Портреты Зинаиды Волконской. Пьетро Бенвенути

ПОРТРЕТЫ  ЗИНАИДЫ ВОЛКОНСКОЙ. ПЬЕТРО БЕНВЕНУТИ.

 Часть 3.

1.  ПОРТРЕТ В АЛЬБОМЕ КНЯЗЯ НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА.

   На мой взгляд, это самый удачный портрет Зинаиды Волконской. В отличие от ее изображений, сделанных художниками Изабе и Мюнере в молодые годы, несколько " кукольных ", как я бы сказала, и ее портретов в более поздние годы, на которых Зинаида Александровна выглядит немного сурово, этот портрет отражает не только ее изящный внешний облик, но все богатство внутреннего мира княгини.
Недаром именно этот портрет помещен в издании  Великого князя Николая Михайловича.

«Русские портреты ХVIII и ХІХ столетий» — знаменитое издание, которое иметь в своем собрании мечтает каждый серьезный коллекционер. Замыслил и осуществил его председатель Русского Исторического общества Великий князь Николай Михайлович в 1905-1909 годах по результатам выставки русского портретного искусства, состоявшейся в 1905 году в Таврическом дворце. На экспозиции было представлено более 2000 работ из частных коллекций, в том числе из дворянских поместий со всей территории Российской империи.

  Великий князь собрал под своим началом лучших деятелей искусства и исторической науки своего времени: А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева, П.Я. Дашкова, Б.Л. Модзалевского, Н.П. Гумнова, В.И. Сеитова. Сочетание иллюстративного ряда с историческими и биографическими комментариями являет собой уникальный источник, из которого будет черпать познания о культурном пласте своей страны еще не одно поколение.

  Правда, в этом издании портрет представлен в черно-белом изображении. В таком же изображении мы видим его в альбоме "Москва и москвичи."  Считается, что сделан он в 1820-е годы.
Лада Ивановна Вуич упоминает этот портрет как акварель работы итальянского художника Пьетро Бенвенути, сделанную в 1838 году и находящуюся в римском собрании. Но, возможно, эта акварель была сделана  с другой, гораздо более ранней картины этого же художника, известного своими работами для гравировщиков. Скорее всего, с акварели была сделана гравюра, опубликованная в издании Великого князя.
Подходит по времени и момент пребывания Зинаиды Александровны в Италии.

2.  ЗИНАИДА АЛЕКСАНДРОВНА В ИТАЛИИ В 1820-Е ГОДЫ.

    Зинаида Волконская неоднократно, с небольшими перерывами пребывала в Италии. Эта прекрасная южная страна была для нее второй родиной. А пребывание ее в ней в 20-е годы не связано еще с обращением в католичество, а полностью посвящено искусству. Музыка, живопись, все это было неразрывно связано с ее именем. Общение с художниками, скульпторами, музыкантами - это период расцвета творческого потенциала Зинаиды Александровны. Как раз в это время она общается с итальянскими художниками, такими, как Винченцо Каммуччини.

Айзенштадт  Владимир.
" Очерки Фонтанки. Из истории Петербургской культуры. "

