Кто ж из нас мог тогда подумать, что...

Тем, кто ещё не знает, что за человек Сергей Шувайников, наверняка уже запомнилось это имя по его постам в ФБ, посвящённым сыновьям Ивану и Владимиру.
Отеческая любовь к малышам, идущая из глубины души, выраженная небанально, без сюсюканий не может не вызывать у доброго человека симпатии к счастливому отцу.
Да, столь сильное чувство, уже само по себе свидетельство о душе, в которой такие слова родились.
Потому что Сергей Иванович, прежде всего, поэт.
Кто-то безоговорочно согласится, потому что Сергей под настроение может выдавать рифмованные тирады, которые не уступят текстам иного записного репера. Многие, прочтя и услышав от меня такое, изумятся. Ведь крымчане знают этого парня совсем с другой стороны.
Тем более, что стихов своих он никогда не публиковал, на графоманских тусовках не замечен.
Сергея Ивановича знают как трибуна и одного из инициаторов и авторитетного руководителя русского патриотического движения в Крыму. И становился он таковым и на моих глазах. Я видел, как из инструктора горного туризма, месяцами пропадавшего в летний сезон в Крымских горах, прорывается на свет божий новая личность.
Некоторое время я предполагал, судя по рассказам, которые он мне принес осенью 1985 года, Сергей многообещающий прозаик. Причём, наш крымский. Он мне доверился. И я проникся. И мы стали работать. Он мне стал интересен тем, о чем он и как пишет. Пишет, как живёт – бурно, неординарно.
Познакомились мы с ним в общежитии Литературного института имени Горького, куда я только-только попал как слушатель Высших литературных курсов, а он к тому времени покидал этот единственный в мире вуз. Единственный в своем роде институт, где учили на писателя.
Меня подкупили тогда две вещи: что поступал Сергей туда без всяких рекомендаций. Не надо забывать, что конкурс в этот престижный вуз всегда был большим. И прежде всего конкурс творческих работ. Отбирали дотошно, учитывая рекомендации с мест. Разумеется, местная крымская писательская организация никогда бы не ходатайствовала о нём.
Вначале Сергей обрёл широкую известность совсем не литературную. Очень рано он проявил себя как яркий оппозиционер, борец за крымскую правду и вселенскую справедливость.
Будучи старостой группы в Литературном институте, он своей напористой последовательностью раздражал не только партком и руководство, но и своего литературного наставника. К тому же за ним тянулся «диссидентский» шлейф ещё из Крыма, что не могло не насторожить ректорат института. Начались придирки и навязчивая опека. Мастер предъявил претензии в его литературной несостоятельности и предложил перейти на заочное отделение. Сергей отказался. Дошло до того, что его задержали спецслужбы, после чего они же и настояли на исключении неуправляемого студента из института и рекомендовали молодому литератору покинуть Москву.
Именно в такой предотъездный момент Сергей и постучался в дверь моей литинститутской кельи в общежитии на улице Добролюбова.
Кто ж тогда из нас мог полагать, что постучался он и вошел в мою жизнь навсегда.
Как выяснилось, к тому переломному моменту у Сергея за плечами был довольно немалый опыт мытарств. Успел поучился в Симферопольском военно-политическом училище (откуда ушёл по собственному желанию начальства, которым очень не нравился свободомыслящий курсант, для которого справедливость была выше воинского устава), следующим стал Симферопольский госуниверситет, где также пытались от него избавиться, но он все таки закончил его и стал преподавать историю в вечерней школе, где после прочтения большинства трудов классиков марксизма-ленинизма начал создавать молодежную социалистическую организацию… Представители КГБ тут же взяли его на особый учёт и предупредили, что занятия политикой могут закончиться уголовным делом. При этом запугали родителей. Энергичный человек Сергей  временно переключился. Принялся изучать русскую и мировую литературу, журналистку и краеведение.
Накануне развала СССР в издательстве «Таврия» несмотря на сопротивление Крымской писательской организации мы все-таки издали его книгу прозы «Мытарства одинокого провинциала», которую автор дополнил и переиздал в этом (2017) году.
