Две встречи

Женщина – вечная девочка,
Всё ты на что-то надеешься…
(из песни)
Старшеклассница Леночка была под строгим маминым надзором и часто слышала от неё, что она некрасивая и глупая, и верила в это, обрастая комплексами. А в это время в её юной душе уже бродило некое предощущение любви. На школьных вечерах  играли в «почту», то есть переписывались с помощью записок. Девочки с трепетом фиксировали, кто с кем танцует, кто на кого долго смотрит… Это было началом  новых чувств, которые будоражили души и сердца старшеклассников.
Когда Лена была в десятом классе, в неё влюбился Эдик из параллельного класса. Ей он тоже нравился, поэтому иногда она разрешала ему после школьных вечеров проводить себя домой. Они шли вместе, но соблюдая определённую дистанцию: Лена позволяла ему идти на расстоянии двух метров от себя. Эдик обижался, и иногда они даже ругались из-за этого. К дому Лены ему было заказано приближаться, чтобы мама не увидела их вместе. Несмотря на все эти «сложности», их первые чувства были светлыми и чистыми, без единого поцелуя. А для него, как потом выяснилось, это была первая и единственная любовь.
Строгая мама Лены часто говорила дочери: «Никаких мальчиков! Спать - в одиннадцать часов!» И дочка безропотно слушалась, но всё-таки однажды (это было в десятом классе) осмелилась и спросила у мамы, можно ли ей дружить с мальчиком из параллельного класса. В ответ неожиданно услышала столько незаслуженных оскорблений, что мысли о дружбе ушли далеко-далеко. Ей стало почему-то невыносимо стыдно за себя и за Эдика и показалось, что в их дружбе есть что-то нехорошее.
Лена была очень активной девушкой: красиво пела и отлично танцевала, много читала, участвовала в фестивальных конкурсах в областном театре. Уроки она учила так – сверху учебник, а под ним – книга. Как только мама заходила в комнату, сверху оказывался учебник. Любовь к чтению она сохранила на всю жизнь. Зимой каталась на коньках на городском катке под музыку из динамика до обморожения пальцев на ногах… А летом помогала маме: носила вёдра воды на коромысле из близлежащего оврага для полива огорода, ремонтировала с мамой забор (помогать им больше некому было), делала разные домашние дела. 
Эдуард был серьёзным юношей, много читал, в основном классику. Жил он с отцом и мачехой, отношения с которой у него не складывались, поэтому в середине 10-го класса был вынужден уехать в другой город к родной тёте, там учился и посещал театральную студию, подавая большие надежды. Даже однажды ездил с этой студией в Москву на Международный фестиваль молодёжи и студентов (1956 г.). Но стать актёром он не хотел… Эдуард писал  письма Лене из армии, а отслужив, приехал на родину к отцу и сразу же пошёл к Лене. Но в это время она была уже замужем, о чём ему сказала мама Лены. Эдуард упрекнул её за то, что не позволила ему дружить с дочерью, а он так хотел жениться на ней. Он хранил фотографию Лены и любовь к ней всю жизнь, а его личная жизнь не складывалась…
Лена никогда не забывала свою первую тайную любовь и красивые карие глаза Эдика, но жизнь развела их в разные стороны... Как известно, два берега одной реки никогда не соединятся. Видимо, судьба ждала её впереди… Много лет спустя она узнала, что Эдуард работал инженером в том же городе, где жила и она… Об этом рассказала ей подруга, которая работала вместе с женой Эдуарда. Но однажды Судьба дала им шанс увидеться: они встретились случайно через 15 лет. Это был выпускной вечер Елены после окончания ею медицинского института, неофициальную часть которого отмечалась в ресторане «Волга». Там же за столиком недалеко от выпускников оказался и Эдуард. Их взгляды встретились… В них было изумление от такой счастливой неожиданности и радость от возможности увидеть друг друга… Из ресторана он провожал её на такси до дома. «Ты изменилась, у тебя глаза стали другими…» - сказал Эдуард в разговоре. Больше они после этого не встречались…
Но вернёмся к юности Елены. Она была очень красивой девушкой: огромные глаза цвета моря, роскошные вьющиеся волосы… Особенно они были красивы, когда она их распускала, но в школе приходилось заплетать их в косы с бантиками – тогда было так принято. После школы Лена поступила в медицинское училище. Учиться там ей очень нравилось. Она активно занималась общественной работой, участвовала в художественной самодеятельности, в выпусках стенгазет, выезжала с агитбригадами к сельчанам, занималась спортивной гимнастикой и имела второй разряд по ней, а также третий разряд по волейболу. После училища по направлению она уехала работать медсестрой в сельскую больницу. Работа ей нравилась, нравилось помогать больным людям, она делала даже то, что не входило в её обязанности.
