Коротковолновик. 1965 г. QSL-проблемы

1965 год. Первые связи, первые радости... Прошло несколько месяцев как вдруг из Грозного приходит объёмное письмо, а в конверте десятка два каких-то то ли открыток, то ли бланков? И всё это мне, на мой позывной! Так я впервые познакомился с QSL.

Когда уж это всё возникло?.. Но люди проводящие радиосвязи столкнулись с проблемой, связанной с неустойчивыми условиями этих самых связей. Нестабильность прохождения радиоволн, бесчисленные помехи, плохое знание языков корреспондентов привело к выводу, — что-то с этим надо делать? Так появился радио-жаргон на основе английского языка. Особенно это было важно при работе телеграфом. И если для радиолюбителей это было лишь неудобством, то для служебной связи могло стать трагедией. Достаточно вспомнить столкновение над Боденским озером грузового и пассажирского самолётов в небе Германии! Только из-за того, что, кто-то, кого-то не так понял?!

Одним словом уже давно в служебной радиосвязи стал применяться так называемый Q-код. Сочетание из трёх букв, обозначавшее: что-то или какое либо событие, или действие?! Причём первая буква Q. Отсюда и название Q-код! Радиолюбители тоже стали его применять, но исключили какую-то его часть, касающуюся чисто служебных отношений.

Вот небольшой пример Q-кода:
QSO — радиосвязь
QRM — помехи
QTH — местонахождение
QRZ — кто меня вызывает?
QSY — пожалуйста уйдите с частоты
QSL — подтверждение связи и? Правильно, и документ подтверждающий проведённую связь. Или по-простому, — QSL-ка. Вот именно такие вот QSL-ки я и получил из Грозного, из радиоклуба! А значит, что? Значит я должен, нет просто обязан подтвердить связь и стало быть отослать корреспонденту свою QSL-ку! Вот! А, откуда мне её взять? Так я впервые столкнулся с проблемой...

Оказалось, что проще сделать радиостанцию, установить антенну чем взять откуда-то эти QSL-ки, в смысле, как бы бланки? И если жители больших городов худо-бедно как-то могли напечатать себе эти самые QSL. То мне живя в этой ЧИАССР-дыре можно было только мечтать. Поначалу всё писалось от руки... Сами понимаете не вида, ни качества, пусть даже если основа открытка. Пробовал (и не я один) делать с помощью фотографии, но? Но дорого и не качественно... А куда денешься?..

И вот луч в тёмном царстве... В журнале «Радио» №1, стр. 39 за 1967г., опубликовали как бы предложение! На адрес в Москве посылаете запрос со своим позывным. Плюс 4 руб. и пожалуйста: штампик с позывным и со всеми атрибутами QSL! Позже я повторил маневр и уже с новым позывным. Результат Вы видите на Рис 1,2,3. Слева с позывными, — справа с атрибутами.

Как это в реальности выглядит? Я поперерыл все свои трофеи (СССР-овские) и только у одного корреспондента QSL (с помощью штампов) выглядела более-менее прилично и аккуратно сделана! Это QSL из Донбасса от UY5EZ Рис9. Вы можете из этого узнать что: QSL для меня. Звать его Станислав. Он из Украины, Донецка, регион 073. Связь проводилась 15 декабря 1985 года в 22-07 МСК. Связь проводилась телеграфом (CW) с оценкой RST-579!

А кто такой RST? Это разбираемость, слышимость и тон сигнала (только для телеграфа)! Телефоном же только RS. Диапазон 3,5 мГц. (восьмидесятиметровый). Аппаратура у него только сороковаттный трансивер и антенна инвертор V. Это мачта и от её вершины в земле идут два плеча. Из последней строки понятно, что просит мою QSL (PSE-QSL). То, что через бокс 88 Москвы, то это для иностранцев. Наши рассылали совершенно бесплатно по адресам местных радиоклубов.

И вот ЦРК (Центральный радиоклуб) подсуетился и были заказаны для печати большие объёмы так называемых QSL-бланков. Мне оставалось только шлёпнуть свой позывной и заполнить пустые графы. И всё! Можно за границу посылать. Вот такие два вида бланков Вы и видите на Рис10. Слева мой бланк, оборотная сторона — справа для меня с антарктической станции «Молодёжная». Если уж для экспедиции не смогли типографским способом осуществить, то что уж про нас смертных говорить?! Далее правее мои бланки оформленные (издателями) на разные темы. Конечно были ряд товарищей имевших QSL в типографском исполнении, но? Но их было мало. Больше всего повезло радиолюбителям из Прибалтики. Там меньше страдали присутствием КГБ-истких препятствий...

Когда уж точно мне стукнуло, но решил я сам попробовать напечатать себе QSL. И не где-нибудь, а дома! Конечно изобретать типографию в реальном виде я не стал, но всё же... Прочитал много всяких умных книг и понял, что без бутылки здесь не получится! И вот начертил (нарисовал) целых три эскиза. За спирто-ликёро-водочную валюту мне в нашей типографии изготовили клише. Одно из них Вы видите на Рис6. а, отпечаток рядом на Рис7. Ну, как? Это так называемая односторонняя QSL. В смысле вся информация на одной стороне (как и на Рис9. из Донецка). Но это как бы для СССР. А для заграницы я придумал двухстороннюю Рис8. Правда это только лицевая сторона.

