Псков заветный. Помолись кусту, да и иди к Христу

Ни одну часть нашего пути, что выдалась на отпускные дни июля 2017 года,  я не считала менее интересной. Но путь к Пусторжевскому каменному идолу был самым сложным и трудным, хотя у нас был проводник.
   Во всём, что нас окружало,  я видела промысел Божий. Иначе нам не повезло бы так сильно. Фортуна, буквально, улыбалась нам.
Мы нашли в интернете, что в Бежаницком районе было древнее городище  Ржева. После того как город сожгли и он опустел, Ржева стала называться Пустой (Пустая Ржева).  Учёные решили, что древнее городище, которое находится около дер. Подоржевка и есть Пустая Ржева. Бежаницкий район был наполнен древними городами. Когда я переписывала для себя кадастр достопримечательностей и рассматривала карту, то насчитала несколько городов. Здесь кипела жизнь, била ключом. Примечателен ландшафт Бежаницкого района: высокие холмы, озёра и реки, болотистые низменности. Здесь и сейчас много рыбы и диких животных, много ягод и грибов и сейчас здесь можно жить. 
  Там же неподалёку, должен был находиться удивительный артефакт  Псковского края – камень со сквозным отверстием, прозванный в народе «Ухо земли». Говорили, что это каменный идол, что если пролезть в отверстие, то можно загадывать желание. Обыкновенно, приезжают сюда люди, которые очень хотят поправить своё здоровье.
  Говорят, что «Ухо земли» помогает женщинам желающим забеременеть. Нужно пролезть под камнем  три раза и обязательно оставить идолу подношение, деньги, угощение, или часть своей одежды.
Ещё, недалеко от древнего городища Пустая Ржева,  есть каменный идол с человеческим лицом.  К которому тоже очень хотелось попасть.
   Дома, когда я читала эту информацию, найти идолов, казалось самым обыкновенным поисковым делом. Но сейчас, когда мы проделали этот путь, я могу честно вам сказать, что это был самый сложный маршрут из всех маршрутов, что нам пришлось проделать, и если бы у нас не было проводника, мы, возможно не с первого раза, нашли бы «Ухо земли» и уже наверняка бы никогда  не нашли каменного идола, того, что недалеко от городища «Пустая Ржева».   
  Помог бы там навигатор? Я не знаю. Вокруг непролазные кусты и участки топей. Люди пишут, что навигатор помог.
Итак, по порядку. Мы остановились в дер. Зайцево. Сергей ходил спрашивать, как найти городище. Нас послали в деревню Подоржевку, сказали, что там есть знающие люди. В Подоржевке нам сказали, что о точном месте, где находятся идолы, знают  три человека: Славик, Николай и Егор. К Славику нас не посылали, сказали, что берёт он с одного человека 500 руб. Николай – житель Бежаниц, в Подоржевке у него живёт мама и ещё у него там пасека. Его не всегда можно застать. Егору  90 лет,   он может рассказать, где искать идолов.
  Сергей поговорил со Славиком, попрощался с ним и пошёл дальше по деревне. Стоило мне посмотреть на этого человека со скользкими бегающими глазами и мне сразу захотелось искать идолов самостоятельно. Славик сказал нам вслед, что дорога к идолам сильно заросла и сами мы ничего не найдём.
  В предпоследнем доме жил Николай, а в последнем Егор.
 Около предпоследнего дома в будке, привязанный на цепь, сидел чёрный с белым пёс, небольшой и коренастый. Пёс увидел нас, несколько раз громко взлаял и принялся писать. Он писал так долго, что Сергей засмеялся.
- Лучше обоссаться перед боем, чем в бою. – Сказал он, глядя на пса.
Из дома вышла старенькая женщина (90 лет). Она была такая светлая, лёгкая, её взгляд был добрым и понимающим. Мне очень понравился её взгляд.
-Кто вы и зачем приехали? - Спросила она, вопросительно рассматривая нас.
