Киновечность Бако Садыкова

Я открыла  для себя  нового автора и друга по духу  Мухиддина Махмудова. Он наш человек –из племени  душанбинцев. Случилось это в интернете на сайте Фейсбука в конце прошлого   2016 года.  Здесь появилась информация о выходе в свет  в Питерском  издательстве  Лимбус –пресс  книги Махмудова  «Кино Бако Садыкова».  На фотографии обложки - удивительный лик с мудрым взором  хорошо знакомого мне кинорежиссёра ,а после заглавия пояснение автора  «Статьи, интервью, либретто  балета, киносценарий, письма».
Мне подумалось ,что  собрать всё это под одну обложку мог  только  близкий, верный и преданный друг  Бако Садыкова.   Эти  мысли  подтвердили  многочисленные  отклики на книгу. Автор будто выставил  друзьям кувшин с родниковой водой , и каждый душанбинец  спешил сделать живительный глоток ,рождающий  душевные слова  в адрес героя книги- неповторимого и непредсказуемого Бако Садыкова.
И я попала в этот поток воспоминаний. Тогда же в интернете  состоялось наше заочное знакомство с автором   Мухиддином Махмудовым. Он сообщил приятную новость:  заметка Веры Дейниченко о съёмках  фильма «Имам аль  Бухари»,опубликованная в разгар  гражданской войны в Таджикистане в  еженедельнике «Бизнес и политика» 4 сентября 1993 года, тоже включена в книгу. Это была моя  последняя корреспонденция об участии в фильме любимого актёра Ато  Мухамеджанова.  9 сентября 1993 года мы с мужем  Глебом Дейниченко –заместителем главного редактора  газеты, покинули Душанбе из -за нескончаемых угроз, шантажа и прямого насилия со стороны  боевиков, выполняющих волю преступных руководителей государственного переворота.  Переселились в глубинку России—Тульскую  область к родственникам в умирающую деревню, где  никому не было дела до дорогого   моему сердцу  таджикского  искусства.
Перед отъездом я  передала объёмистые папки со своими публикациями в Союз кинематографистов и Союз художников Таджикистана, в филармонию и институт искусств. Тосковала в деревне страшно, с нетерпением ждала писем от верных друзей Фатимы Гулямовой  и её сына Барзу Абдураззакова, Абдурахмона Расули,   Назокат Холовой.  Вместе с ними переживала трагические потери лучших представителей таджикской культуры. Пожелтевшие страницы  разных газет  из писем я храню до сих пор.
Всемогущий интернет расширил рамки общения и теперь мы  все новости получаем  « с пылу- с жару». И тут мне на радость приятель прислал книгу  Мухиддина  Махмудова о Бако Садыкове. Начала читать, погружаясь в прошлое, и умылась слезами  от тоски и восторга, боли и  гордости. Мы были! Мы жили! Мы верили в удачу   и дорожили дружбой.
 Почти всех авторов, пишущих  о творчестве Бако Садыкова, я знала близко. Это Людмила  Басова из «Вечернего Душанбе»—автор  сценариев документальных фильмов. Это Константин  Клюткин  и Тамара Хетагурова из газеты «Коммунист Таджикистана», это Мухиддин   Олимпур, с которым мы  работали на Всесоюзном кинофестивале  «Душанбе-80».  А на мастерство  киноведа  Ато  Ахророва и искусствоведа Лютфии  Айни я равнялась в своих публикациях.  Лучше ,чем они о фильмах  Бако Садыкова «Время зимних туманов»,«Смерч», «Благословенная Бухара», « Остров», «Джосус»,"Адонис XIV", «Глиняные птицы»,  «Я-Медвежий», « Сельский учитель», «История одной истории» я бы не смогла написать.
