Вспоминая военное детство

Родители Андрейки перед отъездом на горный Алтай оставили своего пятилетнего сынишку у бабушки Евдокии Степановны, проживавшей в соседнем доме. Детский садик, в который ходил ее внук, находился у нее под окном. Евдокия Степановна часто забирала внука из детского садика, когда родители по каким-то причинам задерживались. После смерти мужа, с которым она прожила более пятидесяти лет, общение с внуком Андрейкой стало для нее утешением и отрадой.

Приготовив ужин, Евдокия Степановна стала собираться. Сквозь листву берез и полыхающие внизу на вечернем солнце гроздья рябин она увидела в окно, что ребятишки уже вышли на территорию детского садика и весело играли возле своих веранд.

Возвращаясь с внуком домой, она как всегда расспрашивала его о том, как у него прошел день и что он узнал интересного. Андрейка тоже, как все дети, задавал много вопросов и был очень любознательным. Вот и сегодня, вбежав в комнату бабушки и увидев на стене дедушкин портрет, Андрейка неожиданно спросил:
- А где мой дедушка жил раньше - до того, как встретился с тобой?
- В Магадане. Есть такой город на Колыме, - ответила бабушка.
- А где находится Колыма? – спросил Андрейка.
- Очень далеко отсюда. Пойдем, я лучше покажу тебе на глобусе.
В комнате, которая раньше была кабинетом ее мужа, в углу на столе стоял глобус, казавшийся Андрейке всегда загадочным. Андрейка знал, что глобус – это в миниатюре планета Земля, на которой он живет. Он уже знал, в какой точке на глобусе западнее Уральских гор находится его город. Бабушка дотронулась до глобуса и от легкого движения ее руки перед глазами Андрейки пронеслись Уральские горы, сибирские реки и наконец его взгляд остановился на указанном бабушкой месте на берегу Охотского моря.
- Вот здесь прошли детство и юность твоего дедушки.
- Да-а-а, далеко! А на Колыме пальмы растут? – неожиданно спросил Андрейка.
- Что ты, миленький мой! Это очень холодный и суровый край. А почему ты спросил про пальмы?
- А нам сегодня в садике Мария Ивановна рассказывала про город Сочи, который тоже находится на берегу моря, и там растут красивые высокие пальмы.
- Черное море находится намного южнее Охотского моря, поэтому там и климат другой. А в тех местах, где прошло детство твоего дедушки, жаркого лета не бывает, - объяснила бабушка.
- Вот бы у тебя под окном вместо берез росли пальмы! - пошутил Андрейка.
- Ну и фантазер же ты! – сказала бабушка, и они вместе весело рассмеялись.
- Бабушка, а ты знаешь какие-нибудь истории из дедушкиного детства?
- Дедушка рассказывал мне много разных историй из своего детства, но может быть рановато еще тебе о них рассказывать.
- Это почему рановато? – возмутился Андрейка, насупив брови.
Бабушка задумалась. В голове вихрем пронеслись рассказы мужа о его детстве, о голоде и холоде, выпавших на долю его и других ребят, бывших такими же маленькими как Андрейка, когда началась страшная война. Стоит ли рассказывать малышу об этом.
- Пойдем поужинаем, - сказала бабушка, уклонившись от ответа.
- Но после ужина ты мне расскажешь о дедушке, - не унимался Андрейка и вслед за бабушкой побежал на кухню. На столе уже стояла тарелка с вымытыми фруктами и глубокое блюдо, накрытое полотенцем.
- Вот я рыбку потушила с овощами, - открывая крышку сотейника, сказала бабушка.
- А это что на столе прикрыто полотенцем? – поинтересовался Андрейка.
Бабушка подняла полотенце и Андрейка увидел на блюде пышные оладушки.
- Ты любишь оладушки с клубничным вареньем? – спросила бабушка, подавая ему вазочку с душистым вареньем.
- Ура-а-а! – выразил свой восторг Андрейка, и стал поудобнее усаживаться.
От одного вида довольного Андрейки Евдокия Степановна уже была сыта.

