Сказка пяти сестер или озеро Большие Чаны

Сказка пяти сестёр  или озеро «Большие Чаны»
В те давние времена, когда ваши батюшка с матушкой ползали по избе голопупыми малышами, когда ковыль трава ласково стелилась под ногами. Жил в Сибири народ могучий, стати великой, красоты невиданной. И был среди них старец-книгочей, может Микола, может Еремей. Позабылось имя его за долгие годы, да сказка его золотого слова до сих пор народом хранима. И вот что поведал нам из уст в уста, тот дивный старец-книгочей.
    Жил в том народе вроде как царь, народа гордого государь. Царю Российскому на поклон не шёл, оброка не платил, в рекруты царского войска богатырей своих не отдавал, любил свой народ, за его и воевал. И было у него, хорошо бы сыновей, пятеро дочерей- одна другой статней и красивей.
   Первой дочери под руку лучше не попадать, из-за её коромысла вас будет не видать. Воду домой носила она чанами, а не мелкими ушатами или черпачками. Два раза сходит она на реку, а воды то в реке Каргате и нету. Льется вода из чанов через край, всей деревней воду народ набирай, и хрустальна вода и чиста, как самой девы- красота. Из болота ли красавица воды нальет, все одно- вода чистая течёт. И в той её воде была великая сила, старцы молодели, девицы хорошели, детки не хворали- богатырями вырастали, у воинов раны в миг заживали. А если кто и умирал, знать -Богом зван.
   Вторая- то дочь, царь-девица, по кузнице летает, как птица, раскраснеется, что маков цвет, голубее ее глаз -во всем свете нет. Махнёт маленькой кувалдочкой- не попасться бы ей под пяточку. Не кажный мужик за ей поспеёт, а где и оплошает, а где и заробеет. Куёт она в кузне с мужиками- играет кувалдочкой и мечами, и крестьянам сохи- лемехи куёт, везде поспеёт и нигде не пропадёт. Железо будто её натура, не спрячешь таку фигуру под мануфактурой. Богатырской стати её была мать, да и за ей - становится рать. Куда б не пошла - мужики ей подмога, знать сила её эт - от Бога.
  Третья дочь на себе соху носила, в косе её была огромная сила. Заплетёт в косу лемех али борону, не догнать её не коню, не ворону. Поле вспашет, словно волосы расчешет, ровными рядками, да большими пластами лежит черная да сытная Мать-земля. Растёт хлеб, и куда деётся лебеда!? Знала она земли большу силу, так и землица её любила и кормила. На голом месте цветы расцветали, птицы песни пели и семена припасали. Глядь, месяц прошёл- хлеб, греча, лён и клевер взошёл. Не случится народу голодать, для скота корма и хлебов всем в достать. А коли случится, кому захворать, травы всякой, какой нужно у неё в избе можно сыскать, да и случится кака болятка, уважит всякого, намажет землицей, и все чисто-гладко.
  Говорят в народе- мастерицы, а четвертая дочь де того царя была кудесницей-чаровницей, что в горе тоску песней унять, что в счастье, попеть-поплясать, да и руками она богата, ковер соткёт для больного брата, избу в 7 ден поставит, так, что и не всяк мужик управит, кружева- коль начнет плести, за морем таких не найти. Бабы к ей ходют вечерами, вместях веселей, да и научатся рукоделию между словами.
  Славные были сестрицы, что же до пятой- может жизнь достает из рукавицы? Ан, нет, мала она еще была, отроковица-голуба, синь-зелень большими очами, косы бела льна за плечами, стройной березки стройней и не было в народе её милей. Только 13 годков ей всего и проворней нет никого. Любили её всем селом, за красу ненаглядную и доброты не уем. Кому дитя покачать, с сестрой поле вспахать, в кузню попить принесть, может, что приготовить поесть, по траву в лес-поле сходить, с подружками поиграть, хоровод поводить, везде ей поспеть охота, а лень -не её забота.
  Только увидал её среди полей один проезжий лиходей, слуга злодея большого, самого Кочубея лихого. Вот и будет злодею услада, красу такую украсть бы из хаты надо. Да только поднялась вся дружная семья, и прогнали лиходея -за поля и леса. Теперь не можется злодею в дому, Кочубею красавицу взять нужно в семью. Как прожить без красы и добра для себя, злобы то много, знать- услада нужна.
