Турция. Отпечаток времени. Штрихи из блокнота

Фото автора - остатки храма Артемиды;  монументальная Арка римского города;   Римский театр. Сиде, Турция 1994 год.


Часть 3.


Нет, не любители мы статичного отдыха!

Промучившись в шезлонге в тени фиговых и мандариновых деревьев до обеда, после обеда решили осмотреть окрестности. К слову сказать, температура воды в море в конце августа была близка к 30 градусам, а песок на берегу нагревался до 60! Кондиционер в номере не справлялся с такой жарой.

Спасались только холодным пивом и мороженым, которое продавалось здесь же, на пляже, да обливанием ледяной водой из душа после купания.

В тот же день познакомились с русскоговорящим художником из Киева, Александром, который за пять долларов рисовал лежащих в шезлонгах полуголых немок и скандинавок.

Русских здесь мало, поскольку этот курорт был тогда ещё не особо популярен в России. И потому наша русская речь привлекла художника. Возможно, и не только речь. Поскольку чуть позже он нарисовал портрет дочери, не взяв за него ни копейки.

- Со своих соотечественников не беру! - гордо объявил он.

Александр заканчивал Академию Художеств в Киеве, но уже второй курортный сезон проводил в Турции, снимая маленькую комнатку в Сиде и зарабатывая рисованием. Его интересовал восточный колорит, язык, история больше, чем заработок. Так уж устроен человек творческий!

Его стиль портретной графики и правда, заслуживает похвалы. У нас сохранился этот портрет, мы до сих пор удивляемся, как точно он уловил штрихи, характеризующие личность и главные черты. Такое ощущение, что он заглядывал в будущее. Именно поэтому у него не было отбоя от клиенток.

Следует сказать, что и внешне он был очень привлекателен: высок, худощав, с вьющимися по плечам русыми волосами и очень красивыми руками. Наверное, такие руки и должны быть у настоящего художника.

Александр своим пребыванием на пляже скрасил и нашу будничность. Когда у него не было клиентов, заглядывал к нам, мы вели беседы. Эрудированный, хорошо образованный, при этом не навязчивый, как местный обслуживающий персонал, - с ним было интересно и взрослым тётям, и детям.

А в тот, первый день знакомства, он взялся быть нашим провожатым по городу Сиде. Мария, оберегающая нас, как наседка (поскольку мы с ней были компаньонами в большом бизнесе), передала нас с рук на руки художнику. Сама же предпочла тихий отдых - от нашей шумной компании.

До города Сиде - всего три километра по берегу моря. Мельчайший белый песок, прогретый за день на солнце, обжигал ступни ног. И мы, взяв босоножки в руки, пошли вдоль береговой черты по воде.

Плескание морских волн о ступни охлаждало тело. И лишь иногда прибитые волной к берегу маленькие медузы, обжигая ноги, омрачали наш долгий босый поход.

Пока мы шли, Александр рассказывал о тысячелетней истории города, о том, как сюда впервые пришли греки. Было это в У11 веке до н.э., а местное население говорило на сидетском (местном) языке.

Название город получил от названия плода гранатового дерева. Сиде на анталийском диалекте означает гранат. Он был почитаем богиней Артемидой, а жители Сиде поклонялись Артемиде.

Вообще история этого города во многом обязана именно греческому прошлому.
Даже пиратами эти земли были захвачены в 1 веке до н.э. - с греческих островов. Но освобождены римскими легионерами. И ещё на долгие три столетия Сиде являлся одним из главных форпостов Римской империи.

В это же время здесь появляются первые христианские общины. Как я уже писала ранее, в тех странах, где поклонялись греческим, а потом и римским богам, христианство принималось местным населением легко. Вероятно, в силу того, что и греческое, и римское право отражало стремление к построению справедливого общества, к равенству.

После расцвета всегда наступает сумрак. Анталья и прилегающие территории была объектом борьбы между Византией и сельджуками, переходя во власть то одних, то других правителей, до заключительного завоевания Антальи Османской империей в 1432 году.

Но стоит отметить, что именно сельджуки, кочевые тюркские племена, не допустили в Европу полчища татаро-монгол, отражая их натиск. Именно они в начале Х1 века сделали ислам основополагающей религией будущей Турции.

И по сей день народы, населяющие современную Турцию, имеют традиции и обычаи ислама и древние традиции кочевников.

- Для чего я это говорю? - резюмировал Александр. - Знание нравов и обычаев страны, в которой мы сегодня находимся, необходимы для того, чтобы избежать неловких ситуаций. Это не Европа, здесь свои порядки.

В чём нам вскорости пришлось убедиться самим. И хорошо, что мы пошли на прогулку с Александром. По турецким обычаям хозяин в доме всегда мужчина. Даже младший брат имеет право отдавать указания старшей сестре.

Побродив по старому городу, полюбовавшись видами, открывающимися с холма, на котором был построен Римский театр, спустились в старый город. Путь наш проходил через монументальную арку, которой более 2 тысяч лет. Дорога в город и сегодня проходит через неё.

