Литературное произведение и его родовая специфика


Наукой о литературе сделано очень многое для того, чтобы дать точное определение такому сложному эстетическому объекту, как литературное произведение. Несмотря на это можно выделить целый ряд значений термина «литературное произведение», однако в своей «Теории литературы»  Валентин Евгеньевич Хализев, советский и российский филолог, литературовед, отмечает, что наиболее важным является только одно его значение, согласно которому произведение есть  «продукт немеханической деятельности человека, «предмет, созданный при участии творческого усилия» . Также Валентин Евгеньевич выделяет два аспекта в составе произведений искусства: 
1. «внешнее материальное произведение», что часто называется  артефактом, то есть то, что состоит из  «красок и линий» или  из «звуков и слов» ;
2. эстетический объект, что представляет собой совокупность того, что закреплено материально и обладает возможностью духовно воздействовать на зрителя, слушателя, читателя.
 

Таким образом, то или иное произведение искусства, в том числе и литературное произведение, – это совокупность эстетического объекта и артефакта: первое фиксирует в себе сущность художественного творения, а второе делает его доступным для восприятия. Всякое литературное произведение является результатом материального оформления авторского замысла. Соответственно, литература же складывается из литературных произведений, объединённых в три большие группы, которые называются литературными родами: эпос, лирика, драма. В каждом литературном роде выделяются жанры - исторически определившиеся виды литературных произведений, которые своими структурными и содержательными признаками. 
 

В «Теории речи»  немецкий психолог и лингвист Карл Бюлер утверждает о том, что высказывания имеют три аспекта, которые включают в себя:  репрезентацию - какая-либо информация о предмете речи; экспрессию - отражение эмоционального состояния говорящег;, апелляцию -   обращение изъясняющегося к читателю, благодаря которому высказывание становится действием.  Все три аспекты взаимосвязаны и проявляют себя в различных речевых ситуациях: в лирических произведениях доминирующей стороной является речевая экспрессия, в драматических произведениях – апеллятивная, в эпосе же, хотя присутствуют и экспрессивные, и апеллятивные начала, преобладает повествование. Таким образом, каждый литературный род обладает уникальными свойства, присущими только ему.


На сегодняшний день одной из важнейших задач литературного образования заключается в том, чтобы найти пути изучения литературных произведений с учетом родовых и жанровых свойств и особенностей. Учет родовой и жанровой специфики произведения при его изучении в школе становится еще одним необходимым условием для эффективного восприятия как конкретного произведения, так и для создания необходимой установки для восприятия литературных родов.
 

Литературные роды отличаются, во-первых, по способу отражения действительности, во-вторых, по методам выражения авторского сознания, поэтому методика изучения и работы над литературными произведениями различных жанров также различна. Однако, следует отметить, что в процессе исторического становления искусства может происходить стирание родовых и жанровых границ. Взаимопроникновение жанров и родов требует умения воспринимать и устанавливать специфические особенности литературных родов и жанров, поэтому изучение данного вопроса остается актуальным для методики. Методика нацелена на то, чтобы родовая и жанровая специфика раскрывалась не только через сознание автора, но и восприятие читателя. «Управление читательским восприятием, его углубление и совершенствование» - важнейшие задачи школьного анализа литературного произведения.   


Разделению эпоса, лирики и драмы способствуют и отношения субъекта и объекта изображения: 

- Эпос: объект (действительность) и субъект (писатель) находятся в сложном взаимодействии: изображаемым событиям и персонажам дается авторская оценка, но в ходе развития событий может быть дана и другая оценка – читательская.  Основой задачей читателя при изучении эпических произведений становится сопоставление собственной и авторской оценки сюжета и характеров произведения. Читатель вовлекается в процесс воссоздания художественной реальности в своем воображении, а также в диалог с автором при оценке тех событий, которые представлены в произведении.

- Лирика: и объектом, и субъектом изображения является сам поэт, так так как основой для лирического произведения становятся личные чувства, эмоции, переживания поэта. Действительность представлена субъективно, то есть она лишена объективности: поэзия является субъективным восприятием и трактовкой внешнего мира поэтом. Подобный синтез субъекта и объекта требует от читателя «особой активности ассоциаций». Читатель вынужден сам «разгадывать», какие объективные картины представлены, обращаясь к своему жизненному опыту и к своим жизненным впечатлениям. При этом следует опасаться неправильной трактовки авторского видения, а также неправильной читательской ассоциации. Впрочем, эти моменты должны контролироваться и уточняться анализом. Таким образом, осмысление лирического произведение возможно путем сотворчества читателя и поэта, которое контролируется анализом. 

- Драма: внешне представлен только объект, субъект же (автор) скрывается за монологами, диалогами действующих лиц, за их действиями и поступками. В драме наблюдается наибольшая отдаленность автора от своего произведения, то есть от объекта. Отличается драма и тем, что читатель в интерпретации произведения, в его истолковании более свободен, нежели в лирических или эпических произведениях. Растворенность субъекта (автора) усиливает сопереживание читателя, а читательское истолкование есть необходимое условие восприятие драматического произведения. 


Таким образом, изучение и анализ литературного произведения должно осуществляться с учетом его родовой специфики. Большая часть методистов 19 в. и первой половины 20 в.  утверждают, что художественный текст должен анализироваться с учетом его родовой и жанровой специфики. Так, Рыбникова Мария Александровна, российский и советский педагог, методист, пишет, что всякое литературное произведение «как-то построено», и это построение необходимо понимать. Под этим построением Мария Александровна не просто композицию или план, а «внутренний план».


Рецензии