Нам с Сергеем по пятьдесят, на вид нам не дашь столько. Мы много "бегаем по пересечённой местности", часто выезжаем на природу (вид у нас спортивный). Нашей внучке Анечке десять лет, все думают, что она наша дочь.
- Сейчас позову Николая. – Сказала она и ушла в огород.
Через несколько секунд появился мужчина: быстрый, худой, подвижный. По нему было видно, что он много ходит и «лёгок на подъём». Он посмотрел на нас (Сергея, меня и Аню), немного с нами поговорил  и сказал, что покажет нам идолов, что свезёт даже на своей Ниве.
- Спроси за сколько. – Шепнула я Сергею.
Сергей спросил Николая, за сколько он нас свезёт. Тот ответил, что так свезёт, даром.
- Я приехал пчёл смотреть, у меня тут пасека – 20 ульев. Если бы было солнце, я бы не смог вас свезти. Мне пчёл смотреть нужно. А сегодня солнца нет. Поэтому поехали, что делать. – Говорил Николай.  – Я вам покажу дорогу и приметы, а вы запоминайте.  Вдруг в следующий раз вам придётся кого-то к идолам вести. Это чтобы вы меня в следующий раз не отвлекали. Я помню этих идолов и городище с самого детства. Мне старики все время о них рассказывали, да и сам я всё в округе излазил. Помню, как приезжали сюда археологи, изучали идолов, а потом приезжали из Москвы, хотели камни увезти. Всё вокруг изъездили, а так и не смогли выдрать. Я не хочу, чтобы идолы пропали с этой земли. Лучше их взорвать, чем увезти с места. – Заключил он.
Николай мне очень нравился – чистый человек. Я всё время приглядывалась к нему, искала в нём хоть что-то, что сказало бы мне, что я ошибаюсь. В какой-то момент, мне показалось, что он оставит нас в этой глуши и уедет на своей Ниве.   Наверное, мы все разучились доверять. Даже когда видно, какой чистый свет идёт от человеческой души, мы ждём подвоха.
  Николай выехал на своей Ниве, сказал, что машина для работы по хозяйству, оттого не очень чистая внутри. Задние сиденья в машине были сняты и он постелил нам с Аней ковёр – дорожку.
Нам очень повезло с погодой, просто несказанно повезло. До этого несколько дней подряд лил дождь. Иногда он затихал часа на три и вновь лил. Дождь был  - то сильный, проливной, - то мельтешила надоедливая моргоса (что сухой нитки на человеке не оставит).  А тут  с утра выглянуло солнце и чуть подсушило разросшуюся на полях сорную траву. Потом прошёл дождь, но быстро закончился. Солнце пропало, небо затянули облака. Дождь прибил мошкару. Не атаковали слепни, комаров стало значительно меньше.
  Если вы собрались идти к идолам, то лучше это сделать в конце апреля, когда меньше всего травы и нет комаров. Когда пригревает солнышко и нет ещё листвы на деревьях. Когда отличная видимость и можно не только прогуляться, но и сделать хорошие фотографии. Самое худшее время для похода – лето и зима. Там такие непролазные пути – врагу не пожелаешь. А было это место когда-то многолюдным. Поля не были так запущены, не зарастали сорняками – выше человеческого роста. Когда-то в этих местах кипела жизнь и был город Ржева.
 Нива неслась на предельной для грунтовки скорости. Мы вскочили в лужу и вода обдала машину, залив переднее стекло. Тут выяснилось, что в машине не работают дворники. Так стекло и осталось грязным, а Николай нисколько не сбавил скорости.
  Сергей спросил, не нужно ли протереть стекло, он, сидя на переднем сиденье, ничего не видел впереди (я тоже почти не видела дороги).
- Я хорошо вижу. – Сказал Николай.
Нива неслась (как молодой горный козлик), подскакивая на кочках и рытвинах,  проваливаясь и ныряя в лужи, которые налило давешним дождём.  Николай повёз нас сначала к камню «Ухо земли».
Тут сразу возникает вопрос, можно ли найти  этот каменный идол самостоятельно?
