Значение понятия Реформация

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ "РЕФОРМАЦИЯ"
Р.Фабер

Введение

Термин "Реформация" впервые возник в XVI в., чтобы определить те церкви, которые были реорганизованы в соответствии с богословскими принципами, которые отличали их от римско-католической церкви. В то время полное название было «церкви, которые были реформированы на основе Писания. С тех пор укороченная форма "реформированные церкви"  стала частью официального обозначения многочисленных общин во всем мире. Вообще говоря, эти церкви проповедуют доктрины, которые были заново открыты в эпоху, обозначаемую как Реформация. Называя себя реформированными, эти церкви заявляют, что они разделяют с протестантами XVI в. взгляд на Библию как основу их сущности и структуры. Однако, поскольку одно поколение сменяет другое, связь между изначальным значением термина и его нынешним употреблением ослабляется. Поэтому нам нужно знать, как произошло это понятие и что оно значит. 
Целью этой статьи является кратко рассказать, что такое Реформация и как это понятие используется сегодня. Мы начнем с библейской концепции реформы, затем изучим значение этого слова в Средние века и в XVI в. и рассмотрим значение названия «Реформатские церкви», прежде чем дать объяснение«Реформации» и связанных с ней исторических терминов. В заключение мы сделаем некоторые замечания о ценности знания значений этих терминов сегодня.

Реформа в Библии

Латинский глагол «reformare», от которого происходит английское слово reform, встречается в латинском переводе Библии только дважды. Однако концепция реформы является библейской и появляется как в Ветхом, так и в Новом Завете. Истинная реформация - это дело Бога, посредством которого в Своем завете любви Он возвращает Свой народ обратно к своему Слову и к надлежащему поклонению Ему. В Библии ясно описано несколько примеров реформ, но трех будет достаточно:
1. Реформа Асы (2 Пар.14), основанная на законах и заповедях Бога и состоящая в возвращении к истинному поклонению.
2. Повторное открытие Книги Закона во время правления Иосии (2 Пар.34-35) и введение надлежащего соблюдения Пасхи.
3. Реформа, описанная в Неем.8, где читался закон, был подтвержден завет и восстановлено соблюдение субботы. 
Истинная реформация возникает тогда, когда Бог направляет верующих к Своему Слову и правильному поклонению Ему. Реформация XVI века была именно такого рода. Богословски она означает восстановление надлежащего служения Богу, основанное на Писании. В Библии подчеркивается, что реформа идет не под влиянием великих деятелей или мыслителей, а как дар благодати Божьей. Это совершается не для славы человека, а для славы святого имени Бога, Который совершает Реформацию. У Неемии (1.9) мы читаем, что Бог приносит изменения, чтобы Он мог снова принести Свое имя народу.  В Иез.36 мы читаем, что Бог приведет Свой народ к тому, чтобы он ходил по Его уставам.
Таким образом, целью реформы среди Божьих людей является восстановление святого имени Бога. Реформация XVI века также была делом Бога, восстанавливающим славу Его имени. Как и пророки древнего Израиля, реформаторы знали, что они были не более чем «недостойными слугами», которые исполняли то, что повелел их Учитель.
В Средние века слово «реформация» обычно использовалось в сферах права, общества и Церкви. Например, оно могло означать внесение изменений в правовые нормы. В общественной жизни этот термин означал обновление или возрождение утраченных ценностей, а в Церкви - институциональные изменения, часто происходившие согласно решениям соборов. Несколько пап пытались внести такие изменения, и с XII в. стало возможным, чтобы церковные реформы были приняты без одобрения государства.
Со временем стало ясно, что церковь должна быть реформирована полностью, сверху вниз. Используя выражение того времени, церковь требовала обновления «в главе и в членах». Соответственно, Папа Иннокентий III созвал IV Латеранский Собор, чтобы провести реформы. Несмотря на внутреннюю и внешнюю оппозицию, некоторые изменения были проведены успешно. Тем не менее, представление о том, что структуры церкви и государства потребовали исправления, было широко воспринято в XV в. Из этого средневекового подхода выросло и убеждение реформаторов XVI в., что Церкви требуется обновление, основанное на Библии. Мы должны ценить эту преемственность в истории идей, если мы хотим понять многие аспекты Реформации.

