Twitter рулит. Рок-клуб за и против

                Рок-клуб – «за» и «против».

Эта тема несколько лет назад уже выносилась мною для обсуждения на страницах областных газет, и что же изменилось с тех пор? Как сказал бы сейчас баснописец И. А. Крылов: «а воз и ныне там». Казалось бы, нужное дело и если вдуматься, то из всего этого могло бы получиться что-то неординарное и даже приносящее прибыль, не говоря уже о том, как бы это перевернуло жизнь молодёжи, но, увы…
  Всё это время я следил за всем тем, что происходило в городе под вывеской яко бы рок-движения. Сразу же скажу, что ничего привлекательного не наблюдалось, если не считать традиционного фестиваля молодёжной музыки «Оренсток», да телевизионного проекта «Новое движение». Интересно, но факт, пишущая братия отнеслась к этим событиям без особого энтузиазма и это понятно: что бы писать об этом, надо хоть чуть-чуть во всём этом разбираться. Тут в самый раз капнуть историков, которые всегда учили следующему, что любая проблема проистекает из некой начальной точки и её надо решать, предварительно изучив все составляющие её начала. Следует отметить, что «благосостояние» некоторых музыкантов заметно улучшилось: о чём можно судить по экипировке нынешних участников молодёжных групп города. Гитарные комбики, «примочки», да и сами музыкальные инструменты представлены местными «рок-музыкантами» в большом ассортименте, но как сказал бы классик: дело-то как раз не в этом. Самой музыки так мало, что с первого раза непонятно и не только мне, а для чего всё это, если за плотной стеной драйва трудно различить слова и мелодии? Да и всё это больше смахивает, как и десять лет назад на какой-то шабаш, особенно за кулисами, где молодёжный сленг прекрасно уживался с отборным русским матом. Мне казалось, что рок-музыка стоит гораздо выше всего этого, но на местном уровне всё выглядело и выглядит довольно банально и не интересно. Может, я ошибаюсь, поскольку любое действие подобного масштаба, прежде всего, должно быть наполнено интеллектом.
Кстати, где нынче «Оренсток» и «Новое движение»? Конечно, пусто место не бывает. К примеру, как-то представители «новой церкви» под вывеской «Рок-музыка против наркотиков» в один из осенних дней провели в парке отдыха в Дзержинском районе тусовку, куда собрали оренбургских рэперов. Причём здесь рок-музыка я не понял. Наверное, просто организаторы данного действия решили вот таким образом привлечь к имевшему место событию молодёжь, а заодно и представителей власти, обозначив в названии мероприятия тему наркотиков. Судя по тому, что их надежды не оправдались, можно сделать заключение, что это уже никого не волнует.
Кроме этого «праздника сердца» состоялось ещё по мере два мероприятия, где действительно были представлены местные рок-команды. Всё происходило в рамках предвыборных кампаний, где музыканты выступали в роли зазывал или как мне кажется бесплатного приложения, потому что уровень их игры больше напоминал подбор по слуху, причём каждый старался в той тональности, в которой себя чувствовал более комфортно. Было ли комфортно зрителю от всего этого - стоит лишь догадываться, но в любом случае хоть таким образом, но идущие во власть показали своему электорату, насколько несовершенен механизм по возрождению молодёжной музыки в городе.