    Чтобы приехать к идолу, нужно свернуть в первый поворот налево, после деревни Бардово.  Говорят, что раньше там недалеко была деревня Ровные Нивы. Но на карте эта деревня не указана, указана только дер. Мартиново, которая находится дальше. На старой топографической карте я нашла дер. Ровные Нивы, она находилась на берегу реки Алоля. На другом берегу Алоля, я нашла дер. Турушино и вспомнила как в прошлом году, мы пробирались из Бардово в Турушино, как еле выехали оттуда. Тогда мы были совсем рядом с местом, которое искали в этот раз.
  Николай говорил, что с этого поворота есть ещё сворот – тропа направо, ведущая в лес. Говорил, что тропу видно хорошо, что сюда люди приезжают часто. Николай охотник, ему несколько примятых травин видны хорошо.
   Он показал ручей, доехал до ручья, а потом вернулся немного обратно, чтобы этот ручей был ориентиром для поиска, где искать тропу.
  Скажу честно, ручей был не виден совсем. Он был покрыт огромными зонтичными растениями. И если бы мне не сказали, что там есть ручей, я бы его ни за что не нашла. Прошла бы мимо. А у меня уже приличный стаж поисковика.  Итак – ручей находится немного дальше тропы.  А тропу не видно совсем.
   Я не знаю причины, почему в этом месте не поставить указатель, как у Св. Мардария. Там бы было тоже трудно искать, если бы не было указателей (ещё там есть широкие тропы и дорожки).
Николай сказал, что некоторые люди, которые ездили к камню, во второй раз не могут найти дороги. Именно поэтому я люблю самостоятельный поиск, тогда местность изучишь так, словно родился в этих краях. А тут нас привезли очень быстро. Сколько метров, не знаю, вжик и прилетели.
  До камня с грунтовой дорожки метров 200 по тропе, петляющей между деревьев и кустов, по завалам из мокрых веток. Много мест, где ноги скользят и можно упасть.  Тропа? Да какая там тропа! Просто видно, что немного притоптано, видно, что сюда люди ходят. Не расчищено нисколько, поваленные деревца и сорная трава (зонтичная и крапива), местами мне по пояс. Николай говорил, что и зимой есть тропа. Главное не попасть туда первыми, после того, как выпадет снег.  Навигатор, может тут быть хорошим подспорьем, если есть связь.
  Короче, люди идут к камню, чтобы лечиться. А доходят ли, вот вопрос. Я поисковик, я много хожу. Понимаете, как не прост этот путь, если я сомневаюсь?
Николай быстро идёт вперёд, иногда он останавливается и спрашивает, не слишком ли он быстро идёт. Он с сомнением посматривает на Аню которой 10 лет и на меня. Но мы стараемся поспешать. Аня – поисковый ребёнок. Она никогда не капризничает и споро идёт вперёд. А там крапива намного выше её роста.
- Многие приезжают сюда лечиться. – Говорит Николай. – Я не знаю, почему вы приехали к камню. Наверное и вам что-то нужно от него. Если пролезть под камнем, можно забеременеть. Смотрю я, бывает на людей, вижу у них тревогу и тоску в глазах, а вы весёлые такие.
- Мы забеременеть хотим. – Говорит Сергей.
Когда он это говорит, он вовсе не шутит, только возраст уже у меня, где там...
- Только не отламывайте от камня ничего, некоторые почему-то хотят отломить себе кусочек и увезти с собой. Камень разрушается понемногу. – Предупреждает Николай.
  Наконец мы увидели камень «Ухо земли». В интернете вы найдёте истории о том, что люди испытывают разные ощущения, подходя к камню. Что из земли идут волны, вызывающие страх и другие эмоции. Я ничего не чувствовала (иногда чувствуется сила места). В болоте, на небольшом островке, облепленная атакующими комарами, я чувствовала только радость от того, что камень удалось  так легко найти.