Реформация XVI века

Пока не ясно, стал ли термин «реформация» на рубеже XVI в. более ограниченным по смыслу. Большинство исследователей этого периода считают, что широкий смысл "обновления", использовавшийся в средневековый период, сохранился. В любом случае сами реформаторы не изобретали термин для описания событий, в которых они участвовали. Они использовали различные выражения для тех изменений, которые они отстаивали. Например, Эразм, роль которого на заре Реформации часто недооценивается, говоря об обращении и раскаянии, заметил, что истинная реформа начинается в сердце отдельного человека.
Мартин Лютер редко использовал слово "реформация". Сначала он применил его к предлагаемым изменениям в правилах, регулирующих университеты. С его точки зрения, можно было бы поощрять гуманистические методы исследования, но для этого необходимо было внести поправки в уставы. Когда Лютер опубликовал знаменитые тезисы 1517 года, он не предполагал, что произойдет полный разрыв с римской церковью. Он просто намеревался спровоцировать академические дебаты с другими священниками и точно не знал, что31 октября будет считаться началом Реформации.
Однако призыв Лютера к обновлению основывался на глубоких богословских убеждениях, и эти убеждения стали основой для создания обновленной церкви. Вскоре стало ясно, что повторное открытие давно утраченных библейских учений будет иметь значительные последствия. Современники и позднейшие мыслители согласились, что богословие креста у Лютера влекло за собой отказ от многих средневековых учений и практик, которые не имели оснований в Писании: авторитет папы, монашеские обеты, почитание Марии и других святых, паломничество, индульгенция и т. д. Таким образом, термин "реформация" превратился в нечто более обширное и точное, чем раньше. Уже в 1518 г. сам Лютер использовал это слово в церковном смысле полного обновления Церкви. По этой причине некоторые богословы сегодня используют слово «реформация» для обозначения последствий, которые подразумевает переоткрытие Лютером некоторых библейских доктрин.

Радикальная Реформация

Слово «реформа» стало популярным отчасти потому, что реформаторы настаивали на том, что изменения, которые они проводили, были действительно не более чем изменениями в структуре («форме») существующей церкви. Oни просто перестраивали церковь на основе библейской доктрины; они не способствовали отказу от церкви как таковой. Римская церковь, однако, изображала реформаторов как радикалов, которые отделялись от «католической» церкви, церкви всех времен и народов. Понятно, что труды реформаторов изобилуют цитатами Отцов Церкви; нельзя понять Реформацию, если не обратиться, как и сами реформаторы, к сочинениям Иеронима, Августина и других людей, которые служили церкви в III - VI вв. Даже сегодня церкви, которые действительно реформированы, провозглашают свою идентичность с Церковью всех веков.
Однако в XVI в. появились группы, которые продвигали полный разрыв с католической церковью и политическими структурами. Хотя магистерские реформаторы надеялись убедить светскую власть принять свои предложения, было много сектантов, для которых оппозиция политическим силам была ключевой частью платформы. Три группы были идентифицированы как принадлежащие к этому левому крылу Реформации: анабаптисты, спиритуалисты и евангелисты. Эти группы не сформировали единого движения, но имели ряд характеристик, таких как отказ от церковной организации, обращение только к личности  и желание восстановить первозданное христианство. В некотором смысле эти диссидентские движения были более фундаментальными, чем те, которые связаны с Лютером, Цвингли и Кальвином. Следовательно, современные историки часто упоминают эти группы как "радикальную Реформацию", которая длилась с 1518 по 1580 год.

Реформированные Церкви

Хотя лютеране считают Реформацией период, начавшийся с публикации тезисов Лютера, термин «реформированный» не использовался в Германии в течение 1520-х годов для обозначения какой-либо общины, осуществляющей изменения. В то время к ним применялось слово «протестанты". В 1529 г. на Шпайерском сейме несколько южногерманских городов представили официальную декларацию, в которой они возражали против решения о восстановлении римских властей, уставов и практик в тех местах, где  была осуществлена реформа. Хотя сегодня слово «протест» имеет отрицательное значение как несогласие, оппозиция или возражение, в XVI в. латинское понятие protestare имело положительный смысл исповедания или свидетельства. Оно означало публичное выражение совести тех, кто считал, что реформы, которые были реализованы, основывались на воле Бога. Этот термин выпал из употребления в конце XVI в., когда его стали употреблять сторонники противоположных взглядов, и только в XVIII - XIX в. понятие "протестантизм" вновь стало популярным как "зонтик" для различных церквей, отделенных от Рима.
Именно в Швейцарии и Франции впервые было использовано выражение «реформированная церковь» (;glise r;form;), чтобы обозначить те общины, которые испытывали доктринальный и церковный "капитальный ремонт". В течение 1540-х годов все больше и больше конгрегаций описывали себя как «реформированные на основе Писания ", в то время как римская церковь изображала их как принадлежащих к вере, которая просто "считает себя реформированной" (religion  pr;tendue r;form;e ). Однако, как считается, слово «реформированный» сразу стало относиться к доктринальной основе этих общин. Гугеноты привезли это понятие в Нидерланды, где оно было воспринято очень быстро. Именно с этого времени и места многие реформатские Церкви получают свое нынешнее имя. И значение этого имени нельзя забывать сегодня, ибо современные реформатские церкви, увы, могут быть не основаны на идеях Реформации XVI века и даже не разделять ее библейский фундамент.
Прежде всего, понятие "реформированный" указывает на богословскую основу церквей Учения о оправдании только верой, только Божьей милостью являются определяющими характерисиками подлинно реформатских общин и в XVI  в., и сегодня. Аналогично это понятие указывает и на  следствия этих учений, которые общины практикуют в области поклонения и таинств. Один пример должен быть достаточным, чтобы показать, что «реформатство» касается, в частности, как учения, так и практики. Весь XVI век шла полемика   над физическим присутствием Господа Иисуса Христа в таинстве Вечери, которая помогла придать слову «реформат» богословский смысл. Когда Жан Кальвин и Генрих Буллингер, преемник Цвингли, выразили согласие по этому вопросу путем подписания Цюрихского соглашения ( Consensus Tigurinus ) в 1549 году, «реформированное» понимание таинства стало яснее и отличалось от лютеранского. С этого времени появляется больше ясности в отношении особенностей, которые характеризуют именно реформатскую веру. Со второй половины XVI в. это понятие все чаще четко связывается с кальвинизмом. Иногда лютеранские церкви также отделяют себя от католичества, называясь реформированными, однако чтобы было ясно, о каких реформах идет речь, некоторые историки используют фразу «Кальвинистская Реформация» для обозначения тех изменений в церквах Европы, на которые больше всего повлияли реформы в Женеве и Страсбурге, а также сочинения Жана Кальвина.

