В угаре базарного капитализма. По новым тарифам

Людмила Корина
И тверчане мною  не забыты. Из купцов которые –новая элита
Привет негромкий от тётки-стихоплётки

На фото я работаю с французским дирижёром Ж-К Казадесю на фоне русского оркестра

1975
На май приехала к родным в Калинин. Тёплый свежезелёный городок моей мамы и её родни, где жуют то, кто что достанет по очередям. Пикник с друзьями сестры Иры. Наша семья примкнула без вклада. Семья врачей только ещё копит на машину, самую дешёвую. Высокая тоненькая племянница 13ти лет охотно откликнулась на моё предложение звать меня на «ты» и не называть тётей. Привезла им в подарок кое-что из одежды, обуви. На Пасху с  мамиными братом, его женой и сестрой  Натальей были у мамы и бабушки на кладбище. Наталья здесь до странности «у себя», как на светском приёме – беседует с памятниками - знакомыми. Я решила обновить памятник, увеличить  мамино фото.Прошло 23 года –сосна растёт над могилкой, накренившись.

Дядя Миша дал мне  письмо мамы и сохранивштеся два фото её молодости.Остальной архив пропал в начале войны при бомбёжке Кировограда.Мама сохранила все письма отца с фронта, большую пачку. Читала с двойным чувством –  у неё была любовь, писал он письма регулярно, полные внимания,  заботы к нам обеим, любви. Мамины ответные – длинные и эмоциональные –не сохранились, и остальную свою переписку она перед смертью выбросила, и отец ничего не сохранил.

Не осталось ни единой строчки, кроме предсмертной записочки карандашом слабеющей рукой.(Потом обнаружилось одно письмо на имя брата с просьбой достать лекарство стрептомицин). Дата рождения 5 го декабря 1910 по дню Святой Екатерины. Она близка к истине  по расположению планет.

Мне было отрадно читать письма отца маме – у неё была любовь, была жизнь хотя бы до 35 лет. Потом боль утраты  - развод  с холодным оборотнем и жестокая болезнь свели её в могилу в 41 год. Понимание той трагедии пришло ко мне   в 52- 58м и окончательное сейчас, через 6 десятилетий. Я вспомнила – тогда в июле  58го в отчаянном протесте против жестокости отца, бросила ему в лицо – ты виноват в смерти моей мамы! Была избита им, но разорвала  родство, что бы ни происходило на поверхности в попытках его 3й семьи отрезать, как на фотографиях,  беспощадную правду о нравственном падении С.В.

В 90м году в Твери молодая парочка дипломированных врачей(моя племянница с мужем) жили в угаре  базарного капитализма. Парочка - голубь и  гагарочка.
Не помню когда, ещё во времена оны, возникли в моём словаре сочетания – днепропетровская мафия по линии отца. И тверские мещане по линии матери. Это была  колея к лучшей жизни двух семейств, на которой они употребили свои устремления, способности в жизни.

Ведущие и ведомые в каждой семье делились пополам. В отцовской ветви напор шёл –отнять, переделить нажитое родственниками. Безуспешно, пустые хлопоты. А потом подключить Запад и его преимущества - Борис и Отец. В честных трудягах и романтиках  годами топтались 3я жена отца Вера(рабыня любви Изаура) и аспирант художественного промысла в вечном поиске - сын Вадим.

В тверском варианте - Железная леди, врач(не работавшая и дня по врачебной профессии) Елена и соблазнённый ею в торговый промысел муж-стоматолог. Подспорье – половина растерявшихся бедолаг- тверчан и близких родственников без куска хлеба, романтик Тётка-стихоплётка, капитал которой раскрутили в начальном челночестве, а потом кинули её в кризис 92го года, обменяв привезённые ею деньги на пропитание на кучку обесцененных бумажек. Только тогда тётка опомнилась, когда домой в Геную не на что было добраться.А там всё развалилось-квартирка продана

