Там, где сбываются мечты Озеро Комо ч6

Наверное, нет земли, краше Италии. Но даже здесь можно найти уголки, поражающие своей сверхкрасотой. Вот в таком красивейшем месте, уже после того, как мы покинули Лазурное побережье Франции, нам посчастливилось пожить несколько незабываемых дней. Это — озеро Комо, расположенное в оправе альпийских гор на севере Ломбардии, совсем рядом со швейцарской границей, оно просто завораживает всех, кто здесь побывал.
К слову, озеро очень глубокое, а по своим очертаниям напоминает гигантскую рогатку. Вот в центре этой рогатки на самой оконечности полуострова в крошечном городке Белладжио расположилась вилла Сербеллионни, давшая нам приют на несколько незабываемых ночей и дней.
Боже мой, сколько знатных гостей: монархов, политиков, кинозвезд прогуливались по салонам и садам этого именитого и престижного отеля. Наслаждались красотой озера, окруженного горными вершинами, пышной растительностью его парков, радушием гостеприимных хозяев. О чем свидетельствуют многочисленные записи в пухлой, похожей на старинный фолиант, гостевой книге: тут вам и благодарственные записи семьи князей Трубецких, и замысловатые вензеля испанского короля, и небрежные каракули румынской инфанты, и мелкий бисер ровных буковок сэра Уинстона Черчилля. Рузвельт и семья Ротшильдов, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэйрбанкс, Мария Шелл, Кларк Гэбл, Роберт Митчум, Аль Пачино… ну а теперь и мы. Вот далеко не полный перечень, тех, кто в разные годы останавливался в этом знаменитом отеле.
Да, гранд-отель, как и полагается гостинице такого ранга, имеет свою богатую родословную. Здесь, на остроконечном мысе, выдающемся далеко в озеро, в 1850 году были начаты работы по строительству роскошной виллы для отдыха одной дворянской семьи из Милана. Но, особо долго отдыхать им не пришлось. Междоусобные кровопролитные бои, которые в те годы вели разрозненные итальянские королевства, а также военные походы Гарибальди напрочь разорили хозяев виллы и в 1872 году они были вынуждены продать ее новым владельцам. И уже через год в этом совсем новом здании, выстроенном в неоклассическом стиле, открылся гранд-отель.
Роскошь и красота, вот что отличает этот именитый отель. Мы с восхищением любовались «мифологическими» фресками, украшающими стены и потолки, античными статуями и барельефами, величественными мраморными колоннами, обрамляющими парадную лестницу, сиянием хрустальных люстр из Мурано. Их мерцающий свет, дробясь в многочисленных зеркалах, создавал необыкновенное, праздничное настроение. Мы словно перенеслись в другое время, в другую эпоху. Где дамы носят кринолины, а мужчины смокинги. Где нет места суете и суетности. Где правит его величество – Бал.
И он грянул. Музыканты, одетые естественно во фраки, заиграли вальс. И гости, в том числе и мы, закружили по расписному паркету в танце. Но вот стихли звуки вальса, и зазвучала такая знакомая и родная мелодия Андрея Петрова из «Служебного романа». А вслед Таривердиева из «Иронии судьбы»… Ну а уж когда музыканты заиграли «Песенку про медведей» из «Кавказской пленницы» я не выдержал и подошел к руководителю оркестра, узнать причину исполнения столь близкой для русского уха музыки. Оказалось, что он родом из Молдавии, перебрался в Италию сразу после развала СССР. В оркестре у него играют албанец, венгр, румын и даже один индус. Но сам Михаил, так назвался музыкант, старается больше играть ту музыку, на которой вырос и которую по-прежнему любит. Судя по настроению публики, она и им пришлась по душе.
