Легенда номер ЭмХэ-17

      
Третий год продолжаются информационные выбросы насчет якобы сбитого Россией МН-17 голландско-малайзийских авиалиний. Я не буду сравнивать бесчисленные доказательства обеих сторон (от расположения российского зенитно-ракетного комплекса "Бук" до команд украинского диспетчера, выводящего самолет под огонь украинских ракет). Я хочу разобрать этот инцидент с точки зрения уголовного права (Т.к. я теперь дипломированный юрист).
   Итак, сбитие гражданского авиалайнера - это преступление. А у преступления есть четыре признака:
1. Общественная опасность
2. Противоправность
3. Наказуемость
4. Виновность
С первыми тремя признаками все понятно: сбитие самолета общественно опасно, противоправно с точки зрения любого государства и наказуемо в любом государстве.
   Виновность - отношение лица к совершённому им самим преступлению. Она может быть в двух формах:
  1. В форме умысла:
        А) прямого
             1) конкретизированного (направленного на достижение определенного результата)
             2) неконкретизированного (не направленного на достижения определенного результата)
        Б) косвенного (лицо осознает опасность своих действий, предвидит возможные последствия, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично)
  2. По неосторожности
       А) преступное легкомыслие (когда лицо надеялось, что последствия будут предотвращены реальными силами)
       Б) преступных небрежность (когда лицо даже не осознает, что он совершает что-то опасное)

        Теперь рассмотрим варианты совершения этого преступления:
      Вариант 1. Боинг сбила Россия.
Возникает справедливый вопрос, на который представители данного варианта ответить не могут: "Зачем?". Самый распространенный ответ: "Случайно". Значит умысел явно не прямой. Значит у России не было цели его сбивать. Мотива в этом преступлении просто нет, Россия ничего не получила этим сбитием, кроме критики и обвинений в свой адрес. Да и не могла получить. Получается, что умысел мог быть только косвенным.
Только случайность, только хардкор. (+1 России).


     Вариант 2. Боинг сбила Украина.
Возникает тот же справедливый вопрос: "Зачем?". Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что происходило в то время? Украина заявила на весь мир, что воюет с террористами и активно просила у Запада предоставить им оружие. Показав, что самолет сбила Россия/Новороссия, Украина могла рассчитывать на помощь ( +1 в пользу Украины). Соответственно, мотив уже есть. Соответственно, умысел будет прямой и конкретизированный, то есть направленный на достижение результата. Какой мог быть результат? Украина получает поддержку Запада и оружие (возможно даже вступление в войну НАТО), а Россия все так же - критику и обвинения в свою сторону (+2 Украине). Плюс присоединение Донбасса силами НАТО (+3 Украине).
   С объективной стороны преступления (то есть, если рассматривать действия сторон при совершении преступления), в глаза бросается такая "мелочь" как украинский диспетчер. Как известно, самолет летел через Украину по командам украинских диспетчеров. То есть полетом Боинга полностью владела Украина (+4 братской стране).
   
     Таким образом, получается, что Россия не имела ни цели, ни мотивов совершения этого преступления, и сбитие самолета Россией в любом случае причинило бы вред только ее интересам. Катастрофа была выгодна только Украине, которая могла неплохо подняться на ее результатах. Так что, как говорили древние "Ищи, кому выгодно". Общий счет: 4-1 в пользу Украины. То есть, на мой взгляд, вероятность сбития ЭмХа-17 Россией и Украиной, соответственно, равна 25 и 75 процентам.


Рецензии