Именно здесь и ждала её новая встреча с любовью. Но любовь со стороны девушки вначале была какая-то странная… Она как будто боялась чего-то и оставалась очень строгой в отношениях с парнем, потому что просто была так воспитана.  Елена встретила свою судьбу на танцах в клубе и сразу не поняла этого.  Она просто увидела парня, глаза которого смотрели на неё с восхищением. И она попыталась уйти от этого взгляда. Потом узнала, что Евгений (так звали парня), увидев её, сразу же решил, что она будет его женой. Так потом и случилось, хотя Лена была в этой любви очень нерешительной. Евгений работал  первым секретарём райкома комсомола этого же района. При расформировании райкома он получил назначение в город. Они уехали туда вместе. Но даже непосредственно перед регистрацией в ЗАГСе она всё ещё сомневалась, даже не хотела принимать от него цветы и сидеть рядом с ним на скамейке… Но когда увидела в его глазах слёзы и обиду во взгляде, ощутила чувство жалости, которое всколыхнуло её замёрзшую душу… Робкое сердце гордой красавицы дрогнуло: искренние чувства и горячая любовь парня растопили его. А может, пришла пора любить?  Когда он решительно взял её за руку и повёл в сторону ЗАГСа, Лена уже не сопротивлялась. Они расписались…
А потом разъехались каждый в свой дом и жили так до свадьбы, которая была в доме родителей жениха в деревне. Среди прочих свадебных подарков оказался чёрный зонтик от дождя… Это было очень странно для Елены, как и то, что её мама приехала не в праздничной одежде. Первой ночи после свадьбы, как ни странно, у них не было, она была только на одиннадцатый день. А утром молодожёны поехали в город, чтобы купить на рынке первое в их жизни совместное имущество: кровать, корыто, керосинку… Они сложили всё на телегу, Евгений посадил Елену туда же – вместе с корытом, кроватью и керосинкой, и велел извозчику трогаться (тогда с базара людей с вещами развозили извозчики). Лена гордо сидела в телеге в своём красивом пальто и в красивой шляпе и изумлённо наблюдала, как её молодой муж идёт по тротуару рядом с дорогой и улыбается, глядя на неё. Так на телеге она и доехала до частного дома, где муж заранее  снял крохотную комнатку для них… Много лет спустя он признался, насколько смешно она тогда выглядела.
Со временем любовь открыла им свои объятья... Жили они душа в душу, без ссор, у них родилось двое сыновей, они построили дачу на Волге, посадили сад… Евгений часто называл её весело и шутливо  то цветочком, то ромашкой, то Еленкой, то фитюлькой…  Доверие, уважение, терпение, умение уступать и, конечно, взаимная любовь – вот что было залогом их счастья. Елена окончила мединститут и стала работать врачом-гинекологом, а потом врачом-рентгенологом в больнице. Всё шло хорошо в их счастливой жизни…
Но однажды случилось страшное: Евгений поскользнулся на лестнице, выходя с работы, и упал. «Скорая помощь» увезла его в больницу. Диагноз – перелом основания черепа, ушиб головного мозга...