Публиковался Сергей и в периодике. В газетах, альманахах, коллективных сборниках… В частности, в популярном журнале «Смена». Самой же главной победой на тот период я считаю то, что он был принят в Союз писателей СССР в самый канун распада союзного государства.
Но уже тогда я с огорчением видел, что самой главной страстью его жизни становилась политическая борьба. Подсластило мою горечь то, что борьба эта была не ради карьеры, а за восстановление исторической справедливости – возвращение Крыма в Россию
Яркий, полный сил молодой политик, легко выиграл выборы в областной, (потом Верховный) Совет Крыма. С трибуны стал звучать его голос теперь уже депутата и главы экологического движения. Много сил было отдано спасению уникального побережья Тихой бухты, которую до сих пор нет-нет да и хотят прибрать к рукам (застроить) предприниматели, о которых мы говорим: «Они уничтожают Крым!»
Неизмерим вклад Сергея Ивановича и в движение, развернутое в конце 80-х годов против строительства Атомной станции на Азовском море.
Теперь для известного симферопольского оратора и общественника профессией стала журналистика. Он регистрирует и открывает несколько печатных изданий. Самой значительной его политической трибуной явился еженедельник «Республика Крым», который он выпускал один, не имея серьезного опыта газетной работы.
Меня, к тому времени довольно искушенного в газетном деле, поражала эта его работоспособность.
Казалось бы, всё! Молодой политик обуздал крымского мустанга. Чего ещё надо! Гарцуй на карьерной лестнице!
Но Сергей Шувайников идёт другим путём. Выступает инициатором создания Русского движения Крыма, в 1993 году с единомышленниками учреждает и регистрирует Русскую партию Крыма. В том же году баллотируется в президенты Крыма, где вступает в схватку и достойно борется с таким опытными оппонентами как председатель Верховного Совета Крыма Николай Багров, лидер крымских коммунистов Леонид Грач, будущий президент Юрий Мешков…
К тому времени я уже знал, что Сергей Шувайников дорого заплатил за этот свой выбор. Я имею ввиду не только и не столько то, что в той неравной схватке подвергался нешуточной опасности, когда были и покушения на его жизнь.
Я сожалел, что столь разнообразно талантливый человек, положил на «грязный» политический алтарь свою судьбу, а Крым потерял не только многообещающего прозаика, но и оригинального художника-пейзажиста… Это еще одна грань его нераскрытого таланта, которую он доверяет только близким людям, считая себя неудавшимся последователем импрессионистов.
Да, наша земля обрела сильного публициста и последовательного борца за российский Крым, создателя Русской партии и Конгресса русских общин Крыма, Русского фронта… и поэтому сегодня я думаю, что он поступил правильно. Потому что не представляю, куда бы мы, чистоплюи, пришли, не будь у нас такого активного общественного и политического лидера в 90-е и начале 2000-х годов.
Благодаря деятельности его и других русских организаций появились и молодые русские лидеры, среди которых был Сергей Аксенов, создатель движения и партии «Русское Единство», куда Сергей Шувайников вошел в 2010 году со своими сторонниками, ныне всемирно известный лидер «Крымской весны» и последовательный Глава Республики Крым, ведущий через тернии российский Крым вперед.
Сегодня депутат Госсовета Республики Сергей Иванович Шувайников возвращается в литературу. Снова появляются его рассказы в престижных альманахах, таких как «Золотой пегас» (№ 2, 2016). Он готовит к изданию сборник публицистики «Борьба за российский Крым», в котором собраны статьи и выступления, опубликованные начиная с конца 80-х в Крыму и в российских СМИ.
Там будет всё. И борьба в защиту природы полуострова и прав русского крымчанина, и языковая проблема, на которой все годы незалежности спекулировали идущие во власть президенты Украины… Но самое главное, там будет судьба незаурядного человека, которого знает и любит благодарный Крым!
30.07.17


Рецензии