Слово огласительное перед святым Крещением

                Все в Церкви есть святое таинство.
                Всякое священнодействие есть святое таинство.
                И даже самое незначительное… глубоко и спасительно,
                как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное»
                священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви
                находится в органической, живой связи со всей тайной
                Церкви и самим Богочеловеком Господом
                Иисусом Христом.

                Преподобный Иустин (Попович) Челийский

                Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во
                Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы
                погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как
                Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и
                нам ходить в обновленной жизни.

                Рим. 6:3-4, зач. 91-е


                Дорогие братья и сестры!

    Сегодня мы собрались в этом святом храме, чтобы вместе совершить и сопережить святое таинство Крещения. Это самое первое таинство, которое открывает человеку, уверовавшему в Бога, дверь в Церковь. Главой Церкви, ее Основателем и Краеугольным Камнем является Господь наш Иисус Христос: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1 Кор. 3:11). Именно Церковь, как некий корабль, плывущий по волнам житейского моря, невидимо управляемый Духом Святым, ведет нас ко спасению – Царствию Небесному, благодатной Вечности, блаженной жизни со Творцом. В Православии с Крещением неразрывно связано и другое, самое короткое таинство, – Миропомазание, в котором верующий получает «печать дара Духа Святаго».
    Что же дают человеку эти таинственные дары Церкви Христовой? В чем их непреложный смысл и непреходящее значение? Ответив на этот вопрос, каждый сможет вполне осознанно сделать выбор – принимать или нет святое Крещение.
В таинствах Церкви сокрыта непостижимая тайна, превышающая силы обыкновенного рассудка, которую трудно выразить через мысль и слово. Она постигается не умом, а чистым сердцем, а наипаче действием Святого Духа. И сегодня каждый из вас, имея твердое желание и намерение подлинно стать членом Церкви Христовой, благоговейно приступая к крещальной купели, приоткроет для себя в той или иной степени завесу этой тайны.
    Но прежде необходимо вспомнить время, когда Бог сотворил мир и людей «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Наделив наших прародителей сознанием и свободой (по образу Своему) (Быт. 1:27), поставив их господствовать на Земле (Быт. 1:28), Он вручил им и наивысшее благо – великий дар и одновременно заповедь любви, ибо «…любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:7-8). Первые люди призваны были пребывать в лучах славы Господней, обретая в этом смысл своего существования, любя все творение, друг друга, но паче всего Творца, как Источника этой любви, бесконечно приближаясь к Нему.
    Но грехопадением Адама и Евы совершилось предательство любви, в них восторжествовала «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1. Ин. 2:16), род человеческий утратил черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим. Нарушив заповедь, первые люди разменяли любовь к Создателю на желание быть автономными и самодостаточными. Утратив любовь, прародители наши отдалились от Бога, между ними и Творцом выросла некая невидимая стена, которая отныне препятствовала Богообщению. С тех пор в мир и человеческое естество вошли тление и смерть, грех как некая злокачественная опухоль, стал разрастаться и умножается в человеке, глубоко пуская свои корни, порабощая и разрушая личность.
    Смерть, которую все мы наследуем, имеет двойственную сущность. Во-первых, это смерть физическая, то есть смерть тела. Ей предшествуют телесные немощи, болезни, старость. Во-вторых, это смерть духовная, от которой каменеет сердце, утрачивается способность любить, сострадать, иметь искренние и чистые отношения с другими людьми. Цельная человеческая личность в своей духовной смерти распадается на гордость, ненависть, зависть, лукавство… Святые отцы пребывание в таком страстном состоянии называют малым адом. Внутреннее несовершенство человечества оказывает влияние и на всю человеческую культуру и цивилизацию, ведя к ее постепенной деградации, особенно в сфере морально-нравственных ценностей и ориентиров. Исторически такое разложение выражалось и проявляется сейчас в возникновении и возрастании в мире зла, жестокости, вражды, несправедливости, террора, войн, геноцидов, фашизма и прочих социальных и природных катаклизмов.
