нашей семьи, я удивлялась её категоричной вере в науку и только: «Никакого чуда! Всё наука рано или поздно объяснит!»
Вот не объяснила до сих пор. Что такое ясновиденье, КАК люди, наделённые этим даром, ВИДЯТ то, что другим недоступно, как могут предсказать, к примеру, гибель человека...
              КЕМ устраиваются такие «совпадения», объяснить которые никто не в состоянии?
 
                Вот случай со мной...
               Как-то зимой, во время студенческих каникул, я (тогда ещё аспирантка кафедры русского языка ДонГУ) работала в читальном зале "Ленинки" над докладом, который должна была читать  в секции ономастики Института языкознания. Текст был почти готов, и я дописывала последние страницы, когда почувствовала боль в горле при глотании. К вечеру мой от природы звонкий голос перешёл в скрипучий шёпот. Я была в ужасе: доклад планировался задолго до этой поездки в Москву. Сидела, расстроенная, и вдруг словно кто-то позвал меня в отдел периодики. Зачем я пришла туда? Рассеянно перебирала журналы «Театральная жизнь», открыла в середине подшивки один из них на статье «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» и прочитала о Джигарханяне, как с помощью этой гимнастики он восстановил себе потерянный голос за двое суток. Внимательно перечитала рекомендации и поехала домой — в Беляево, в гостиницу Академии наук, где я остановилась ( в общем блоке) — по соседству с милой женщиной из Узбекистана — Хуршидой.
               Когда она вошла ко мне в комнату с чашкой горячего чаю с лимоном, то застыла на пороге: я стояла в одной комбинашке перед открытым окном(на дворе — январь!) и активно хрипела , размахивая руками по методике Стрельниковой. У неё мелькнула мысль, что тут нужен не только терапевт, а и психиатр пригодился бы... Но врачи не понадобились: ровно через сутки мой голос приобрёл необходимую чистоту и звонкость. (Раньше на это восстановление нужно было не меньше недели — с ингаляциями и полосканиями...) Ещё через день я делала доклад, который был принят на «ура».
              Ну скажите, ктО меня за руку подвёл к этой «Театральной жизни» - журналу, который меня в тот момент совершенно не интересовал? Кто открыл его именно на нужной странице?
Случайность? Но уж очень похоже на заданную необходимость... Эти философские категории всегда привлекали меня, и вот я сама — иллюстративный материал для данной темы. Мы потом с Хуршидой(она, к слову, доктор биологии) долго мусолили этот факт, но так и не нашли подтверждений ему в материализме.

                Ещё случай со мной.
              Бегу ранним июньским утром на лекцию к заочникам(а занятия не в нашем филологическом корпусе, а в другом учебном здании, где я раньше  занятий не проводила), сокращаю время пути, проходя по какой-то улочке... Слышу - с соседнего тротуара меня зовут:"Наталья Николаевна!" Наверное, думаю, заочники-первокурсники ищут корпус. Схожу с тротуара на мостовую, чтоб перейти на другую сторону, а на то место, где я только что стояла, падает огромный кусок балкона старого здания - весом не менее трёх кирпичей. Далее... как в замедленной съёмке поворачиваю голову к тем, кто меня позвал, а там...никого.
(На всякий случай сообщаю моему ироничному читателю, что не пью крепких спиртных напитков, а в летнюю жару и некрепких тоже).
              Под впечатлением от произошедшего всё рассказала тут же заочникам. Они не удивились: у каждого в жизни, как оказалось, были похожие случаи.Но послушать их не пришлось - слишком мало было выделено времени на тему лекции!
 Что это? Ангел-хранитель? Не время умереть?
 Наверное...
 
                Случай на полигоне(рассказ Алёши)
                Мой племянник служил срочную службу в армии и услышал там историю удивительного «совпадения». В соседней части был боец, которого дико невзлюбил командир — придирался и наказывал по любому поводу. Правда, этот солдатик был неспортивным, но старательным, придирки офицера переносил с терпением и выдержкой.
Однажды, во время стрельб на полигоне, офицер опять «оторвался» на нём, отвесив подзатыльник  именно в тот момент, когда солдат в очередной раз прицелился... Выстрел во время подзатыльника опять не получился метким. Пуля отрикошетила от бруствера и улетела на соседнюю территорию полигона, где тоже проходили стрельбы. Произошёл несчастный случай: там пуля попала в голову бойцу и убила его на месте.
Но каков был ужас офицера, когда выяснилось, что убитым был его сын!
               Что это? Случайность? Или непознанная закономерность? Есть ведь в народе поговорка: «Бог шельму метит!» Очень высока расплата за откровенную несправедливость в данном случае, и неизвестно, изменила ли эта трагедия отношение офицера к жизни и к чужим детям... Может, и понял он, что это ЗНАК. Только  сына не вернёшь, увы!


               Ну и к чему мы пришли , ознакомившись с этими жизненными случаями? Очевидно, далеко не всё можно рассмотреть сквозь призму материалистического мышления... А как хотелось бы всё разложить по полочкам и успокоиться, правда?
               Нет, ребята, покой нам только снится! Может, моя бабушка Таня наблюдает за мной из того - лучшего мира - и думает:" И зачем я ограничивала её любознательность этим самым научным мышлением! Никакой науке не объяснить всего, что происходит на нашей таинственной и неповторимой планете - на нашей грешной и святой Земле!"


Рецензии
Какой ужас, что идиоты от армии устраивали одни стрельбища рядом с другими, причём таким идиотским образом, что шальная случайность могла лишить человека жизни! Гнилое всё насквозь, замешанное на идиотизме и полное отсутствие головы во всех проявлениях жизни.

А по остальному - да, таких случаев в каждой жизни немало. Если человек находит смелость их замечать и запоминать.

Спасибо!

Соня Ляцкая   13.02.2021 22:47     Заявить о нарушении
Да, Соня, идиотизма было много в армейской жизни, да его и сейчас хватает, а может, и намного больше, чем раньше...
А что касается "совпадений", то они есть в жизни каждого человека. И если бы мы не ленились записывать то, что поразило нас в конкретном случае, то можно было бы собрать огромный том фактов такого порядка. В памяти удерживается недолго и вспоминается при случае... А что написано пером, того не вырубить топором, сами знаете))).
Спасибо за отзыв!

Наталья Волкова 2   11.10.2021 15:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.