  Нам много раз приходилось искать разные древности на Псковской земле. Иногда находки были не с первого раза. Некоторые каменные кресты находили, приезжая на место по три раза.  Словно кресты были хорошо спрятаны от людских глаз. Я очень радовалась, что нам повезло найти древний артефакт с первого заезда и мы застали Николая, который согласился провести нас.
   Камень  имеет отверстие сделанное руками человека, расширенное с одной стороны и суженное с другой. Структура камня зернистая, состоит из небольших частей красного гранита. Камень треснул в двух местах, пишут, что называется такой гранит  - рапакиви, что значит «гнилой камень». Отверстие в камне не очень большое.
  Мы, конечно же, полезли в отверстие. Я с трудом пролезла в него. Сергею было ещё труднее пролезть.  Не представляю, как пролезают полные люди или одетые в зимнюю одежду.
Этот камень подвержен выветриванию и  разрушается от неблагоприятных погодных условий. Ещё его разрушению способствуют многочисленные паломники, которые пролезают в отверстие и отламывают себе кусочки гранита.
   Я думала о нашей стране, об отсутствии медицины. Что это за страна такая, в которой вылечиться можно, пролезая через отверстие в камне, находящемся в болоте?
    О камне нет никакой информации. Почему он тут стоит и для какой цели. Почему имеет такую форму.  Встретить такой гранит можно в Санкт-Петербурге. Из него сделаны каменные плиты набережных и тротуаров, из такого гранита сделана  Александрийская колонна.
Этот камень мог  быть чем угодно (например, частью сооружения, которое ушло под землю). Это потом, когда люди нашли камень или то, что от сооружения осталось, не понимая для чего оно было нужно, боялись его и стали ему поклоняться. Думаю, люди зачастую боятся того, что им непонятно.
Пока мы пролезали под камень, Николай ушёл и ждал нас около машины.  Нива стала разворачиваться и задними колёсами вскочила в большую канаву. После дождя земля была скользкой как лёд. Я подумала: «Приехали. Нужно идти за трактором».  Но Нива с третьего раза поднатужилась и выскочила.  Мысленно я поставила несколько плюсов Ниве: «А ничего, машина». – Думала я.
Дальше мы поехали к деревне Зайцево. После первого дома проехав метров 150-200, Николай остановился. В этом месте едва читался поворот (если ехать от Бардово до Зайцево, после первого дома дер. Зайцево поворот налево), который много лет назад был дорогой. Если рассматривать топографическую карту, то поворот можно увидеть, он обозначен пунктирной линией и идёт в сторону холмов около дер. Подоржевка.
- Отсюда пойдём пешком. Там мы точно не проедем. – Сказал он. – Вы уверены в своих силах, вы хотите идти?
- Мы очень хотим! - Уверили его мы.
Мы не знали, какой маршрут нам предстоит – 1,5км по бездорожью и полям, поросшим высоченными сорняками многие из которых выше нас. Эти сорняки начались сразу с дороги, а поворот зарос  так густо, что только опытным взглядом, можно было различить то, что в этом месте когда-то была дорога.
Николай немного провел нас по этой дороге, а потом вывел нас в поле и вёл параллельно дороге. Он шёл, приминая высоченную траву, за нами образовывалась узкая тропа. Николай шёл очень легко и быстро, я не заметила, что он устаёт. Мы еле пробирались там. Ноги застревали в  траве. Земля не была ровной, она была ухабистой. Пройдя несколько метров,  мы начали падать. Сначала упала Аня, притом завалилась ногами вверх, головой вниз. Подняли её, упала я и тоже завалилась ногами вверх.   С трудом мне удалось подняться.
В местах, где сорная трава была особенно высокой, Сергей нёс Аню на спине. Я очень переживала. Аня много весит, я боялась, что Сергей быстро устанет.
Пока мы падали и поднимались, смеясь и подбадривая друг друга, Николай рассказывал нам, как вёл он к идолу монахов, которые приехали из Печорского  монастыря.
- Приехали монахи, - говорил он, - с длинными бородами, в чёрных длинных рясах и мы пошли.