    Причина всех этих ужасов кроется в удалении личности от истинной жизни, а единственным Подателем жизни и Самой Жизнью является Господь наш Иисус Христос, Который сам о себе свидетельствует: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Несмотря ни на что, Господь безмерно любит свое творение. Поэтому уже на Предвечном Совете Пресвятой Троицы, предвидя грехопадение, было принято решение о спасении рода человеческого через Воплощение Богочеловека Иисуса Христа, Его крестную смерть и воскресение из мертвых .
   Через сорок дней после Своего Воскресения Спаситель вознесся на Небеса, а через десять дней–в праздник Пятидесятницы–День рождения Церкви Христовой – ниспослал Духа Утешителя Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие во Христа как своего Господа и Спасителя составляют Церковь Христову.
С вхождения в Церковь начинается духовное возрождение человека. Его условием и основанием должна стать живая вера в Иисуса Христа, искреннее чувство покаяния, осознание своей падшести и несоершенства, соединенные с твердым убеждением, намерением и желанием избавиться от власти греха и жить по воле Божией и по Евангелию. Это самая первая ступень на пути восхождения человека к Богу, но вступить на нее не достаточно. Необходима благодатная помощь и сила свыше, которая осуществила бы духовное возрождение (перерождение) человека: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).
    Это рождение водой и Духом и совершается в таинстве Крещения и Миропомазания. Через троекратное погружение в воду, с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына, и Святого Духа  – верующий во Христа омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до момента крещения. Таинственным и непостижимым образом человек умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается благодатью Духа Святого в жизнь духовную и святую. Так крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Став христианином, важно помнить и осознавать всю ответственность полного перерождения, по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Если заповеди Мои соблюдете, прибудете в любви Моей» (Ин. 14:15; 15:10). Следовательно, таинство Крещения необходимо для того, чтобы войти в вечную жизнь в Царствии Божием.
   Таинство Крещения, как и другие таинства Церкви, установлено самим Спасителем после Своего Воскресения из мертвых, незадолго перед Вознесением, когда, явившись Своим ученикам, Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам… Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мф. 28:19-20; Мк. 16:16)  .
    По словам апостола Павла, которые поются во время обхождения вокруг купели, в Крещении человек облекается во Христа (т.е. соединяется со Христом во всей полноте): «…елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»  (Гал. 3:27). Крещаемый умирает для греховной жизни и воскресает для новой жизни во Христе, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства: «…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:3-4, 8-9, 11).
    Распинаемый на Кресте, Спаситель, вознес и наши грехи на Крест. Крещаемый соединяется со Христом и в Его смерти, и Воскресении. Это не значит, что в Крещении человек автоматически освобождается от всех соблазнов и страстей. Духовный подвиг неизбежен, ибо человек находится в этом мире, изобилующем искушениями. Разница между крещеным и некрещеным заключается в том, что некрещеный порабощен грехом, не имеет сил бороться с ним, а крещеный освобожден от рабства греху и получает благодатную помощь, чтобы бороться, «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). На этом пути, преодолевая жизненные трудности, страдания и невзгоды, христианин нравственно совершенствуется, духовно растет и крепнет, получая благодатную помощь Святого Духа и тем самым созидая плоды своего Крещения, когда перестает жить для себя, начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20).
   Итак, что же дает человеку таинство святого Крещения?
Во-первых, в Крещении человек очищается от всех грехов, в том числе первородного греха, получаемого нами по наследству, как генетическое заболевание.
Во-вторых, в Крещении человек вступает в Церковь, приобщаясь всех ее благ, рождаясь в новую жизнь – духовную, приобретая совершенно другие, недоступные ранее возможности, каковыми являются благодать Божия, Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскрешение способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие.
   Приступая ныне ко святому таинству Крещения пусть каждый спросит сам себя, имеет ли он твердое желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Осознаете ли вы свою немощь и греховность? Полны ли решимости исправиться и начать новую жизнь в мистическом теле Христовом? Готовы ли вы идти по пути Христа и, погружаясь в воды крещальной купели, омываясь от грехов, испить воду, текущую в Жизнь Вечную. Аминь.

28.07.2017.                р. Б. Сергий Поземов


Рецензии