  Весной 1820 года З. Волконская уехала в Италию, в Рим. Палаццо Поли, в котором она жила, был превращен ею в русский литературно-художественный клуб. Недалеко от ее дома жили пенсионеры Петербургской Академии художеств, для которых этот дом всегда был гостеприимно открыт. В палаццо устраивались вечера, где художники писали декорации к спектаклям и играли в них роли. Недалеко находилась и римская Академия художеств Сан Лука, а русские художники были прикомандированы к этой академии. Президентом ее долгие годы был скульптор Антонио Канова, а затем живописец Винченцо Камуччини. Последний формально считался наставником русских художников. Он написал портреты многих русских, живших в Риме.
  И здесь, в Риме, как и в России, З. Волконская вновь стала центром художнического кружка, к которому принадлежали молодые ученики академии: Ф. Бруни, К. и А. Брюлловы, К. Тон, С. Щедрин, а также скульптор Гальберг. В письмах из Рима Гальберг сообщает некоторые подробности: «Мне хотелось в театре поклониться одной княгине, может быть навернется работишка. Эта княгиня – княгиня З. А. Волконская. Женщина прелюбезная, преумная и предобрая. Женщина – автор, музыкант, актер, женщина с глазами очаровательными. Наконец, та самая, которая известна в Петербурге под именем Зинаиды Волконской. Она живет здесь около восьми месяцев. Она привезла с собой сюда живописца Ф. Бруни, который и живет у нее в доме», – пишет он 19 декабря 1820 года. В другом письме он рассказывает: «Когда мы, русские пенсионеры, познакомились с княгиней Волконской, она начала приглашать нас на свои музыкальные вечера, что у нас здесь в Риме называется „приглашать в академию“. Мало-помалу эти музыкальные вечера превратились в оперы, и мы сами из зрителей превратились в актеров. Роли наши, правда, невелики и нетрудны. Все дело в том, чтобы постоять на сцене и не шуметь, но мы и того не умеем, несмотря на несколько проб. Князь Волконский, муж ее, и граф Остерман-Толстой всегда хохочут, когда мы по-свойски замаршируем на сцене. Щепкин, живописец, приехал из Неаполя, вздумал было тоже смеяться над нашим актерством, но в следующий раз его самого нарядили воином, заставили маршировать и сражаться. На этом сражении он так ловко хватил по лбу Тона, что вышиб у него всю роль из головы. Теперь наша очередь над ним подтрунивать. Кроме театра, ни князь, ни княгиня не причиняют мне недосуга».
   Кроме этого интимного кружка, в салоне Зинаиды Волконской бывали многие иностранные художники, в том числе такие знаменитости, как скульпторы Канова и Торвальдсен.
В 1821 году Зинаида Волконская пишет либретто и музыку оперы «Жанна д’Арк» и в том же году в Риме поет в ней заглавную партию.
В октябре 1822 года в Вероне состоялся конгресс царствующих монархов, сопровождаемый пышными празднествами. Здесь Зинаида Александровна опять появилась на сцене во время придворного спектакля, данного в честь императора Александра I, и, как написано в «Историческом вестнике» за 1897 год, Александр I «был приятно поражен удачным исполнением его любимой оперы».

    Как видим, именно в эти годы, когда княгиня была особенно близка к кругу итальянских художников и скульпторов, вполне мог быть сделан Пьетро Бенвенути, другом  и учителем Винченцо Камуччини,  этот замечательный портрет. Не идеализируя модель, художник передает все обаяние и прелесть молодой женщины. Изображена Зинаида Волконская на фоне итальянского пейзажа. Насколько красив этот портрет, можно судить по другим работам  художника, мастерски владевшего кистью. Например, замечательно красив портрет герцогини Марии Терезии Австрийской его работы. А также интересна его работа, проданная на аукционе Сотбис в Милане и изображающая , судя по всему, а особенно по диадеме с камеей, Луизу Бонапарт.
Диадемы с камеями ввела в моду императрица Жозефина Бонапарт. Охотно носили такие диадемы сестры Наполеона : Луиза, Полина и Каролина. При дворе Луизы Бонапарт  и служил художник Пьетро Бенвенути.

3.  ХУДОЖНИК ПЬЕТРО БЕНВЕНУТИ.

Пьетро Бенвенути 
Pietro Benvenuti
(1769 — 1844)
    Известный итальянский живописец и рисовальщик эпохи неоклассицизма. Окончил Академию художеств Флоренции, в 1788—1804 находился в Риме в качестве пенсионера, затем работал в Ареццо и Неаполе, с 1805 — профессор живописи флорентийской Академии художеств, с 1807 — ее президент. Пользовался большим авторитетом в официальных художественных кругах, современники называли его "король тосканских художников", подобно тому, как его друг В. Камуччини имел прозвище "князь римских живописцев".
    В годы империи Бенвенути был первым художником при дворе сестры Наполеона Бонапарта — Элизы Баччокки, возведенной императором на трон в качестве принцессы Лукки и Пьомбино и герцогини Тосканы. На полотне Бенвенути Элиза Баччокки-Бонапарт с художниками Флоренции (1813, Версаль, Нац. музей) герцогиня представлена в окружении художников, среди которых — Антонио Канова.
   Бенвенути был хорошим рисовальщиком и работал по заказам известных граверов Р. Моргена и Дж. Вольпато. Влияние Бенвенути испытали многие мастера неоклассицизма — В. Камуччини, Л. Сабателли. До конца своих дней он возглавлял Академию художеств Флоренции.