После всего увиденного и услышанного я беседовал со многими музыкантами города. Мне хотелось понять: почему у нас всё так получается? С одной стороны заметен интерес к музыке у молодёжи, а вот условий для занятия любимым увлечением нет. Самым оптимистичным в этом плане был Виктор Рассовский, отвечавший в своё время за звук на многих молодёжных тусовках города и записывавший местные команды в студии при «техническом центре» А. Бабина. По его словам всё уж и не так плохо. Наверное, ему виднее, но почему-то вот уже не первый год он хочет создать в городе свою команду и состоящую не из тех музыкантов, кто мелькает каждый раз у него перед глазами, а из настоящих, чувствующих музыку более тонко, умеющих доносить до зрителя и красоту звука, и смысл песен. Если же теперь окунуться в наши реалии, то ему это удалось, спустя столько лет: в городе функционирует коллектив «Джазпром». Кстати, эта мечта была и не только у него. Лет десять назад на базе ДК «Молодёжный» энтузиасты пытались создать свою группу. Процесс захлебнулся,  ибо человечество ещё не изобрело лекарство от старости. Это я к тому, что всё бы и ничего, да только возраст музыкантов, замахнувшихся на это, перешагнул уже тогда пятидесятилетний рубеж. Есть и другие примеры, когда музыканты со стажем объединяются в группы и ходят по городским клубам в надежде найти взаимопонимание с хозяевами данных заведений, но пока нет блестящих результатов. Размеры помещений не всегда позволяют разместиться полноценному коллективу. Вот поэтому пока в теме лишь певцы, работающие под фонограммы.
Конечно, не всегда так было. Возьмём, например, клуб «Дали», что располагался одно время в здании кинотеатра «Союз». По задумке это маленькая модель того, в чём уже лет двадцать как нуждается наш город, но потом выяснилось, удовольствие посещать данное заведение не каждому по карману. Следовательно, приезд даже столичных команд прошёл не замеченным мимо общественности города, не говоря уж о молодёжи, которая с удовольствием пришла бы на концерты таких групп как «Пикник» и «Воскресенье». Знакомый бизнесмен прокомментировал этот факт тогда следующим образом, что клуб «Дали» создавался для людей состоятельных. Что ж это право хозяина: для кого и что организовывать и здесь нечего ловить среднестатистическому горожанину, живущему от зарплаты до зарплаты.
Но вот другой пример. Как-то город облетела новость, что ДК «Молодёжный» выкупает состоятельный человек  с целью: создать на его месте развлекательно-досуговый центр для молодёжи. Я даже видел тогда устав будущего учреждения. Привлекло внимание и название: «Фонд молодёжных инициатив». Чего только не было в перечне услуг и мероприятий, но в реалиях всё было не так, как планировалось. Замечу, что данное место довольно бойкое и молодёжь охотно посещала данное заведение, особенно это видно было по наполняемости танцполо. Всё ничего бы, но организаторы развлечений для молодёжи решили на этом не останавливаться и стали обставлять свои мероприятия не только элементами стриптиза, но и дегустацией напитков, содержащих алкоголь.  По отзывам технического персонала дворца культуры: вертеп и разврат в самом примитивном виде. Судебные приставы вынуждены были тогда опечатать помещения, находящиеся, как мне сказали, во временном пользовании у бизнесмена до выяснения всех обстоятельств. С тех пор прошло более десяти лет. Кстати, желавший выкупить  этот «очаг культуры» - Перадзе М. Р. уже не у дел, поскольку находится в федеральном розыске. За что? Так за мошенничество, господа-товарищи. Сегодня всё это в прошлом, а молодёжь опять тусуется под любимые ритмы своих групп, где придётся, невзирая на обещания власти повернуться к их проблемам лицом.