 «Реформация» как исторический термин

В английском языке «Реформация» стала специализированным историческим термином, который обозначает развитие протестантских церквей и исповеданий XVI в. В перспективе всеобщей истории, это термин, обозначающий конкретный период времени - 1517-1600 гг. После публикации « Истории Германии в эпоху Реформации» (1839) влиятельного историка Леопольд фон Ранке, «Реформация» широко использовалась для идентификации этой эпохи. Хотя она и относится, в частности, к изменениям, имевшим место в Церкви, «Реформация» не есть только конкретные реформы Цвингли, Нокса или Кальвина, но вся серия перемен, произошедших в Европе в XVI в. Кроме того, хотя она относится в первую очередь религиозным, богословским и церковным изменениям той поры, понятие Реформации применяется ко все более широкому кругу тем. В последние годы историки изучили культурные и социальные аспекты этого времени, от торговли и экономики до демографии и образа жизни. Таким образом, события светского характера также могут упоминаться как часть «Реформации».
Начиная с эпохи фон Ранке были определены различные фазы и этапы Реформации и теперь существовали подразделения в истории XVI в. Например, период 1519-1527 гг. был назван ранней Реформацией. Другим общим термином является "магистерская Реформация". Она  относится к тому времени и месту, в котором лидеры и наставники реформ были рекомендованы политическим властям. Лютер и Цвингли надеялись провести реформу при поддержке муниципальных магистратов. Это полезное обозначение, поскольку оно указывает на политическую, а также религиозную среду, в которой эти реформаторы работали. Еще одним примером подразделения является термин «эпоха конфессионализации», который указывает на время в конце XVI в., когда реформы были обозначены в официальных документах, которые, в свою очередь, контролировали направление многих лидеров и простых людей. Именно этот процесс конфессионализации препятствовал формированию единого протестантского ответа на римский католицизм и фактически способствовал развитию таких понятий, как лютеранство, кальвинизм или евангелизм. Такие подразделения и ярлыки в рамках «Реформации» интересны главным образом для специалистов в этой области, но для широкого читателя важно знать, что эпоха Реформации была той, которая развивалась через разные фазы. XVI в. был временем резких и быстрых изменений в политике, экономике и социальной жизни, и так формировалась точная историческая ситуация в каждой реформе. Здесь важен исторический контекст реформ, так же как и географический. Читатели оценят, что Реформация в Англии, например, отмечена уникальными характеристиками. Там отношения между церковью и государством были намного ближе, чем во многих странах в континентальной Европе. «Голландская Реформация» дает еще один пример географической детерминанты, которая  относится к развитию реформатской веры в Нидерландах между 1550 и 1650 годами.