 4. ВИНЧЕНЦО КАМУЧЧИНИ ( 1771-1844)

    Хотелось бы отметить среди работ этого художника автопортрет  с женой в интерьере  в Неоклассике
и вид на сельскую местность Тосканы.
Музей Фогг, Гарвардский Университет, Кембридж, Массачусетс.

    Именно этот портрет по манере исполнения сходен с портретом княгини Волконской, исполненной Пьетро Бенвенутти. И по манере исполнения он, несомненно,  близок именно к этому времени.

Винченцо Камуччини   широко известен как выдающийся итальянский неоклассический художник. В Риме  Камуччини стал членом Академии Святого Луки в 1802 году и быстро поднялся на главенство в 1805 году. С 1803 Камуччини  работает на Ватикан и стал начальником Ватиканской пинакотеки-галереи, позже инспектором государственного картин в Рим и Папское государство и доверенным советником папы Пия VII.

Талант и связи позволяли карьере процветать. Его отношения с Ватиканом важны, чтобы обеспечить много комиссий из европейских коронованных особ и сановников (среди них Наполеон), которые включали исторические и религиозные сюжеты, а также портреты. Его брат, важный арт-дилер, также заручился покровительством английских аристократов на Гранд-турах для Винченцо.

В Автопортрете художника и его жены, который написан между 1805 и 1815, художник ссылается на работы итальянских художников эпохи Возрождения. Хотя жена его изображена в модном для Империи одеянии и сидит на кушетке, вид из окна в итальянской Кампанье напоминает портреты эпохи Возрождения,  в которой художник нашел вдохновение.

    Если смотреть на портрет княгини Волконской, то именно этот автопортрет особенно сильно напоминает манеру  его исполнения. Вид из окна, напоминающий о эпохе возрождения и  одновременно, современное времени Наполеона одеяние княгини, все это как раз и доказывает, что портрет был написан именно в ту пору,  в 1820 году, а может быть, и ранее. И это, как я уже писала, один из лучших, если не лучший портрет княгини.

5. ЕЩЕ ОДНА РАБОТА БЕНВЕНУТИ.

   Стоит тут упомянуть еще об одной работе художника Пьетро Бенвенути. Речь идет об групповом портрете Элизы Бонапарт и ее окружения. Так как в эпоху Наполеона Пьетро был придворным художником Элизы, то он изобразил ее двор, художников и скульпторов из ее окружения в том числе. Среди них можно видеть Антонио Канову, стоящего рядом с мраморным бюстом Элизы Бонапарт. Как известно, художник создал несколько скульптурных изображений семейства Бонапарт, среди них бюсты Наполеона, его сестер Элизы и Полины. Самое известное произведение из этого цикла - изображение  в мраморе  самой любимой и красивой сестры императора Полины  в виде лежащей Венеры в натуральную величину.

   Если  сравнивать  автопортрет Винченцо Камуччини с изображенными на полотне художниками, то сидящий ближе к нам человек с палитрой в руке напоминает, на мой взгляд, именно этого художника.
После свержения Наполеона Элиза Бонапарт покинула Италию, соответственно, не стало и ее двора.
Но художники продолжали свою работу, получая заказы уже совсем от других заказчиков.
 Об одном таком портрете, а именно о портрете герцогини Марии Терезии Австрийской я уже упоминала ранее.

6. МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ АВСТРИЙСКАЯ.

Мария - Терезия австрийская (21 марта 1801 года – 12 января 1855).  Эрцгерцогиня Австрии, Принцесса Тосканы. Она была дочерью Фердинанда III, Великого герцога Тосканского, и Луизы Неаполя и Сицилии. Она была названа в честь ее двойной прабабушки, императрицы Марии - Терезии. В 1817 году она вышла замуж за Карла Альберта Сардинии и впоследствии стала Королевой Сардинии после восшествия на престол в 1831 году.

