13. Рок-клуб и наша раста
Рассуждая об этом сейчас, я даже подозреваю, что какая-то силовая структура хотела взять всех рокеров эНска под негласный надзор, собрав их в кучу. Но тогда это не вызывало никаких подозрений и я, достав нужный номер телефона, позвонил тем самым энтузиастам. Выяснилось, чтобы попасть в историю сибирского рока, нужно привезти фотографии членов действующей рок-группы, желательно с концертов. Был назначен день общего сбора команд и когда он наступил, мы с Крипой и Клавкой поехали в химкомбинат, прихватив наши лучшие фото.
Сборище рокеров происходило в просторном фойе актового зала химкомбината, где впоследствии стали регулярно проводиться рок-мероприятия типа фестивалей и концертов. Предвосхищая события, замечу, что никакой рок-энциклопедии никто из нас не увидел ни вскоре, ни впоследствии, но мероприятия в актовом зале проходили с завидной регулярностью. Тогда, чтобы «войти в историю» приехало тьма-тьмущая народу. Все чинно расселись на стульях и ждали «минуту славы», которая вскоре на нас и обрушилась.
Появились два чувака, таких типичных пожилых рокера интеллигентного вида в очках и с косами, в которых уже блистала седина. Поздоровавшись с «уважаемым собранием», они присели за стол, один из них раскрыл тетрадь и предложил по очереди подходить и записываться. Процедура была длительной, потом состоялось собрание только что на наших глазах образованного Новосибирского рок-клуба, и несколько десятков балбесов, в том числе и мы, дружно закричали – ура!..
Уже через месяц состоялся первый рок-фестиваль в актовом зале химкомбината, в котором «Диктатура маньяков» приняла самое деятельное участие. К тому времени уже было написано и аранжировано несколько новых песен. Одна из них под названием – Дед Кумар, неожиданно получилась этаким гимном «растаманству» в стиле близком к ска. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов делает песни рэгги или ска похожими на камлание, текст становится заумным, загадочным и невразумительным, зато дает простор интуитивному переживанию и чувствованию. Судите сами:
- Эй, это гром гремит
Э-эй прямо в ржавый таз
В полночь гроза тренирует глаз
Город в огне-е он не видит нас
Чайник в кухне свистнул
Из-под крышки пар
Ведь герой собранья
Дедушка Кумар
Эй, не лезь я первый
Все уйдите прочь
По скользящим рельсам
Электричка-Ночь
Стук это Кайф пришёл
Сту-ук так впусти его
Пусть он войдёт твой бредовый брат
Пусть он войдё-от ведь ты ему так рад
Маска Ашиклека
Вздутых вен узор
Никого не помню
А в руке топор
Ты бери, но помни
Мне уже невмочь
По скользящим рельсам
Ухожу я в ночь.
Тут я начинал играть гитарное соло, а Серёга Мищенков подхватывал и «лабал» его на терцию выше. Оркестр «Маньяков» играл форто.
- Эй, под моим столом
Э-эй мне не слышно вас
Стадо свиней под моим столом
Пули полё-от остановит гром
Чайник в кухне свистнул
Из-под крышки пар
Ведь герой собранья
Дедушка Кумар
Эй, не лезь я первый
Все уйдите прочь
По скользящим рельсам
Электричка-Ночь.
Вообще тема растаманства, я даже не побоюсь этого слова - растафарианства, стала близка молодёжи на постсоветском пространстве в 90-х. «Возникновение растаманов в СНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фоне распада СССР. По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан был решён на базе бренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман» не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе (шприцы, ломка), следовательно, была потребность в самоназвании».
Растафари очень любят собираться вместе и проводить время в больших веселых компаниях. Их главное кредо: «вся жизнь - один большой праздник». У растаманов есть также собственный язык и рэгги - музыка, посвящённая богу Джа. Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в их песнях и атрибутике. «Музыка рэгги - это вибрации всех светлых людей этого мира», - говорил Боб Марли.
«Что касается внешнего вида, у растаманов в этом плане все предельно просто: свободные футболки с изображением марихуаны, широкие штаны или потертые джинсы, береты с полосками цвета эфиопского флага: красного, желтого и зеленого. И, конечно же, дреды - самая яркая отличительная черта растамана. Дредлоки («dread locks» в переводе с английского - «ужасные локоны») - это своеобразное напоминание об африканских корнях. По легенде, когда наступит конец света, именно по дредам (косичкам) Джа узнает растаманов и, зацепив за них, заберет всех раста в свое небесное царство.