Рассказала на Фейсбуке  о своих первых впечатлениях  Мухиддину  Махмудову, живущему   ныне в Ташкенте  рядом с  другом Бако Садыковым.  Поделилась ссылками на  страницы Глеба и Веры  Дейниченко на сайтах  Стихи.ру и Проза .ру.  Хотелось показать новоприобретённому другу, что и  в России  мы не забыли  родной Таджикистан. А после  смерти   моего Глеба вот уже десять лет я  всё пишу и  пишу воспоминания о встречах с деятелями культуры и искусства,  тревожа память… И о сотрудничестве с  моей подругой Гульсифат Шахиди     сообщила я  Мухиддину, обещая  прислать в подарок  все книги,  изданные   с моим редактированием.  Мухиддин сразу же прочёл   в интернете  стихи,  повести и рассказы  супругов Дейниченко ,отозвался  о нашем  творчестве  добрыми словами.
А ещё Мухиддин  сообщил, что Бако Садыков  помнит меня и наши душанбинские встречи.  Это были  деловые беседы корреспондента  ТаджикТА-ТАСС  с  признанным  мастером  кино, которого многие называли  таджикским  Тарковским. Я стеснялась задавать ему какие-то личные вопросы, ведь  мы  не дошли ещё до степени дружбы.  Бако  вскользь отметил,  что десять лет его творческой жизни упущены из-за  запретов начальников Госкино СССР, но никого не назвал поимённо.  Я же восторгалась фильмами  Бако, захлёбываясь эмоциями твердила ,что верю в его удачу. А он  тепло  улыбнулся, погладил меня по плечу  и сказал: «Человеку по имени Вера,  я просто обязан верить!»
Наконец я решилась сделать очерк о творчестве  Бако в газету «Вечерний Душанбе». Долго пытала  режиссёра  ,как он работает с профессиональными актёрами и  людьми  далёкими от кино- процесса. Даже о себе заикнулась: если, мол, я бы подошла на роль, как  из  такой нескладёхи  вылепить нужную режиссёру актрису?  Бако  ответил, что сила режиссёра в его  видении каждого кадра. А потом  вдруг спросил:
—Вы знаете, почему орёл, по сути  небольшая птица, с высоты полёта камнем падает на дичь и мгновенно убивает  её? Дело в том, что у орла широкий размах крыльев. В небе  он собирает  под крыльями воздух и силой этого воздуха, а не  своим телом   убивает   жертву.
Я была поражена этим рассказом. Очерк назвала «Этот непредсказуемый Бако  Садыков». В редакции «Вечёрки» материал понравился ,но  в газете 1987 года  он вышел без орлиной истории- именно этот эпизод сократили  из-за нехватки  места на полосе. И в заголовке сменили «  непредсказуемый на необычный   Бако Садыков».
В книге Мухиддина  Махмудова  Бако  раскрылся для меня новыми гранями  его характера и таланта. В письмах, интервью зарубежным журналистам, беседах с автором проявляется творческое кредо  режиссёра, его воля,  поэтическое  видение каждого кадра. Вот как  Бако рассказывает  другу о детстве в Бухаре. «Весной крыши  медресе заполнялись красными и жёлтыми маками, качающимися на ветру. Рано  утром я поднимался  на крышу  медресе  босиком среди  покачивающихся  цветов, в надежде увидеть  на восходе солнца отражение минарета в капельках росы на лепестках.
Когда таял снег, я бежал к  Масчиди  Калон,поднимался по крутым ступенькам к главному куполу  и , прижавшись  к боку купола. прислушивался к удивительной музыке капели. Там, в глубине большого пространства, она отзывалась  бесконечным  эхо».  ТАК  чувствовать и снять подобное может только  Бако  Садыков и никто другой.
А вот ещё  цитата: «Когда я создаю кадр, всё и вся должно быть объято пламенем, я должен быть в состоянии одарить актёра и зрителей всем богатством своего внутреннего мира. Низменное, отвратительное не может быть духовным.»(Интервью для индийского журнала  «Синемайя»,1992 год).  По словам  Бако, задача истинного художника возродить душу, выделить из масс, из толпы человека, возвращать каждому  индивидуально—его достоинство, честь, знания о себе, о своём предназначении на этой земле.
Как это перекликается со строками  моего мужа-  поэта  Глеба Дейниченко!
Лишённый  счастья бытия,
От этой тайны бесконечной
Бессонно мучаюсь: кто я?
Зачем  заброшен в мир  извечный?