Мария - Терезия Франциска Жозефа Джоанна Бенедикта  была  членом Тосканской ветви Габсбургов-Лотарингии, и Эрцгерцогиня Австрии и принцесса Богемии, Венгрии и Италии с рождения. Она родилась в Вене во время изгнания ее родителей и их многочисленных детей, из-за Наполеона Бонапарта с его вторжением в Тоскане.
После реставрации 1814 года, Фердинанд III стал Курфюрстом секуляризации архиепископства Зальцбург и семья переехала в Вюрцбург.

Мария - Терезия вышла замуж во Флоренции 30-го сентября 1817  за Карла Альберта Сардинии , и свадебная месса была совершена 2 октября в кафедральный собор Флоренции. В Италии, ее звали Мария Тереза Франческа Жозефой Джованна Бенедетта.

В марте 1820 года родился наследник, впоследствии родилось еще двое детей, последний из которых умер в младенчестве. Она была известна как принцесса Кариньяно. В 1824 году Карл Альберт был признан наследником престола Виктора Эммануила I Сардинии. Он и Марии-Терезии стал королем и королевой в 1831 году, когда его предшественник Чарльз Феликс Сардинии погиб, не оставив потомства.

После смерти мужа в 1849 году в порту,  королева-мать Мария-Терезия перестала появляться на публике и даже вернулась в Италию в 1851 году, где она умерла четыре года спустя в Турине. Она была похоронена в Базилике Суперга в Турине.

Убежденный католик и консерватор, она оказала большое влияние на своего старшего сына и  на новый итальянский престол.

   Портрет Марии Терезы был написан Пьетро Бенвенути в 1817 году, судя по всему, как свадебный. На нем герцогиня изображена  совсем юной девушкой во всем блеске своей красоты. Изображенная на фоне итальянского пейзажа, но в современном одеянии  молодая девушка  напоминает  картины эпохи Возрождения, что вполне соответствует стилю неоклассицизма. Портрет поражает чистотой красок и мастерством исполнения.
    Жаль, что портрет другой знаменитой заказчицы - русской княгини Зинаиды Александровны Волконской мы видим только в черно- белом изображении, поскольку он, несомненно, не менее красив.



НА КОЛЛАЖЕ:
 
ВЕРХНИЙ РЯД: ПОРТРЕТ ЗИНАИДЫ ВОЛКОНСКОЙ РАБОТЫ ПЬЕТРО БЕНВЕНУТИ
АЛЬБОМ " МОСКВА И МОСКВИЧИ ". РЯДОМ ПОРТРЕТ ЗИНАИДЫ ВОЛКОНСКОЙ ИЗ АЛЬБОМА
" ПОРТРЕТЫ 18 И 19 ВЕКОВ НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА ". В ЦЕНТРЕ - ПОРТРЕТ МАРИИ - ТЕРЕЗИИ АВСТРИЙСКОЙ РАБОТЫ ПЬЕТРО БЕНВЕНУТИ, РЯДОМ - ПОРТРЕТ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ЭЛИЗЫ БОНАПАРТ ЕГО ЖЕ РАБОТЫ С АУКЦИОНА СОТБИС. КРАЙНИЙ СПРАВА - ПОРТРЕТ РАБОТЫ ПЬЕТРО БЕНВЕНУТИ, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ ЭЛИЗУ БОНАПАРТ С ДОЧЕРЬЮ.

НИЖНИЙ РЯД: СЛЕВА АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙ ВИНЧЕНЦО КАМУЧЧИНИ, В ЦЕНТРЕ БЮСТЫ ПОЛИНЫ И ЭЛИЗЫ БОНАПАРТ РАБОТЫ АНТОНИО КАНОВЫ, КРАЙНЯЯ СПРАВА КАРТИНА - ПОРТРЕТ ДВОРА ЭЛИЗЫ БОНАПАРТ РАБОТЫ ПЬЕТРО БЕНВЕНУТИ.


Рецензии