- А зачем монахам идти к идолу? – Спросили мы.
- Зачем? Лечиться приехали. – Ответил Николай.
«Что за страна такая? – Подумала я. – Страна, в которой и монахи идут лечиться к идолу».
- Немного отошли от дороги, - продолжил Николай, -  и монахи начали падать. Рясы  у них длинные, в ногах путаются. Что вы думаете, монахи такие же люди. Идут, ругаются, на чистом русском.
  Весь путь Николай говорил нам, что нужно запоминать приметы, чтобы в следующий раз не беспокоить его. Боже мой, что там можно запоминать? Местами видно только небо и трава. Дорога была призрачной, иногда её можно было видеть справа от поля, где мы шли. Она виднелась арками ветвей в лиственных зарослях. Хорошо заметна такая дорога только охотнику и бывалому поисковику.
 Пот стекал по моему лицу, стоило немного остановиться и тут же на лицо садились комары. А погода была благоприятной. Облака затянули небо, не было дождя и не было жаркого солнца.
  Когда мы выбились из сил, Николай заметил, что пройдена только половина пути. Он показал на дальний косогор и сказал, что идол находится за этим холмом. Впереди колыхались белые дали. С места,  где мы стояли, казалось, что там ровная земля, но стоило подойти и оказывалось, что там такая же трава, выше человеческого роста.
- Можно вернуться. – Предложил Николай.
- Нет, мы хотим идти вперёд! – В один голос закричали мы.
Сергей спросил, к какому району относится Кудеверь. Николай ответил, что когда-то был Кудеверский район. Ещё Кудеверь относилась к  Опочецкому району, Пустошкинскому району и Бежаницкому району.
- Вы представляете, - говорил Николай. – У меня два брата. Все мы родом из дер. Подоржевка. Один брат, записано в документах, родился в Опочецком районе, второй в Пустошкинском, а я родился в Бежаницком районе.
 Наш путь то и дело пересекали узкие тропки, это проходили здесь кабаны или косули. В некоторых местах земля была изрыта кабанами.
- Я видел тут след оленя. – Сказал Николай. – Не косули или лося, а оленя. Откуда здесь олени, не знаю. Охотники говорят, что тоже видели оленей.   
Так мы прошли ещё часть пути. Впереди увидели высокий холм.
- Этот холм городище Ржева Пустая, а перед холмом хорошо виден земляной вал, остатки  древнего укрепления, - сказал Николай. - За холмом дер. Подоржевка. Можно было идти оттуда, но подъём на гору от деревни очень крутой, почти вертикальный. Подниматься на него сложно, люди карабкаются на четвереньках.   Дороги там никакой нет, много поваленных деревьев. Я думаю, что легче дойти по траве, чем карабкаться в гору.
 Итак,  мы почти дошли, осталась завершающая часть пути. На холме, где виднелись высоченные ели, в зарослях лиственных деревьев, среди частого кустарника находился идол. Но и это было не всё. Прямо перед идолом было топкое место. Николай сказал, что однажды девушка провалилась по пояс, достали её с трудом.
- Идите здесь быстро, ступайте легко, болото засасывает в этом месте.
Николай буквально перепорхнул через болото и ждал нас на другой стороне. Аня тоже легко прошла. А Сергей провалился сразу на целый сапог. С трудом он вытащил ноги из грязи и выбрался на  край болота.  Я старалась наступать на травянистые места, но чувствовала, что, ни в коем случае, нельзя останавливаться. Когда Сергей провалился, я поддержала его за руку, приостановилась и меня сразу стало засасывать. 
- Справа (шли от Зайцево в сторону Подоржевки)  здесь староверское кладбище, вот там. – Показал Николай на берёзки, на ближнем холме. - Это ориентир. Нашли староверское кладбище, идол близко.
Хотелось попасть на староверское кладбище, но не хватало сил. Николай исчез в густом кустарнике и сказал нам подождать. Сказал, что прошлым летом водил людей сюда пять раз, а этим летом только мы приехали, всё сильно заросло и сразу не найти.