Режиссёр пытается в каждом фильме разгадать загадки Востока, загадки Азии, найти неординарные ответы в форме притчи. Восточная философия для Бако Садыкова—океан мыслей, а тексты её многозвучны, наполнены визуальной образностью и метафорами. Он убеждён, что кино и театр близки поэзии и музыке.
   Меня  ещё поразило  такое высказывание  режиссёра: «Нельзя делать драму из  одних душераздирающих сцен или комедию, когда зритель всё время хохочет. Суть трагедии не в том, что  враг убивает  врага, а в том, что друг убивает друга». На пресс-конференциях  в Каннах, Париже  Бако Садыков удивлял  журналистов своим слогом,  красотой изложения  мыслей.
 А вот как представлял   Бако  в Японии на Международном  кинофестивале член жюри Марсель Мартин:
 — Я в своей книге «Советское кино от Хрущёва до Горбачёва» обратил внимание читателя на пять фильмов, сделанных в ином ключе. Это "Адонис", «Смерч», "Благословенная Бухара", «Джосус» и «Остров», которые выгодно отличаются от других работ режиссёров Центральной Азии новизной мышления и киноязыка. Знакомьтесь, кинорежиссёр из Таджикистана  Бако Садыков!"

В своей книге  Мухиддин  Махмудов назвал имена гонителей и завистников режиссёра от таджикских кинематографистов до руководителей Госкино СССР. Но верных друзей у Бако оказалось больше. Ещё с первых своих работ «Глиняные птицы» и «Адонис» он почувствовал поддержку, заботу и профессиональное признание   таких  кинодеятелей как Сергей  Соловьёв, Никита Михалков, Ролан Быков, Андрей Кончаловский, Элем Климов, Алексей Герман,  руководитель режиссерской мастерской Эмиль Лотяну, писатель Виктор Астафьев, киновед Андрей Плахов, главный редактор журнала «Советский экран» Виктор Дёмин. Виктор Петрович  бился  за Бако на всех этапах его нелёгкой судьбы. Почитайте в книге письма из личной переписки. В них  восторг и конкретные замечания, советы и крепкое мужское словцо в адрес отчаявшегося от безработицы друга, бесконечная вера  в его талант и стремление помочь в запуске, продвижении, показе фильмов.