 «Контрреформация»

Термин «контрреформация» впервые появился в середине XVII в., чтобы обозначить усилия в некоторых реформированных регионах вернуться к римскому католицизму. Используемый таким образом термин означал реакцию на Реформацию. Тридентский собор (1545-1563), в котором Римская церковь стремилась подтвердить свои убеждения и практики, часто приводится как пример контрреформы. В более общем плане, все попытки властей в период с 1550 по 1650 год обеспечить соблюдение римского католицизма в их сообществах были описаны как примеры Контрреформации.
Однако большинство современных историков считают, что этот термин может вводить в заблуждение. Одна из причин, почему они отказываются от него, заключается в том, что во многих случаях он применялся к процессам, которые не были сознательно антиреформационными по своей природе или мотивам. Скорее он показывает, что многие изменения, осуществленные римской церковью, были результатом положительного развития, которое началось задолго до XVI в., а потому не было реакционным (вспомним концепцию реформы в Средние века, как она обсуждалась выше). Другая причина, почему термин «контрреформация» пришел в упадок, состоит в том, что он воспринимается как имеющий негативные коннотации  борьбы с реформой. Поскольку термин имел отрицательный вкус, «Контрреформация» казалась менее интересной, чем "нововведения" протестантских реформаторов. Несчастный результат этой позиции состоит в том, что общество XVI в. толкуется однобоко, как преимущественно протестантское. Этот перекос  наносит ущерб нашему пониманию Реформации, которое может быть лучшим, если сравнить его с римскими реформами своего времени.

«Католическая Реформация»

Вместо «Контрреформации» историки стали использовать сокращенное название "Католической Реформации". Этот термин, безусловно, имеет свою ценность, поскольку он изображает инициативы римско-католической церкви внести изменения, благодаря чему она будет оставаться жизнеспособной. Конкрет но для Италии и Испании, где многочисленные реформы в церкви произошли именно в XVI веке, «католическая реформация" - полезное понятие. Этот термин помогает объяснить, почему в этих странах протестантская Реформация не имела большого эффекта, и почему римский католицизм оставался и остается сильным. Как мы сказали, мы должны осмыслить, почему и как Римско-католическая церковь, развивавшаяся в XVI веке, получила лучшее понимание причин, по которым и в какой степени Реформация имела место в различных европейских странах. В Польше, например, возрождающийся римский католицизм помешал Реформации оформиться, а потому реформы на этой земле отличались по своему характеру от изменений, происходивших в других местах. Для периода перемен в римской церкви между 1550 и 1650 годами термин «католическая реформация» остается актуальным.

«Вторая реформация»

Последняя фаза Реформации с 1550 по 1700 год былаобозначена как  «Вторая реформация». Некоторые авторы используют это понятие для определения реформ, исходящих из Женевы в этот период, чтобы отличить его от изменений, продвигаемых «первым» поколением реформаторов. Другие говорят о второй Реформации ", чтобы обозначить период пиетизма в северной Германии и Нидерландах, когда был сильный призыв к религиозному опыту. Однако и этот термин встретился со своими критиками, и еще предстоит выяснить, будет ли он выдерживать испытание временем. Ибо, хотя верно, что период 1550-1700 гг. позволяет сделать акцент на некоторых особенностях Реформации, которыми часто пренебрегали, таких, как упор на индивидуальную веру и критику церковных институтов как таковых - здесь не было фундаментальных богословских открытий, которые привели к церковной реформе. Короче говоря, критики термина полагают, что "ремонт" не был достаточно значительным, чтобы оправдать термин «реформация».

Вывод

Современные реформированные  церкви заявляют по их имени, что они были и продолжают быть реформированными по Слову Божию. Хотя этот термин указывает на период Реформации XVI в., богословский смысл его означает также, что «реформатские» церкви не ограничиваются только сохранением реформ, которые произошли тогда. На самом деле, в старом и новом устроении, Бог неоднократно реформировал Свою Церковь в учении и практике. Поэтому «реформатские» церкви заявляют, что они едины с католической церковью в признании своего несовершенства и постоянной необходимости в переменах. Во времена отцов Церкви или средневековья - не говоря уже о XVIII - XIX вв. - произошли "ремонтные работы", которые стали частью всех церквей, и вселенская Церковь знает, как Христос управлял ею на протяжении всей истории. Однако в XVI в. произошла значительная реформация, и она остается необходимой для современных реформатских Церквей, чтобы ценить и продвигать библейские доктрины, на которых основывались реформы этой эпохи. Важно понимать также учения и практики римской церкви, которые заставляли реформаторов содействовать изменениям, а также молиться и действовать ради ее возвращения к библейской истине. Кроме того, не следует забывать место реформатских Церквей в более широком протестантском контексте, и мы должны понять, почему и как случилось, что в XVI в. появились различные виды Реформации. Для современной Церкви полезно также оценить различия, которые возникли из-за социальных, политических и географических влияний. Хотя Реформация в Шотландии, например, произвела наследие с особенностями, отличными от особенностей в Венгрии или Нидерландах, она остается единой с этими странами, ибо есть общая основа в возвращении к Писанию и надлежащем служении Богу. В то же время мы не должны преувеличивать важность Реформации, поднимая ее до статуса чего-то окончательного или предписывающего. Мы должны особенно помнить, что рука Бога в Его Церкви действует до конца времен и что наш долг - служить Ему, хоть мы и недостойные слуги.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Все права сохранены. Коммерческое использование запрещено


Рецензии