Марихуана - это, по сути, дорога. В самом ее начале человек видит развилку, которая разделяет дорогу еще на три отдельных пути, каждый из которых ведёт к своеобразным воротам. Если человек видит в марихуане удовольствие, то он идёт по дороге направо через Серые Ворота, пройдя через которые, он попадает в Вавилон, где его ждёт море плотских удовольствий. Но гоняющейся за удовольствиями не избежит боли и, в конце концов, будет порабощён Системой. Если человек видит в марихуане лекарство от всех бед, то он идёт по дороге налево через Чёрные Ворота и попадает в никуда. Там человека ожидает то же, что и в Вавилоне, только безо всяких удовольствий. Если же человек видит в марихуане опору, которая может помочь подняться с коленей и обратить свой взор в небо, тогда ему предстоит идти прямо через Белые Ворота, за которыми лежит ещё одна дорога, что ведет в Сайон (своеобразный растаманский рай). Система - это сила, которая заставляет людей делать то, чего они не хотят, но от чего не могут отказаться. Система уже породила много жертв. Все бездомные, наркоманы, алкоголики - это всё жертвы Системы. Это те люди, которые не хотят думать, а просто отдают себя полностью Системе. А Она переваривает их, высасывает из них всё полезное, а потом выбрасывает.
Марихуана (она же «трава», конопля, гандж, каннабис и анаша) играет огромную роль в религии растафари, они даже по этому поводу в Библии отыскали обоснование для её употребления: «И сказал Бог: вот, Я дал вам ВСЯКУЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу». Растафари считают, что именно бог Джа научил людей курить гандж». Эта подборка цитат блогера с псевдонимом – Танцующая душа и Википедии, как нельзя лучше раскрывает сущность растаманства в мировом аспекте. Но что вкладывала в смысл этого понятия молодёжь в постсоветском пространстве?
Конечно, в 90-х и начале 2000-х в России появились немногочисленные группы, играющие или пытающиеся играть музыку ска и рэгги. Например – Ольга Арефьева и группа «Ковчег». Но наш настоящий ответ ямайской культуре и лично Бобу Марли это группа «Сектор газа», никаким рэгги здесь и не пахнет, это чисто панк-рок!.. А потому при слове «растаманы» я сразу вспоминаю Макса и всю его многочисленную банду «планокуров».
Нет, они не носили дреды и не слушали рэгги. Им нравился «Сектор газа». Мало того, встретив «истинного растафари», они наверняка отлупили бы его так, чтобы в следующий раз тому неповадно было появляться в их районе, населённом преимущественно «гопотой». Макс и сотоварищи устраивали свои посиделки в подъезде дома, там же они и дули «гандж». А потому на разрисованных стенах подъезда, кроме классических надписей типа – «Пусть убьёт металла меч проститутку Си Си Кетч» и «Лучше выпить тёплый гной чем послушать группу Джой», там красовалось – «Любовь обман – курите план» и «Я люблю этот сладкий туман потому что я растаман». Эта «подъездная раста» не всегда имела достаточное количество денег на покупку анаши, а потому в сезон, когда созревала дикорастущая конопля, они всем гуртом ходили «шоркать ручник», то есть руками растирали макушки растений, а потом соскребали пыльцу, скатывая её в комок «пластилина» или «плана». А из осенней и даже зимней конопли юные естествоиспытатели варили «химку», заливая в кастрюле растения ацетоном или другим растворителем, и ставили на электропечь. Потом, усердно помешивая, ждали пока ацетон испариться и соскребали «пластилин» со стенок кастрюли. Вываривали коноплю и в молоке, такой продукт назывался «манагой» и лучше вам не знать, как это делается. Небольшая передозировка и может легко «сорвать крышу». Хорошо если временно, но, к сожалению, бывали случаи, что и навсегда!.. Видимо привыкнув к растительным возбудителям, наша «раста из подъезда» не «бухала» вовсе, по крайней мере, я никого из них не видел пьяным. Кстати, Макс иногда напевал такую песню из репертуара Юры Хоя:
- «Нам спиртное ни к чему! Я отвечу, почему:
Это удовольствие дорогое.
Посмотри, в натуре, мля - вот он мак и конопля.
Кайфа море, а ты все про спиртное».
Свидетельство о публикации №217073000259