Теперь о драме с черевичками для племянницы. Тоже выполняла её списки –всё новое. Но присовокупила красные полусапожки из тонкой кожи, не из магазина, как новые. Опекаемая мной Оля Соснина пришла от них в восторг, когда  их ей передарила. Реакция Лены: что ты мне говнодавы подарила! И пошла у них с мужем, 30ти летних врачей не по призванию, новая жизнь. Её мать проговорилась – стала парочка какую-то мелочёвку мешками в Польшу возить в общих вагонах при  прочих неудобствах челночества. Купила Лена себе желанные сапоги, показала – с ботфортами, выше колена. И понесли её эти сапоги-скороходы по дороге новой профессии вплоть до смерти матери в 12м, и далее, и  болезнь мужа их не остановила. Продолжают зарабатывать на лечение.

Это называют теперь бизнесом

В нарядах была её страсть. То, что открылось  на складах Италии, славящейся лучшей в мире одеждой и обувью, поглотило Лену окончательно. А я годами лопотала  о их возврате к врачебной профессии. Мать Ирина, работавшая врачём поликлиники буквально до самой смерти, стеснялась показать мне их магазин и на работу к дочери за 100 долларов учётчицей в свободные часы от приёмов в поликлинике не шла. И в кухарки-домработницы тоже. Кто Елене внушил, что грошовые расценки рабочей силы – это кем-то утверждено и свято? Работодатели –  стыд и порядочность утратили, и притом выглядеть хотели,  как благодетели.

Пробовала я посчитать примерно- сколько же раз она за товаром моталась в Римини с последующей растаможкой  ( муж на грузовике и авто - помощник с этой стороны - за четверть века приближается к тысяче). Стала дипломированный врач, как пел Высоцкий, ” большим спецом по шмуткам”- покупать  по объёму горы одежды, обуви, сумок, а в Твери перепродавать. А чтобы  продать всё это на рынке, в жару и холод голодные студентки , старухи  и бедные родственники, включая ближайших, за гроши стояли и торговались, чтобы хозяева своё вернули с лихвой. Наверное, в залог они свои паспорта сдавали.

Всё организовано, просчитано, схвачено.На первоначальную цену партии товара 15тыс долларов накидывались 40%, за вычетом расходов  на посредников и растаможку 1600д(сюда входят 250д - на билет, гостиницу, питание на 5 дней-это расходы посредников). Надо было не ошибиться в товаре. Путь туда и обратно самолётом с 5ти часовыми проверками паспортов, машиной по горным дорогам к складам. Вперёд! Я один раз в 96м летела домой по этому маршруту до Анконы– сдохла!

По тарифам рынка 10р или 30 центов в час  платила своей пожилой тёте -домработнице и кухарке, которая украдкой на ужин брала в сумочку одну сосиску и одну картошину. Прости меня, Люся, за эту твою тайну. По квартире были разбросаны пачки валюты и тысячи рублей  ежедневной выручки от продаж. Мать мужа была поставлена в ряд  продавцов, и сама Королева Рынка подключалась. Не отступал от принципов её муж, стоматолог и новый капиталист, не доплачивал матери и родственнику ни  цента. Есть барыш - на хлеб заначь, я ведь врач, а не палач!

Свой начальный капитал они застолбили, прокручивая мои кормовые. А кто без денег, иди к ним в наём. На труде безработных, сидевших на обочине, росла их вилла. Не без потерь шла эта поместная грабиловка. “Оденем тверчан в кожу!” “Работать надо!” Прав Л.Бородин – зло не исчезает. Сверху видно – кому,  сколько и за что “платить” в этой круговерти. Я в своих  периодических заработках  во- время сбегала с галеры, никого не эксплуатируя.Горы технических переводов – украденное у жизни время.Бессмысленно копить, “обеспечивая старость” – начеку гайдаровские реформы.

По новым тарифам

Весь високосный 2000й год я работала над переводом “Секретных войн”Эдди Бауэра, первых 4х томов из 8ми -2400 страниц, изданных Олма Пресс в 2003м под названием”История шпионажа” на газетной бумаге  с врезкой отдельных иллюстраций. Когда получила первую книжку, закрыла глаза – на обложке имя автора было перепутано и написано с ошибкой. Заплатили по 30 центов(10руб) за страницу. Моя ставка с 30 долларов упала почти до нуля. Тоже рабство – как если бы в лагере меня посадили в теплушку и за тарелку супа, когда  снаружи минус 50,  я для начальства сочиняла рОман.