Запомнилось, как под ней проезжал открытый миниавтобус с горожанами. Он не делал остановок на посадку и выход, просто замедлял ход и притормаживал в местах, где люди выходили. Пока пристраивались с кинокамерой, автобус показал свой "хвост".

Сиде тогда не настолько был известен среди туристов, местное население просто жило своей жизнью.

И это очень важно при посещении таких мест, чтобы почувствовать колорит, увидеть нравы.

Александр посоветовал нам попробовать местную кухню, и мы отправились к открытому рыбному ресторану на берегу. Ресторан - громко сказано. Скорее, это огороженная плетнём площадка с крышей, крытой соломой или тростником. И рядом мангал для приготовления рыбы на открытом огне.

Вдруг перед нами, как джин из бутылки, появился смуглый мальчуган-подросток в шортах и завязанной на пупке рубашке с закатанными рукавами. Он пристально смотрел на 16-летнюю дочь, при этом делая жесты руками Александру.

Подросток забегал вперёд, жестикулируя и заглядывая художнику в глаза. Он продолжал преследовать нас до самого входа в ресторан, то и дело забегая вперёд.

- Александр, в чём дело? - возмутилась я. - Почему он разговаривает с тобой, забегает вперёд нас, чего он хочет?

- Он принял меня за старшего в вашей семье. А вас за старшую сестру. И как у старшего мужчины просит продать ему вашу дочь. Говорит, что он из состоятельной семьи и может позволить себе жениться. Ваша дочь ему очень приглянулась.

Парень и правда, от вожделения весь дрожал. И даже злобно на меня поглядывал.

- Александр, по какому такому праву он просит? И почему всё время дорогу нам перебегает?

- Таковы здешние правила, женщины до сих пор ограничены в правах. А перебегает дорогу потому, что так положено по их устоям: женщины должны идти позади мужчин. А многожёнство среди имущих слоёв населения имеет место быть и сейчас.

- Какой он мужчина? Подросток несовершеннолетний! - возмущалась я.

- Не скажите, ему уже 14, и по Турецким законам он совершеннолетний. Имеет все права взрослого мужчины.

Всё время, пока мы трапезничали, подросток ждал нас у выхода, нервничая. Александр успокоил нас, что с ним рядом нам бояться нечего. Никому он нас не продаст. Но даже вкусно приготовленная еда показалась пресной.

Уже начинало смеркаться, и мы поторопились домой, в отель. Парень ещё некоторое время продолжал маячить у нас перед глазами. Он шёл впереди, слегка в стороне. Александр скрестил руки и что-то сказал ему, после чего парень отстал.

Весь путь домой шли молча. Обдумывая эту встречу с другой культурой, совершенно чуждой нам.

В Турции сегодня проживает около 77 миллионов человек, и почти 20% из них турок-алевитов, практикующих шаманские ритуалы. Чего уж говорить ещё о 30 национальностях поменьше!

Анталийское побережье, имеющее такую многовековую историю, и по сей день является территорией, населённой многими народностями. И особенно много здесь турок-сельджуков, со своими устоями кочевых племён и рабского отношения к женщине.

Что мы и испытали на себе, как в отеле, так и во время прогулки по Сиде. Но в чужой монастырь со своим уставом не суются, и это уж мы знали точно!
 

  Начало, часть 1 - "Турция. В закатных красках." - http://www.proza.ru/2017/07/25/992


Рецензии
Мудрые люди на Руси были, в чужой монастырь со своим уставом не ходили. Но и в свой монастырь не пускали! С чужим-то уставом. Тем и сильна Россия, своей Православной христианской верой. Что и пытаются враги подорвать, заменяя понятия.

Вчера всю службу в православной церкви какая-то сектантка ходила с якобы иконкой Николая Чудотворца, которая удивляла чудесами появления чего-то на ней. На самом деле это какая-то голографическая фигня со светоэффектами.
И, думаете, какая цель была у неё? Правильно!

Отвлечь молящихся чудесами на голографической иконке от службы, оторвать от общения с Богом. Посеять сомнения. Бог-то далеко, а чудо - вот оно, рядом. При этом она в какой-то храм приглашала.

Всё от нас самих зависит, от силы нашей веры и силы духа. И пока эта сила в нас есть, недоступны мы для врага рода человеческого.

Хороший очерк, правильно подмечено главное. С уважением, Нюта.

Нюта Ферер   07.08.2017 09:53     Заявить о нарушении
Вот именно, люди от сытости живота ищут удовольствий и для всего остального. И прельщаются чудесами. Это целая индустрия - как увести людей от истины. А ведь известно из древней истории, диавол тоже умеет творить чудеса.

Подумалось как-то, почему в 90-е стало возможным разорение такой сильной и большой страны? Потому что люди разучились сами думать, за них думало государство. И та доверчивость на слово и сыграла роковую роль при распаде.
У человека от сытости и благополучия притупляется чувство опасности. Только один лозунг был правильный в советском союзе, да и то касался спасателей на водах:"Спасение утопающих дело рук самих утопающих". А мой супруг ещё так говорит: "Лучшее - враг хорошего". Всё по той же причине - притупления бдительности.

Татьяна Дмитриева Рязань   07.08.2017 12:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.