- Я найду идола и позову вас.  – Сказал он. – Нашёл, идите сюда. – Вскоре отозвался он.
Мы стали продираться сквозь кустарник, перелезать через поваленные деревья. В душе я радовалась, что всё тут сильно заросло. Может, поубавится число желающих присвоить себе идола (прибрать к рукам). Многие хотели забрать идола с места и присвоить его в свои фонды. Лежал бы в запасниках музеев (лежат там каменные идолы позабытые и никому не нужные). А тут стоит и людей лечит. Пусть, хоть идол нас лечит, коли медицины нет.   Да и место само тоже много значит. Просто так не ставили идола. Тщательно выбирали место. Нам сейчас не понять, почему каменный идол стоит именно здесь. Археологи изучали место, всё расчистили около камня и перекопали. Есть в интернете фотографии, когда тут было расчищено.
  Господи, хоть бы у людей прибавилось ума, сохранить это всё. Как мало осталось реальных исторических фактов и знаний. Почему нужно всё уничтожать? Почему у нашей страны нет никакой реальной истории? (Немцы нам её написали, переврали основательно).
  Итак, мы увидели идола. Это был высокий, вертикально стоящий камень, раньше изображавший человека. Над камнем на деревьях повязаны цветные ленты. На камне видны следы ручной работы, выступы. В интернете есть ранние фото, где ещё немного видно лицо идола. Сейчас лицо стёрто.  Наверное, очень страшно знать, что стоит в лесу камень с лицом человека, вот его и стёрли.
Николай говорил, что камень изображал какого-то воеводу и даже назвал имя. Но такое слово нужно записать по буквам, чтобы понять правильно. Николай сказал, что нужно обязательно оставить идолу угощение или подношение, он оставил сигарету.
- Тогда будет вам здоровье, счастье и исполнятся ваши желания. – Добавил он.
Мы положили конфетки и деньги. Мы очень хотели здоровья и счастья.
- Вот, хожу к идолам и не болею. – Сказал Николай.
Знаете, Николай охотник и пчеловод.  Ему 52 года. Он не пьёт, много бегает по лесу. Сейчас на пенсии. Его подвижная жизнь, связанная с природой, итак полна здоровья и жизнеутверждающих сил. Здоровье – это не просто поход к идолу, - это образ жизни. 
Ещё я думала о том, почему он водит сюда людей? Ну, почему? Рядом был человек, который водил за 500 руб, имел с предприятия доход, а Николай водил бесплатно (отвёз на своей машине, не взял денег на бензин). Ещё мне хотелось быть похожей на него, не жить ради того, чтобы что-то урвать от людей.
Мы постояли около идола. Я даже сняла небольшое видео. Николай сказал, что он в церкви не ходит, но человек он верующий (мне понравилось, как он это сказал).
 Потом мы отправились в обратный путь. Около городища решили разделиться. Николай пошёл к машине, а мы втроём пошли на городище.
- Мы всё равно пойдём на городище, - сказали мы, - хоть отсюда, хоть от деревни.
Николай очень переживал, что мы заблудимся, дал нам номер своего телефона, чтобы мы звонили, если заблудимся. Сказал, что будет стрелять, чтобы мы вышли на выстрелы. Он показал нам тропу на гору около сросшихся берёзок. Сказал забирать влево.
- Сильно вправо не идите. – Напутствовал он. – Говорят, что раньше на горе стояла церковь и она ушла под землю.
- Мы много раз слышали о таких местах, где церковь ушла под землю. Даже непонятно, отчего такие легенды рождаются. – Ответил Сергей.
- На нашей горе осталось место, в виде большого прямоугольника – это настоящее болото. Кто попадает в это топкое место, выбраться не может. Не ходите туда. Говорят, что церковь стояла именно на том месте. Это очень удивительно, высокая гора и наверху горы участок болота. - Сказал Николай. – Внизу под горой тоже есть болото, если обойдёте его слева, то выйдете прямо к моему дому.