Впрочем, сама атмосфера виллы, торжественно парящей над синей гладью воды, все эти мифологические фрески, картины старых мастеров, многометровые персидские ковры и выцветшие, но от этого, ставшие еще более привлекательными, французские гобелены, все это и создавало то особое настроение, которое не передать никакими словами. И музыка здесь была лишь небольшим, но приятным штрихом к портрету озерного дворца.
Замечу, что очень немногим отелям даже в самой Италии, с ее архитектурными и историческими памятниками, удалось сохранить дух эпохи. А здесь он присутствует во всем. В просторных залах, парадных лестницах, в удивительно продуманном декоре, в регулярном парке с лабиринтом живых изгородей, столь популярных в эпоху Возрождения и вдобавок, украшенный декоративными светильниками и скульптурами.
Но как бы мы ни восхищались виллой Сербеллионни, однако желание увидеть окрестности Белладжио вынудило нас покинуть стены гостеприимного отеля и отправиться в путешествие по брегам Комо. Впрочем, гулять вдоль озера или кататься на кораблике по его глади, останавливаясь то в одном, то в другом городке, уютно примостившимся на скалах, не так-то просто. Здесь каждый шаг дается с трудом, ибо трудно оторвать взгляд от той красоты, которая на вас буквально наваливается отовсюду. Не зря же еще за семьсот лет до нашей эры здесь обосновались римляне, тогда еще древние и, построив крепость, стали выращивать оливки и лавр. И сегодня по берегам озера в изобилии растут эти деревья. Может, даже еще высаженные древними римлянами. Впрочем, за минувшие века здесь появились не только прекрасные сады и замки, но и роскошные виллы с не менее роскошными садами.
Так, стоило нам лишь покинуть отель, как мы оказались на набережной… которая привела нас в летнюю резиденцию графа Франческо Мельци д’Эрила, герцога Лоди и вице-президента Цизальпинской республики. Собственно и этой набережной мы обязаны герцогу. Ведь благодаря появлению виллы Мельци вся набережная города была превращена в один из самых элегантных и утонченных променадов Италии. Здесь были построены дороги для конных экипажей, которые соединяли виллы и дворцы. Даже австрийский император Франциск I пожелал посетить этот город в 1816 году. И посетил ведь. Причем дважды. И не он один.
Уже в те годы Белладжио стал одним из самых популярных мест отдыха среди знатных семей Ломбардии. Здесь строились богатые виллы, разбивались сады и парки, открывались люксовые магазины, а толпы туристов буквально заполняли улицы города и бутики.
Надо сказать, что у графа был отменный вкус. Белоснежное здание виллы Мельци, обращенное фасадом к озеру, строго и величественно. Но еще больше, чем сам дворец, поражает воображение изумительный по красоте английский сад, разбитый вокруг виллы. Платаны и дубы, кипарисы и азалии, тихие пруды с перекинутыми через них мостиками, и даже вставшая на вечный прикол настоящая гондола, создают дивный ландшафт. Аллеи сада украшают археологические находки: этрусская урна, египетские, римские и древнегреческие скульптуры. А как привлекательна мавританская беседка, примостившаяся у воды. Не зря же ее в свое время облюбовал отдыхавший в Белладжио композитор Ференц Лист. И даже умудрился, сидя в ней, сочинить два фортепианных концерта.
Впрочем, здесь отдыхал не только Ференц Лист. Сюда, в этот укромный уголок тихого рая стекались художники, писатели, режиссеры и многие другие выдающиеся личности со всего света. Озеро Комо, с его изумительной природой, многочисленными виллами, из которых мы успели посетить лишь несколько: помимо уже упомянутой виллы Мельци, виллу Карлотту, и виллу Монастеро, о каждой из которых можно рассказывать часами, становились основой или частью сюжета множества картин, романов и кинофильмов. Мне самому не раз во время этой поездки приходилось сожалеть, что я не владею ни кистью, ни карандашом… Зато затвором своего фотоаппарата я щелкал непрерывно, дабы сохранить в памяти этот прекрасный, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ мир озера Комо.


Рецензии