« Я тебя ещё не знала, Бако, когда  впервые увидела  «Адонис» .Я тогда сказала  Глебу Дейниченко  (ТаджикТА), что у этого  Садыкова залежи  киновидения».( Из личного письма   Тамары Хетагуровой, опубликованного в книге).  Наткнувшись на эту фразу, я вздрогнула.  В то время конца семидесятых   мы не были  знакомы  с Глебом Дейниченко лично и уж я никак  и предположить не могла, что через несколько лет он станет моим мужем.
В редакцию культуры ТаджикТА-ТАСС меня пригласили в 1979 году как раз на место  Тамары Хетагуровой, ставшей корреспондентом газеты  «Коммунист Таджикистана». Теперь, сопоставляя факты из прошлого, понимаю, именно Тамара направила  ко мне своего любимого кинорежиссёра Бако Садыкова. Как бы  « передала из рук в руки». Хорошо помню нашу первую встречу в крошечной комнатке, где с трудом размещались столы  сотрудников  двух  отделов - идеологии и культуры.  Бако пришёл вместе со своим сценаристом Валентином Максименковым познакомиться со мной и пригласить на премьеру  телефильма «Время зимних туманов». Выглядел Бако потрясающе: высокий, красивый, в длинном  чёрном кожаном плаще и с благородной сединой в бороде.
Беседа наша была недолгой и я запомнила из неё удивившую меня фразу: «Это очень честный фильм». Подумала тогда: «Ого! Как он о себе!» Но ,увидев близко  режиссёрские глаза Бако, пытливо всматривающиеся в меня, смутилась. Он будто угадал мои мысли.
Признаюсь, двухсерийный телефильм «Время зимних туманов» на просмотре меня особо не впечатлил. Горный совхоз, пропавшая отара и выяснение отношений вернувшегося со службы солдата с изменившей ему женой. На эти роли Бако пригласил туркменских актёров, которые показались мне малосимпатичными и не похожими на таджиков. Я тогда больше интересовалась  нашумевшими фильмами Андрея Тарковского, Тенгиза Абуладзе, Сергея Параджанова, Эмиля Лотяну, не подозревая, что Бако Садыков творит свой собственный поэтический киномир.
А пересмотрела  я «Время зимних туманов» только в 2017 году у сына в Гатчине. Вначале  перечитала книгу  Мухиддина Махмудова  «Кино Бако Садыкова», которую   автор  подарил мне  при личной встрече в Питере.  Потом с большим трудом сын    Сергей  разыскал и скачал  в недрах интернета  «Время зимних туманов». С первых же волшебной красоты кадров, снятых оператором Александром Шабатаевым,я задохнулась от восторга . Слёзы полились  ручьями при виде  ущелья  Чилдухтарон-шедевра первозданной природы. Горы,    напоминающие  своими очертаниями  40 окаменевших девушек, застывших в разных позах, равнины,  в которые спускаются овцы, как бы рисуя узоры изящной вышивки. Меняются времена года, окрашивая  дивную природу то снежно-белым покрывалом, то весенним разнотравьем и щемит сердце от этого величия и красоты.
 Как сказал сам Бако Садыков киноведу Ато  Ахророву: «Чилдухтарон-это средоточие любви и ненависти, высоких нравов и  жизненных побуждений. Мы хотели снять фильм о главенстве духа над материей, о людях земли Чилдухтарон, в соответствии с их духовным настроем и бытом, представлениями  и образами, глубоко  поселившимися в их душах. Нам было необходимо  всё увиденное и воспринятое провести через свои сердца,через свои чувства, найти всему этому свой изобразительный эквивалент».
А по мнению  рецензента Г.Джураевой, ущелье Чилдухтарон  как бы символизирует закономерность  красоты и гармонии ,которая приводит в равновесие чувства  и переживания героев.
На этот раз я всем сердцем восприняла сдержанность  и внутреннюю эмоциональность туркменских актёров Б. Дурдыева в роли Нура и М.Дурдыевой в роли жены-изменщицы Барфины. А до чего хороши в фильме  Талгат  Нигматуллин в роли друга и соперника Нура, Джамиля Садыкова -  возлюбленная Нура, Теша Муминов-директор  совхоза,  Амина Зухурова-подруга!   Совершенно потрясающий образ  создал  А. Каримов –его  Сайдо  вроде не от мира сего.  Он мастерит гигантский гонг, зов которого должны услышать пастухи на самых дальних пастбищах. В эпизодах я узнала Тамару Абдушукурову и Зафара  Джавадова,художника –постановщика фильма Владимира Салимова,режиссёра –мультипликатора Мунавара Мансурходжаева. Удивительную музыку к фильму написал композитор Борис Тойвис.И чудесные костюмы Риммы Зудерман.
Автор книги Мухиддин Махмудов очень сожалеет об утраченном кинонаследии своего друга Бако Садыкова. Фильмов всемирно признанного режиссёра нет ни в интернете,ни в Госфильмофонде России. А сам создатель уникальных картин говорит о возрождении   фильмов- без энтузиазма. Отмечает: « Мои  фильмы-это  я, моё дыхание в каждом кадре, я жил в них, становился с ними вместе тем, кем я стал.  Теперь они давно в космосе, вне меня ,я вне их. Они  многое выстрадали и не нуждаются в реабилитации».
Возможно, режиссёр прав, ведь его имя Бако- в переводе означает вечность.


Рецензии
Вера, милая! Знаешь, что я почувствовала, прочитав твою рецензию, что Мухиддин Махмудов для Бако Садыкова - это тоже самое, что ты для меня - родственные души. Как необходимо творческому человека рядом иметь такую поддержку! Он собрал все материалы, выпустил такую интересную книгу о друге, такую необходимую для него. Ведь это память, ещё какая память. Столько архивного материала! Мне бы очень хотелось почитать книгу. Надеюсь, что прочитав, обязательно напишу рецензию.
Спасибо за книгу Мухиддин-ако.

Гульсифат Шахиди   10.08.2017 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо,джонам!

Вера Дейниченко   10.08.2017 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.