А как же всё делается? Когда показываю своё произведение кому-нибудь, то меня спрашивают в какой типографии сделано? Сами понимаете, в СССР-овские времена это непостижимо... Я в шутку говорю, что дома сделано, в стиральной машине! Собеседника сразу же начинает клинить! Конечно же это шутка, ну почти... Смотрели фильм «Когда деревья были большими»? И кадры, когда Кузьма Кузьмич Иорданов помогает бабушке Насте поднять на этаж стиральную машину. А потом уронил её в лестничный пролёт рис4! Так вот, такая же и у нас в коммуналке была, старенькая. Как называлась? Не помню уж. Когда заходил разговор, то чаще всего упоминалось название «Рига»! Была ли Латвия законодателем мод этих машин? Но вот на Рис5. Вы именно часть такой «Рига 60» и видите.

Ну, что догадались к чему это я? Видели ли Вы, в старых хрониках или фильмах про Революцию, подпольщиках-революционерах подпольную типографию и? И как с помощью рычагов, вручную прессом печатают листовки и пр. Конечно делать дома такой пресс... Я пошёл другим путём (нет не Ленинским). А по пути прокатных станов... Вспомните как прокатывают металлические болванки, листы и? И стеклянные листы тоже.

Толстое стекло. На нём с помощью фотографического валика раскатывается слой типографской краски. Клише приклеено к тонкому листу металла. Тем же валиком накатывается краска на клише. Сверху бумага и ещё один металлический лист. И вот такой «бутерброд» вставляется между валами стиральной машины Рис5. Прокатываете пару раз туда-сюда и отпечаток готов. Затем сушится и раскрашивается цветными чернилами (в смысле звёзды и позывной). Всё! QSL готова Рис7,8. Вот таких было сделано порядка тысячи! Но произошёл в стране переворот и всё пошло прахом! Так и лежат все эти QSL мёртвым грузом! Ну дык?!


Рецензии
Огромное спасибо Вам, Владимир за этот рассказ. Приятная ностальгия. Здесь наверное большинство читателей и не знает, о каких-таких "загадочных" QSL идёт речь. Вспомнил свои "злоключения" с QSL карточками. Я когда получил свой первый - наблюдательский - позывной, тоже столкнулся с этой проблемой. Отпечатать в типографии в то время - было недосягаемой мечтой. Первые QSL-ки выполнял на открытках, а то и просто, нарезаных кусочках ватмана. Штамп вырезал на кусочке резины. С первого раза получилось неважно, но после нескольких бракованных, вышло более-менее сносное изделие. Да, качество и у меня, и у многих других любителей было не на высоте, но, как говорится, не от хорошей жизни делали так - просто не было другой возможности. Видел и карточки советских коротковолновиков, отпечатанные в типографии, но, такая возможность была уже у опытных и заслуженных коротковолновиков. Начинающие, особенно наблюдатели, выходили из положения благодаря лишь своей смекалке. Помню первые мои карточки с неказистым штампом в радиоклубе не хотели принимать для отправки за границу :) OSL карточки от иностранных коротковолновиков бывали очень красивыми, даже с фотографиями их владельцев. Такую я получил от португальского коротковолновика. И от шведа была очень красивая... Приходилось завидовать белой завистью. Но, помню, какой был азарт - слушать эфир, а потом ждать по полгода и больше эти заветные QSL-ки. Их ведь отправляли в Москву в ЦРК и дальше - по назначению. А потом уже в радиоклубе можно было купить 500 штук "фирменных" бланков из ЦРК. Как сейчас помню, были карточки с изображением экспедиции "Комсомольской правды" на Северный полюс. Позывной у меня был UB5-070-621. Одесская область.
С уважением, Олег.

Олег Бородицкий   13.08.2018 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо Олег! Ну, естественно не все знают про QSL?! Но! Но Вы наверное уже пятый из QSL-щиков здесь, на ПРОЗЕ!.. :-)) Двое работающие в Эфире... Один из Киргизии, а один от Вас, в смысле UB5! Мне повезло немного и я не занимался резиновырезанием! :-))) В нужное время "РАДИО" попало в руки! При всём, что я его не выписывал...
Для одного, только позывного у меня потом появился вариант. На заводе мне сделали, нет не клише о котором я упоминал, а форму. На латунной толстой пластине путём фрезеровки делали как бы канавки, а потом вулканизировали из сырой резины штампик. Где-то ещё до сих пор валяется?.. Я так думаю... :-))

Но пока эти алкаши телились, мне уже из Москов нормальный штамп прислали!
А теперь, после переворота я скорее всего в эфир не выйду! Нет смысла!

Всего Вам доброго! Успехов! И с большим уважением! 73!

P.S. Я Вам на сообщение напишу! Есть вопросы... Может не сразу, по шестому сигналу, но напишу!

Владимир Сысолятин   14.08.2018 06:30   Заявить о нарушении