23. Все будет плохо

Евгений Бухштаб



Как-то в середине 80 годов три не очень юных человека – за сорок и пятьдесят решили сходить в горы легким «пижамным» походом, вспомнить былое. К нам присоединился действительно молодой сын нашего сотрудника лет двадцати.
Поход имел одну особенность – мы отправились с минимумом снаряжения и продуктов, практически налегке. Действительно, оказалось, что недельный поход с легким питанием – супы, тушенка, сухари, немного сладкого – переносится вполне сносно, жить можно, но зато идти легко. А я бывал в туристских и стандартных альпинистских выходах, где тащат много тяжелых продуктов (вспомнил… - это было в 60 – 70 годы, сейчас все иначе). 
И вправду все шло хорошо с положенными небольшими приключениями, в результате которых, например, я шел с хорошо разбитой мордой, напоминая бандита после разборки. Но стало заметно, что наш юный участник (мы дали ему кличку «Пионер») чувствует себя менее комфортно. Стало понятно, что наше аскетическое существование для него очень тяжело, он реально мучается от голода. Других продуктов у нас не было, и я, как главный кормилец, смог только нарушать равенство и давать ему по возможности чуть побольше. 
Вскоре ему (и всем нам) Б-г дал передышку – из-за непогоды мы остановились в лесу и не вышли на маршрут. В недалеко расположенном коше у пастухов нам удалось купить мяса - коза упала со скалы и разбилась. Трое отправились гулять, а я остался готовить «воскресный» обед, но из чего? – никаких специй, ничего, кроме супов и сухарей. Но голь на выдумки хитра – я нашел в лесу несколько сыроежек и добавил их при тушении мяса. Вернувшаяся команда только не подбрасывала меня в воздух, когда я накормил их ногой козы, тушеной с грибами.
Неделя похода прошла, мы вполне выжили, добрались до Эльбруса с обратной стороны (по отношению к Терсколу). Остался один перевал - и конец похода. Перевалов там много, они довольно высокие, около 4000 м, но технически простые – опасны только трещины на самом Эльбрусе. Двое старших пошли уточнять путь на перевал, а мы с Пионером накрывали стол перед последним выходом. И тихо разговаривали.
«Ну что, как тебе наш поход? - а он был в горах в первый раз – Очень понравилось, интересно, красиво и вообще» Другого ответа я и не ожидал, было таки в основном хорошо. «Так вот, - сказал я,- неделю было нас четверо нормальных людей, были горы, непогода, наоборот, погода и красивые виды – разное, но в основном хорошее. А вот сейчас мы пройдем перевал, спустимся в Терскол, там будет Советская власть. Не знаю, почему, но знаю, что будет плохо, все будет плохо. Сам увидишь.»
Если честно, оснований говорить это у меня не было. Поводов для трудностей не было. В гостинице «Азау» работала наша хорошая приятельница, мы намеревались навестить ее, переночевать, а утром уехать домой, в Харьков. Но язык оказался умнее меня. В гостинице был ремонт, подруги не месте не было, магазины уже закрылись, хоть ставь палатку рядом с дорогой, но после конца похода так не хочется разбирать рюкзак!
Пошли мы тихонько в Терскол. Каждый из нас бывал там раз по двадцать-тридцать, мы любили эти места, знали всех в гостиницах, научной станции. Но чаще мы там бывали зимой, а сейчас все отказались нас приютить. В конце концов я выяснил обстановку и объявил приунывшим приятелям, что мне удалось договориться, и мы сегодня ночуем в международном альпинистском лагере, надо немного подождать. Меня снова хотели качать, но я их остановил. Когда стемнело, ушли все торговцы с шерстяного рынка перед гостиницей «Чегет», на длинных рыночных столах расположились на одном ряду польские альпинисты, на другом чешские, третий достался нам.  Пришлось-таки разобрать рюкзаки, попить чайку с остатками сухарей, хорошо поспать на ровном. Рано утром мы сели в автобус.
Пионер теперь живет в Америке, я в Израиле. Поход этот я иногда вспоминаю, воспоминания приятные, но до сих пор не понимаю, как и почему я сделал такое неожиданное точное предсказание.




Хайфа 2017




Evgeni Buchstab

ebuch111@gmail.com

http://www.proza.ru/avtor/ebuch111


Рецензии