После ужина Андрейка повел бабушку в комнату, где висел на стене дедушкин портрет. У дедушки был высокий лоб. Труд ученого отразился на его лице. Умный взгляд дедушки казался Андрейке загадочным и излучающим мудрость. Устроившись на диване, внук напомнил бабушке о своей просьбе перед ужином рассказать о детстве дедушки.
Подумав, Евдокия Степановна начала:
- Когда дедушке было столько же лет, сколько сейчас тебе, началась Великая Отечественная война. Ее называют Великой потому, что это была одна из самых страшных и кровопролитных войн, которые довелось испытать нашему народу. А ты знаешь, с кем воевал тогда наш народ? - вдруг спросила бабушка.
- Знаю, с Гитлером.
- Отечественной ее называют потому, что на защиту отечества поднялся весь наш народ. Победа в той войне ковалась не только на фронтах, но и в тылу. Вот в этом книжном шкафу, - указала Евдокия Степановна на один из книжных шкафов в кабинете мужа, - твоим дедушкой собраны книги об истории России, в том числе и книги о той войне с воспоминаниями командующих войсками, военных корреспондентов – очевидцев той войны, а также книги историков, посвятивших свои труды осмыслению событий той страшной войны. Если у тебя появится интерес к истории, когда ты подрастешь, эти книги тебе о многом расскажут.
- А когда началась война мой дедушка жил на Колыме?
- Да, семья дедушки тогда жила в одном из поселков на Колыме, куда его отца, то есть твоего прадедушку направили руководить горным предприятием. Сначала они жили в палатках, а когда построили барак, переселились в барак.
- А что представляет из себя барак? – удивленно спросил Андрейка.
- Барак - это одноэтажное строение из бревен и досок, рассчитанное на проживание нескольких семей, причем для каждой семьи предоставлялось в бараке отдельное жилое помещение. Кухня была общей. Несмотря на суровые зимы, туалет был на улице. В бараке не было водопровода и когда переселились в него из-за наступавших холодов, в нем не было в первое время и электричества.
- Как же можно было жить в таких бараках?
- Тяжелее всего доставалось детям. Школа, в которую твой дедушка пошел учиться в первый класс, размещалась в подобном же бараке. С наступлением сильных морозов помещения в школе не успевали обогреться, поэтому никто не снимал верхней одежды: ни учителя, ни дети. Сейчас школьники пишут шариковыми ручками, а тогда у них таких ручек не было, и они писали ручками со вставленными в них металлическими перьями, макая их в чернильницы-непроливашки. Но зимой в классах порой было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила. Вскоре после начала войны твоего прадедушку перевели на работу в г.Магадан на завод, переоборудованный на выпуск оборудования для фронта – комплектующих для танков.
- Это круто! – оценил Андрейка.
- Рабочие в дневную смену трудились во время войны с утра до вечера и некоторые оставались ночевать на заводе, потому что боялись, что дома утром от накопившейся усталости не проснутся вовремя. Опоздание на работу сурово каралось – за одну минуту опоздания на работу могли посадить в тюрьму. Таковы были законы военного времени. Прадедушка тоже часто оставался ночевать на заводе. После переезда в г.Магадан твой дедушка стал ходить в теплую каменную школу, которую очень полюбил.
После слов бабушки о теплой школе глаза у Андрейки посветлели.
- А у тебя есть фотографии моего дедушки, когда он был школьником?
- Мы с тобой завтра их посмотрим, когда вернемся из садика, - заверила бабушка и начала застилать внуку кровать. Уложив его спать, она пошла на кухню, чтобы убрать со стола. Моя посуду, Евдокия Степановна продолжала вспоминать мужа, думала об Андрейке и о его вопросах. Он своими расспросами о дедушке разбередил ей душу. А главное – она недоумевала над тем, почему он задавал эти вопросы и что его могло интересовать в том тяжелом детстве его дедушки.
«Разве могут быть интересными современному ребенку рассказы о том тяжелом времени?» - спрашивала себя Евдокия Степановна. – «Сейчас у внука есть такие игрушки, о которых мы не могли и мечтать. Сейчас можно купить любые фрукты, каких мы – дети войны не видели в детстве. Первое яблоко дед попробовал, когда ему было четырнадцать лет. Тогда их впервые привезли на Колыму. Заменой фруктам были ягоды, которые он с матерью и двумя братьями собирал на сопках, а основной едой, как по всей стране, была картошка. В годы войны детям было трудно купить одежду и обувь.» Евдокии Степановне вдруг вспомнился рассказ мужа о том, как во время войны из-за невозможности купить обувь, его отец сказал детям: «Наверное, в этом году вы в школу не пойдете». Эти слова отца страшно возмутили детей: «Как не пойдем в школу? Да мы в рваной обуви пойдем!»
Перебирая в своей памяти рассказы мужа, она вспомнила его рассказ о летнем лагере, куда родители один раз отправляли его с братьями во время войны. Еда в летнем лагере была настолько скудной, что уже спустя пару часов после завтрака дети от ощущения чувства голода не могли играть, они бродили вокруг столовой, заглядывали в ее окна и ждали, когда же откроется дверь в столовую.
Самой частой игрой тогда у мальчишек было соревнование в придумывании пыток для пойманного Гитлера. Побеждал в этой игре тот, чьи фантазии были чудовищнее. Вот до чего доводила детей война!
«Разве можно рассказывать об этом малышу? Конечно – нет!» – оборвала свои воспоминания Евдокия Степановна. Как всякая любящая своего внука бабушка, она мечтала о том, чтобы ее внук рос счастливым и чтобы ему никогда не довелось испытать такое, что испытали дети той войны.
Проходя мимо приоткрытой двери комнаты, в которой спал Андрейка, бабушка остановилась и прислушалась. Внук беззаботно спал.
«Такой еще малыш, а уже интересуется нашим прошлым! Ну, весь в деда!» - подумала бабушка и от этих отрадных мыслей она почувствовала душевное умиротворение.


Рецензии
Людочка, здравствуйте! Спасибо за замечательный рассказ, так близкий мне. Так трогательно переданы все моменты жизни героини. Я подумала, что это Ваши воспоминания и от этого ещё теплее стало. Приятны общения бабушки с внуком, описаны с такой любовью.
Здоровья Вам, дорогая! Ещё раз спасибо

Любовь Кондратьева -Доломанова   30.01.2022 13:33     Заявить о нарушении
Уважаемая Любочка, Вы угадали - все, что бабушка рассказывает внуку, и ее воспоминания о военном детстве ее мужа, о котором она боится рассказать своему маленькому внуку, это все правдивые истории, рассказанные мне моим супругом.
Благодарю Вас за теплый отклик!

Людмила Яременко   30.01.2022 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.