Послал Кочубей за красавицей несметную рать, сама не пойдет, тогда воевать.
А сёстры тем временем гуляли в бору, и встретились с ворогом одна на одну. «Схватить их в полон, для работных людей, для утех и забав, для заморских гостей». Но можно ли силу и мужество взять? И встали они, как единая рать, кругом становились, спина ко спине, сестренка к сестренке, кулак в кулаке. Отец их давненько страну охранял, скакал по полям и врагов отгонял. Не знал он сердешный, что плохи дела, и дочери встали в борьбе на врага.
   Старшей быть первой, хранить всю семью- чаном махнула во вражью орду. Морем–волной смыло врагов и прокатило всё войско до морских берегов.
Новая рать идет на сестер: «Быстро доставьте всех вместе в полон».
   Махнула Вторая сестра кулаком, упало в колени пол войска с конем, а как не упасть, коли молотом бьет, и зубы и кости пойдут в пересчёт.
   Третья сестренка, что землице милей, взмахнула рукой и загнала коней по самую маковку, в грязь и песок, таких не возьмешь ни в галоп, ни в наскок. Измазаны грязью лежат и молчат, и ничто не болит у вражьих солдат. Грязь чудесною силою лечит людей, не глядит- кто чужой, не глядит, что злодей.
Но не устанет главный злодей- самый зловредный лихой Кочубей.
Новое войско шлёт на сестер, чтобы к нему притащили в шатёр, ту, что милее нет никого, солнца и неба, для себя самого.
Только упала сестренка–заря, нежная девочка, голубка дождя. Стрелы вонзились в юную плоть, как же спасти, как же помочь? Воды целебные рану обмыли, грязью целебной рану лечили, слова–молитвы над девой шептали, но не спасли и потеряли. Плач и стенанья средь старших сестер, слез полон чан, горечь и стон. Закрылись на веки синь-зелень глаза, по розовой щечке скатилась слеза, дыханьем последним шелохнулась трава, и поняли все, что девица мертва.
  Четвертой сестренке сразиться пора, сестра-чаровница узор соткала, руками взмахнула, и рать полегла. Нет у злодея верных солдат, лежат в поле мертвы, от слабых девчат. Не смогут сразить в людях  лад и тепло, проворство и мужество, мир и добро.
 Тайной покрыла любимых сестер. Слез скорби и соли - сквозь воду озер. На месте их битвы озера стоят, Чаны и Тандово, Сартлан и Чулым, Рямское и Щучье названия им. Два озера Светлых, три озера Горьких и все они вылились из Чанов сестёрских. И в каждом есть чуточку их красоты, здоровья и радости, добра и любви. Но кто угадает в озерах сестёр, умножит здоровье, иль сказки узор.
Нет имени им - потому, как чисты, как воды целебны, как юность милы. В народе средь нас идет   Доброта, Мужество, Честь и сама Красота. Мудрость, как мать бережёт отчий дом и всё, что любимо, рукой создаём.
      И бродит по свету могучий старик, царь, что к упавшим сердцам не приник, сказки-сказания носит все нам. В гости приданьем идет по домам. Ищет в народе, не хлопцев лихих, дев статных, и красных, и мужество в них. Первой - что воду несёт полный чан, чистой водицы- хоть малый стакан. Может, найдется средь вас царь-девица, та, что летает по кузне, как птица, ту, чьи глаза неба синей, в руках по кувалде и мужа сильней. А у кого коса-мощная сила, соху и плуг по полям проносила, может средь вас бродит она, Матушки-земли самой Доброта. Где же четвертая дочь-чаровница, в руки чужие попала ль девица? Где же малышка любви и добра, та, что березки стройней и мила?
   Много в народе и стройных, и гордых, умных руками и к силе пригодных. Вот потому бродит старец меж нами, ищет сестер с голубыми глазами.


Рецензии
Поразительно!

Владимир Тепляков   14.08.2017 16:11     Заявить о нарушении
)))) старая сказка))))самая свежая лесной дух Анчутка)))спасибо!!!

Людмила Минина   14.08.2017 16:33   Заявить о нарушении