Беседка для Катюши

СЕВЕРСКИЙ  ДОНЕЦ. Река. Берег левый. Берег правый. Один высокий. Другой низкий.

Берега разные,но сложены они исторически одной и той же древней породой: мелом. Прекрасный белый мел. Отлично пишет на доске. В школе мы такой называли:"жирный".

В какой-то момент древности земную оболочку разорвало и сдвинуло.Да так,что левый берег стал высок и крут,а правый низок.

Левый берег породил легенду.   

Додумался кто-то вырубить в меловом массиве храм. Вырубили. Работы велись тайно. Никто не знал,что там,за рекой, рубят гору: меловой стеной были закрыты те тайные работы.
И река не допускала любопытных, и охрана была строга.

Много ли, мало ли времени утекло,а пришла пора явить храм народу. Как раз пришлось на святой престольный праздник. Пока  народ стоял на низком берегу в молитве праведной, стенку-то, что закрывала, и взорвали.

И явился Храм во всей красе народу, когда пошли с молитвы. ЧУДО?! Ч-У-У-Д-О!!  Чудо господне явилось! А тех,кто это чудо сотворил, отравили за праздничным обедом. Всех. До единого.

Чудо-Храм по сей день стоит на том же месте. На горе. А внутри другая его часть: подземная.

Очень аккуратно, красиво, ровно, гладкостенно ведёт подземный ход во внутрь горы, постепенно закругляясь и уходя вниз. Справа,по ходу, в стене вырублены ниши на одного сидячего человека: в них замуровывали  добровольных отшельников, оставляя лишь малое отверстие для куска хлеба и ковша воды.

Дневной свет в подземелье не проникает. Идём с фонариком. И вдруг!

ПУСТОТА! Чувствуем пустоту огромного пространства. Да! Это  ПРОСТРАНСТВО! Над нами громадный, высоченный купол с прекрасной, но плохо сохранённой, росписью.

Испоганенные стены на высоте человеческого роста. Следы копоти. Гид поясняет:здесь была  конюшня при фашистах. Они тут и костры жгли.

Ощущение такое, как будто тебя в дерьмо окунули. Гид добавляет: есть ход-туннель под Донцом на правый берег. Но ходить туда не надо:- не вернётесь. Погибшие есть...     Скорее на воздух! К жизни.      

Выбираемся из подземелья и идём к вершине горы по широкой, вымощенной дороге с прекрасным бордюром со стороны склона. "Бордюрчик" метровой высоты и такой же ширины. 

Замечаем объёмные выбоины и сколы, а гид просвещает: это следы от фашистских снарядов. "Здесь жестокие бои шли за высокий левый берег. Здесь "их" много полегло. А "бордюрчик-то цел". Вот как! Хорошо раньше строили. Даже пушки не справились.

Идём дальше. Выходим на вершину. Видим беседку. Приятная.Хорошо сохранилась. Но как-то странно всё это: дорога царская. Бордюр крутой. Беседка... Кому это всё?

Для Екатерины Второй, поясняет гид. Она любила останавливаться здесь по дороге в Крым. Отдыхала в монастыре по нескольку дней.  Это для неё на правом  берегу Орлов велел насадить дубовую рощу.  А на левом беседку и дорогу к ней, что бы любоваться с высокого берега красотами природы. Теперь понятно.

А РОЩА хороша! Могучие дубы стоят твёрдо! Мощно раскинули свои кроны, щедро усыпанные желудями. Белки носятся. Играют в догонялки. Птицы снуют по делам. Только странно выглядят эти дубы.

Где-то стоит только половина дуба. Где другая? Есть стволы замурованные кирпичами и раствором.Гид объясняет: это следы войны.Это раны от снарядов. Но мы храним эту рощу: лечим, ухаживаем, все деревья пронумерованы, ни одно не пропадёт.

Возвращаемся усталые. Притихшие. Следы войны... Сколько эти страшные "следы" будут нас тревожить? Напоминать. Заживут ли раны? Вряд ли.      

И вот, эта  "СТАРУХА" с косой опять пришла в ДОНБАСС.

Продолжается фашистское прошлое в нынешнем фашистском настоящем.

Опять бьют по дубам. Но ОНИ стоят! Опять Донец смывает собой кровь ни в чём не повинных людей. Но горе людское смыть невозможно. Нечем. 
               
                Сколько ж можно?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.