Я радовалась, что пойдём не по траве, а полезем в гору. Но, как оказалось, радовалась я рано. Тропа в гору оказалась призрачной и стоило немного подняться, исчезла окончательно. Сергей тут же стал забирать вправо.
- Почему ты идёшь вправо, когда Николай говорил влево? – Поинтересовалась я.
- Так ты обратно к идолу вернёшься. - Заверил Сергей.
А мне казалось, что нужно только было перелезть через гору и мы в деревне. Уже дома, когда я рассматривала карту, я поняла, что холм имеет  две вершины, что нужно было, действительно держать вправо, чтобы попасть в деревню. Холм сильно зарос, так сильно, что городищенская площадка едва угадывалась среди поваленных деревьев, кустарника и сорной травы.  На верху холма росла земляника, крупная наливная ягода. Там была большая плантация земляничника. Мы собрали лишь несколько ягод. Стоило нагнуться, как комары налетали стаей, облепляли мокрое от пота лицо. Весело пищали, стараясь укусить за любой открытый участок тела. 
- Ах, вы гады немцы. – Причитала я, хлопая себя по лицу.
Да, ничего мы не слышали от Николая о Великой Отечественной войне, ничего не слышали о боях, которые, возможно здесь велись. И не удивительно. Болото было кругом и не было дорог.
На горе я поняла, как легко здесь заблудиться и как я переоценила свои возможности. Главное, не было никакой видимости. Густые кусты и листва заслоняли обзор. Меня радовало то, что мы,  пройдя по вершине горы вправо, начали спуск.
Аня сказала, что слышит шум воды. Где-то внизу я тоже слышала его. Перед нами был глубочайший овраг, дна не было видно, а спуск оказался неожиданно почти отвесно крутым. Я упросила Сергея обойти овраг с левой стороны.
- Ты помнишь, как Николай говорил, что нужно держать влево? – Спросила я.
- Мы и так все время держим влево. – Ответил Сергей.
Впереди были высокие заросли крапивы. Сергей взял Аню на спину и тут же поскользнулся на мокрых ветвях поваленных деревьев. И они полетели с крутого края горы вниз. Летели очень неудачно, их обоих понесло головой вниз. Аня при этом налетела на дерево, а Сергей налетел на неё. На наше счастье всё обошлось. Аня ударилась ухом и оно распухло и покраснело, где-то, во время полёта, слетела у неё золотая серёжка. Я съехала на пятках и быстро подошла. Главное, что не получили сотрясение мозга, ничего не сломали, главное, были целы глаза.
Но было очень страшно.
- Ах, моя серёжка. – Всхлипывала Аня.
- Ничего, ничего. Главное руки и ноги целы. – Утешала я. 
Мы обошли небольшое болото слева и пересекли ручей. Хотя видимости не прибавилось, мы знали, что идём правильно. В высокой траве увидели напиленные дрова и сразу стало понятно, что деревня близко. Если честно, то я гордилась тем, что мы не заблудились и вышли быстро. Тут же я отметила про себя, что путь через гору оказался очень сложным. Совсем не было тропы, сорняки были высоченными, не было видимости. А склон от дер. Подоржевка очень крутой, почти отвесный. Холм оказался очень большим и длинным. Не заблуждайтесь, что вы поднимитесь наверх, спуститесь и вот вам – идол. Можно спуститься вовсе не на ту сторону, а идол на следующем холме, а холмов там несколько. Я не пугаю вас, дерзайте. Я пишу вам как поисковик с хорошим стажем.
Мы попрощались с Николаем. Очень жаль было расставаться, зная, что может больше никогда не увидим его. Было жаль терять хорошего, очень хорошего человека.
  Впереди была ночёвка (ещё нужно было искать место для лагеря). Поход был таким тяжёлым, что решили назавтра ехать домой, (мы смеялись, что у Ани сотрясение уха, но мне было не до смеха) мы держали путь домой,  хотя выглянуло солнце и погода начала налаживаться.      


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.