Вся наша беда в том, что слишком часто случайные люди, пусть даже и с деньгами, берутся за то, в чём мало что смыслят. Ещё раньше в эстрадное объединение «Эксперимент», которым я руковожу, обратились бизнесмены из столицы с тем, что бы в рамках президентской программы организовать у нас в городе центр по работе с одарёнными детьми. Планировалось сначала арендовать помещение, а за тем строить своё здание, где бы могли заниматься дети с малого возраста танцами, вокалом, игре на музыкальных инструментах. Была подготовлена аналитическая справка по всем учреждениям города, где есть заметные педагоги, умеющие делать свою работу качественно. Оказалось, что из их числа, лишь единицы могут обучать детей, к примеру, джазу. Кстати, одно из условий бизнесменов из Москвы – это развитие джазового направления. Идём дальше. Казалось бы, наш город богат фестивалями и их уровень по некоторым параметрам давно уже перешагнул некоторые российские фестивали, но, тем не менее, как оказалось, что у нас на тот момент не было хорошей эстрадной школы не по танцам, не по вокалу. Всё, чем мы удивили москвичей, так это академическим пением и народным танцем. То, что один, два коллектива время от времени привозят дипломы с всероссийских фестивалей, ещё не показатель качества проводимой работы с подрастающим поколением повсеместно. Я неспроста затронул начальное звено музыкального творчества, потому что именно отсюда начинаются все наши беды. Это уже потом мы видим повзрослевших ребят, пытающихся себя проявить на сцене и горько осознаём, что серость и посредственность, которую они выплёскивают на зрителя, никак не прикрыть яркими костюмами. Не спасают ни кошельки родителей, ни благосклонность спонсоров.  И всё-таки, замечу, что наш край богат талантами, но мы до сих пор не научились из всего этого извлекать прибыль. Да, у нас есть разветвлённая система дополнительного образования. Но какая она? Отвечает ли она своим качеством на поставленные задачи государством перед всеми нами? И как можно говорить о масштабах проводимой работы в этом направлении, если из всего что у нас есть, и это не первый раз, глазу не за что зацепиться.
Сегодня очень много говорят об инвестициях. Почему же мы здесь у себя в городе не можем создать то, чему могли бы позавидовать в столице? Уже не одно десятилетие бюджет наш тратит огромные суммы денег на содержание структур по работе с подрастающим поколением, где количество педагогов явно завышено относительно количества детей, посещающих внешкольные учреждения. Мы и в мыслях не допускаем, что всему этому может быть и альтернатива. Что это страх или профессиональная не компетенция тех, кто правдами и неправдами сегодня пытается создать видимость работы с подрастающим поколением? Ведь бизнесмены чуть ли не в один голос говорят о том, что на средства, которые они отдают на развитие детского творчества пора бы и увидеть результат. Может быть, всё это время средства отдавали ни в те руки?
Я уже предлагал и не раз местным бизнесменам сообща приступить к созданию рок-клуба в городе. Замечу, что данная структура интересна тем, что там могут собираться люди разного возраста. Скажу даже то, что именно от старшего поколения сегодня будет зависеть то, насколько микроклимат там будет отличным оттого, что приходиться наблюдать сегодня на молодёжных тусовках. Им надо показывать пример, рассказывать о том, что драйв он лишь тогда драйв, когда всё это по-настоящему. Сегодняшняя пропаганда рока всё больше с примесью алкоголя и наркотиков, но ведь этот путь в пустоту. Странно, что этого не понимают молодые, а может, не понимают, потому что не на кого им равняться? От роста количества элитных клубов по городу проблему эту не решить. Это пока всё спокойно и благочинно, но не за горами то время, когда нам всем придётся наваливаться всем миром, что бы хоть как-то помочь подрастающему поколению в определении своего места в обществе. Создание в городе рок-клуба – это только на первый взгляд баловство, как считают некоторые мои оппоненты, а на самом деле это не так и вот почему. Например: найдётся человек с деньгами и создаст что-то подобное. Куда потянется молодёжь? К нему. Очень скоро окажется, ведь это не надо сбрасывать со счетов, что хозяин захочет свой бизнес раскрутить, но не за счёт музыки, а за счёт алкоголя и наркотиков. Молодёжь во все времена была на острие подобных событий, и её консолидация вокруг рок-клуба только поможет развитию теневого бизнеса, тем более город сегодня ничего существенного не может предложить в рамках досуговой деятельности, из-за отсутствия средств. Так неужели будем сидеть и ждать? Можно ещё много говорить на эту тему, но пока, все те, кто приходят ко мне в объединение, а это и музыканты, и бизнесмены, и просто желающие помочь в создании рок-клуба, не понимают самого главного, что инициатива инициативой, но с налёта проблему не решить. Необходима в первую очередь программа действий, а её то и нет. Есть лишь желание, но этого не достаточно.