Елена была на кухне, когда ей сообщили об этом по телефону… В чём была, в том и поехала в больницу. Она не помнила, как доехала до неё. Как врач она знала, что с таким страшным диагнозом 95 % людей умирают. Ей в виде исключения разрешили войти в реанимацию, где лежал её любимый, а потом и остаться около него. Она не отходила от мужа ни на шаг всю неделю, тем более что у него начались галлюцинации. Лена дремала ночью на кушетке, но даже в полудрёме чувствовала дыхание мужа. Она старалась не думать о плохом… Несмотря на  спутанное сознание, он как будто чувствовал присутствие жены, а когда очнулся, стал в первую очередь беспокоиться о Лене, говоря: «Ложись со мной, я подвинусь на кровати, ты же устала», или предлагал ей поехать домой. Но она не послушалась. Когда Евгения перевели в палату, Лена опять была рядом и дни и ночи проводила с ним. О своей работе она даже и не вспоминала: всё её существо боролось с болезнью мужа. Елена понимала, что нужна ему как воздух. Время для неё остановилось с того момента, когда раздался телефонный звонок. Дети в это время были одни, но она была спокойна за них: на них можно было положиться.
Через месяц Евгения выписали домой со строгим постельным режимом. Большая сила воли помогла ему в столь трудной ситуации. А Елена была рядом и радовалась, что муж не попал под  те самые 95 %. Но и дома он не лежал на кровати, не охал и не стонал, молча переносил страшные головные боли. Когда жена была на работе, он стал выходить на улицу и потихоньку ходить вокруг дома, держась за стенку: он пробовал свои силы и возможность вернуться к работе. Об этом Елене сказали соседи. Через некоторое время, к изумлению врачей и сослуживцев, Евгений действительно вышел на работу, но сильно уставал, однако не жаловался и не требовал к себе особого внимания...
…Через пять лет после падения на лестнице его не стало…  Елена и Евгений не дожили год до своей серебряной свадьбы. Их детям было 14 и 19 лет, а Елене – 45 лет… Они не успели до конца испить чашу любви и не успели вместе состариться…
…Шесть лет она плакала по мужу и не хотела верить, что он уже никогда не вернётся. Слова «никогда» и «навсегда» никак не укладывались в её сознание, а пустота в душе всё разрасталась и разрасталась. Казалось, муж забрал её душу с собой. Сердце, поседевшее от горя, не хотело верить в то, что случилось. Кислород в виде любви закончился, и Елене надо было научиться жить без него. Рано, ох как рано произошло несчастье! Ей надо было во что бы то ни стало отпустить боль и скорбь, отпустить душу любимого… Надо было возвратить в опалённое горем сердце смысл жизни…
Шесть лет посреди несчастья как будто навсегда погасили сердце бедной женщины. Чем же согреть его? Как известно, кто ищет – тот всегда найдёт! И Елена в конце концов нашла смысл своей жизни в своих детях, работе, в общении с друзьями и… в песне…
…Однако она долго чувствовала присутствие мужа в доме. Например,  видела, как он входит в дверь или как ночью идёт по коридору, держась за бок… Правда, утром выяснилось, что это был сын. Она поняла, что небесный храм повенчал их навсегда.  И такие видения продолжались очень долго, пока однажды ей не выпал случай пообщаться с умной женщиной,  кандидатом медицинских наук, которая всё объяснила и дала хорошие советы. После этого  Елене стало легче, пришли силы жить дальше. Она медленно восстанавливалась после тяжёлого удара судьбы и заново училась жить, радуясь успехам детей и маленьким жизненным удачам. Ответственность за сыновей оказалась больше её горя. А любовь? Любовь навсегда осталась в её сердце и эхом напоминала о том счастливом времени, когда она была так счастлива.
…Прошли годы, выросли её сыновья, появились внуки, первого мальчика назвали в честь деда - Женей. Елена Ивановна встретила свой 75-летний юбилей в окружении родных и многочисленных друзей… Она радовалась счастью своих детей, внуков, самой жизни и тому, что приняла жизнь  такой, какая она сложилась.
Женщина – вишенка, неженка,
Ждёшь своего неизбежного,
А не дождавшись, конечно же,
Счастье найдёшь потом.


Рецензии