В татарары

У нас, в нашей российской действительности, наиважнейшее значение в умах всегда имели не те реальные события, явления, факты культурной жизни, и даже не те идеи, которые умы генерировали, и которые собственно и тематизируют эту самую действительность, а отношение, или даже идея отношения к действительности, в особенности - прошедшей.
Это отношение по определению не могло быть ничем другим, как идеальным. Далеко не всегда "заказ", или благонамеренное стремление "подправить" прошлое, убрать "ошибки" (хотя бывал и заказ, и всё прочее бывало), такой подход к национальной почве чреват постоянно повторяющимися кампаниями по высаживанию на малоплодородных северо-западных суглинках нехарактерных для наших мест растений, будь то пресловутая кукуруза, идея "Третьего Рима", или коммунизм. Мы как будто всё время отдаём предпочтение историографии перед историей. Отсюда и постоянное переписывание прошлого, с удалением одних и прибавлением других, как будто это меняет что-то в нашем будущем... Или - меняет? Что ищем мы в "делах давно минувших дней" - уж не ориентиры ли для грядущего, в первую очередь, конечно же, ориентиры нравственные...
И в этой связи странно бывает наблюдать выбор этих "поисковиков". Взять город Петрозаводск. Здесь полным ходом идёт извлечение из небытия (в прямом смысле, из праха земного) такого местночтимого православного святого, как блаженный Фаддей. Этот старец при встрече с царём Петром вмиг покорил сердце венценосца, пав ниц перед ним. Да, наверное, именно такой "ориентир" смирения и требуется кому-то сегодня. Но ведь это дежа вю. До 17 года так и жили. А что случилось потом? Вот что пишет авторитетный богослов А. Шмеман, пишет как раз об этом же - о выборе ориентира и светоча в общероссийском масштабе: "Татарщиной, беспринципностью, отвратительным соединением низкопоклонства перед сильными с подавлением всего слабого отмечен, увы, рост Москвы и московского сознания с самого начала, и непонятно, благодаря какой чудовищной аберрации религиозного национализма именно московский период заворожил надолго сознание русских "церковников", стал для них мерой Святой Руси" ("Исторический путь православия").
Эти горькие слова не только к собственно церкви имеют отношение. "Московское сознание", именно "татарщина, беспринципность, низкопоклонство", насилие над слабыми, возвращается, уже вернулось к нам в форме современной кремлёвской политической доктрины. Она по сути не отличается в изводах: что "наружно", а что "вовнутрь" - всё из одной бутылочки...
Но ведь были и другие формы русского сознания. Северное, закалённое в суровых условиях "зоны косых дождей", раскольничье, вольное... Южное, малоросское... нынче "обрендированное" кремлёвцами под национализм, русофобию и другие малоприятные ксенофобские темы. А ведь мы - оттуда: Киев - мать городов русских! Украина - это наша вера, наши первые храмы, православная иерархия, богословы, святыни, но это же и вольница запорожская, задавленная "московским сознанием" до анекдота у Гоголя... Отсюда пошла есть русская земля, с берегов Днепра, а отнюдь не из болот московских. Почему бы не ориентироваться на Григория Сковороду, он достойно держался перед миром и ниц не пал перед кесарем? Может, довольно аберраций, они приводят не в Китеж-град, а всё на те же грабли и в те же милые сердцу историографические дебри...


29 июля 2017 г.


Рецензии