Рассматривать рок-клуб надо, как целую инфраструктуру, где должно быть всё: и студия звукозаписи, и репетиционные помещения, пусть и не большой, но свой концертный зал, и безалкогольное кафе, и магазин, торгующий музыкальными инструментами и оборудованием, и если хотите даже газета, и может быть рекламное агентство.  Кстати, по поводу последнего у моих оппонентов несколько скептическое мнение, но сама жизнь аргументирует против них. Например, прошлой осенью в нашем дворе одна из газет проводила подписную кампанию. Чуть ли не с утра выставили громкоговорители и стали зазывать обывателей на своё шоу. Всё ничего бы, да только день и время выбрали неудачно. Во-первых, суббота, во-вторых, время на часах показывало 12.00. Видно организаторы мероприятия не в курсе, что именно в это время добросовестные горожане ходят по магазинам, занимаются уборкой квартир, работают на дачах – одним словом заняты делом. Количество собравшихся едва насчитывало тридцать человек. Да, и местные артисты были невысокого полёта. Я всегда говорю, что у каждой музыки должна быть своя аудитория, а поэтому, как сказал мой сосед-пенсионер: «Песни у нынешней молодёжи так себе». Вот и получается, что хорошее дело завалили на корню: не было массового притока подписчиков, по причине не знания организаторами мероприятия азов рекламного дела. Вот поэтому рекламное агентство будущему рок-клубу просто необходимо, что бы избегать подобных ситуаций.
Прошлым летом я встречался с музыкантами одной молодёжной группы. Они рассказали мне о том, что один предприниматель, в молодости сильно увлекавшийся музыкой, решил купить им аппаратуру и выделить помещение для репетиций. Не правда ли хорошее начинание? И таких случаев достаточно, но у всех у них один недостаток: не знание всей специфики организации подобных коллективов. Прежде всего, как бы ни был огромен энтузиазм, необходим руководитель с музыкальным образованием, владеющий определённым набором навыков и умений, способный научить ребят серьёзному владению музыкальными инструментами. Далее надо помнить о том, что не у всех людей нормальный музыкальный слух. Судя по тому, как сегодня поют местные «рок-звёзды» можно с уверенностью сказать, что у половины из них нет навыков интонирования вообще. Я уже не говорю о постановке дыхания, о динамике, о фразировке звука, а о дикции – лучше промолчу. Есть свои проблемы и с качеством общего звучания молодёжных команд. Хотелось бы напомнить, что громкий звук – это не панацея в поиске своего зрителя. Если идея и содержание исполняемых песен созвучна времени и имеет определённый интеллект, то лучшего и не надо желать для творческого роста коллектива. Судя же по исполняемому репертуару, темы песен мелковаты: нет в них оптимизма и рассуждений. Как сказал музыкальный критик А. Троицкий, что всё у сегодняшних начинающих музыкантов про одно и то же и порой не понятно: куда и зачем зовут такие песни нашу молодёжь и зовут ли?
Я прекрасно понимаю, что ещё не раз и не два, а может быть, и больше кто-то будет пробовать создать в городе рок-клуб, и хотел бы пожелать им удачи, но вместе с тем и предостеречь от опрометчивого шага, что бы всё это не выглядело смешно. История богата примерами и мне искренне жаль всех тех, кто так и не достиг желаемого результата в этом направлении. В своё время группа «Контингент» уже выступала в роли организатора городского рок-клуба. Где этот рок-клуб? Эстафету принял «Технический центр» А. Бабина. И? Далее предприниматель Перадзе М. Р. замахнулся немного не мало, а даже на целый «Фонд молодёжных инициатив», где рок-клуб то же значился под пунктом. Что-то пока не получается. По-моему, каждый из организаторов не до конца рассчитал свои силы, а может, просто хотел создать шум вокруг своего имени. Думаю, что им это удалось, жаль, что с рок-клубом ничего у них не вышло, а собственно какая разница. Как сказал бы поэт А. Вознесенский: «За попытку спасибо».


Рецензии