Но я свой  литературный перевод писала вдохновенно, надеясь, что и по деньгам будет прилично. Руки летали по клавишам, в отдельных местах не удерживалась от слёз. Редакторша Аведяева мне скороговорила что-то о тарифах, а я ничего не понимала. Високосный  таки или  иначе высасывает “удои”. Я работала свои ежедневные 7-8 часов дома рано утром и вечером в райской Лигурии, а в перерыве мы  с сыном ездили к морю. Гадючник Олма Пресс разорился. На книжной ярмарке ВДНХ их стенд был оформлен в виде готического замка за 50 тыс.д. Олму и несчастного Э.Бояджи или Энцо Бьяджи“отблагодарила” частушками в моих рассказах на Прозе.ру. Об остальном подумала судьба.

Летом того же 2000го года решили с сыном  навестить родственников в Д-ске(отец в 2003м за два года до смерти прочёл эти два русских тома с подчёркиванием). Вера и Вадим мной гордились. Отец последние годы  писал Мише записки своим безупречным почерком. Это были уроки каллиграфии и напутствия деда своему внуку -из французского журнала Мирабо в публикации местной газеты на русском. Первый постулат гласил- Меньше еды, больше воды. Достаточный сон, курение вон. Шлаки долой, не будешь больной. Не пить спиртное, не есть мясное и т.д.

В Твери тем же летом племянница устроила мне, своей тётушке-подружке, показательную порку : на полянке перед виллой показывала, как она наряжает другую тётю домработницу и опекаемую девушку из семьи матери-алкоголички. Всё никак не могла забыть обиду о подаренных ей красных черевичках.
В моём общении с ней и родственниками внешне ничто не изменилось – богатейте, радуйтесь жизни, но  не загоняйте себя и других этой безудержной гонкой в смерть.

Ушло прежнее, что нас связывало с племянницей. Подаренные им два тома моего перевода “Секретные войны” никто не читает. Не осилят.
Душ родство, чтоб вы так жили. Тут любовь и страсть к наживе. Вот уж страсть, так это страсть. Хоть стреляй, а им всё в масть…Не оттащишь, стыдобища. Всё по складам ездит, рыщет. Впору ей подать, как нищей,  не душа, а пепелище…(начало 90х)

Далее - магазин, вилла, квартиры в евроремонте…Базарный капитализм,  хватка у хозяйки железная –тянет из года в год. Из мужа много сил вытряхнула. Думалось ранее – а перед расстрельной стеной эта парочка опомнится, сделает перерыв, оглядится вокруг, проверит здоровье – своё и матери хотя бы? Некогда, в угаре наживы жили. Себя не жалели, все потроха вытрясли. Матери не стало в 2012м.

С годами что-то менялось на рынке труда. Были просчёты и провалы, хозяева  рисковали и теряли десятки тысяч д. К 2000му после кризиса  за полный день домашней работы “любимой тёте”Люсе стали платить больше, и родственник на внутренней отделке виллы тоже заработал. Только мне эти тарифы непонятны. И хозяева и слуги здоровьем ослабли. Теперь надо продолжать вкалывать на лекарства.

Лёша  в 04м просил кинуть им идейку, как выйти из этого изматывающего круга. Заболевал, видимо. А я уже бодро шла своей дорожкой к смерти. Проблем накопила достаточно : здоровье сына, тесные “объятия” оставшихся на возу “нехотяев”, отсроченная на 5 лет пенсия. Выдохлась. Кто-то меня на небесах спас в 66 и повторно в 69лет. Связь с небом просматривается. За доброту и отзывчивость там наверху меня ценят. Но  головотяпство  и  своя  вина  в проблемах  превалируют.

Людмила Корина 30.7.17 Генуя


Рецензии