Главное - не только профессия

                Главное – не только профессия, но и осознанность выбора.
                (Апология философскому факультету).

          Начать следует с проблемы стереотипизации современного мышления. Зацикленность на стереотипах не обошла стороной и выбор многими людьми специальности при поступлении в ВУЗ. Родители, знакомые и другие персоны, к которым прислушиваются абитуриенты, забивают им в голову информацию не всегда первой свежести и не всегда сами разбираются в спектре профессий, представленных на рынке труда. Например, многие годы подряд, согласно одному из стереотипов, наиболее престижными специальностями для поступления считались и считаются юриспруденция и экономика. Однако, реальность такова, что современная новгородская конъюнктура этими специальностями перенасыщена, тем более, что качество работы новоиспеченных дипломированных «специалистов» далеко не всегда находится на высоте. Скорее – наоборот: специальность, поставленная на конвейер, тем более, если немалое значение для процесса обучения играют деньги, выплачиваемые студентом ВУЗу за таковое, не может быть качественной изначально. Только индивидуальная подготовка, отбор лучших учеников способствуют их дальнейшему успеху в профессиональной деятельности. Без ОСОЗНАНИЯ того, чего каждый человек хочет от жизни и КАКИМИ методами, дело с места не сдвинется. При наличии же чёткого целеполагания и осознания ценности выбранной профессии возможно добиться всего, чего хочешь.    
          Слава Богу, меня проблема выбора профессии, когда я был ещё школьником, особенно не волновала. Я изначально знал и чувствовал (гармония разума и интуиции), что хочу посвятить себя тому, что так или иначе приближает к мудрости (философия в переводе с греческого и есть «любовь к мудрости»). Любил размышлять о жизни человека и общества ещё в контексте написания школьных сочинений по литературе и русскому языку, вёл самостоятельные записи размышлений у себя дома, постоянно рефлексировал (рефлексия – от латинского – размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания, ощущения и мысли). Привлекали меня и выступления советских политруков и писателей в старых художественных фильмах (к примеру, в комедии «Тридцать три» 1965 года и драме «Сталкер» 1979 года выпуска). Несмотря на некоторую их идеологизированность и политизированность, эти выступления были ценны для меня именно самим процессом подачи идей, умения воздействовать на мышление других людей, умение донести до людей те идеи и смыслы, в которые ты веришь и которые являются справедливыми и истинными.
          В общем, выбор был сделан относительно давно. Были всего лишь небольшие сомнения в том, насколько хорошо я сдам историю (тогда не было никаких ЕГЭ – только устный экзамен, где без твёрдых фактографических знаний было не обойтись!), да моя мама хотела, чтобы я поступал на юрфак. Родительскую волю нужно, конечно, уважать, тем более, если тебе желают именно добра, и я походил где-то полгода на подготовительные курсы по праву. Этого времени мне вполне хватило для того, чтобы понять, что ЭТО – точно не моя сфера. Слишком скучно, слишком шаблонно, слишком мало места для моих творчества и размышлений. И я отказался от этой затеи, подав документы на желанный философский и дополнительно на филологический, поскольку всегда любил русский язык и литературу. Поступил именно туда, куда хотел. Причина? ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ и ОСОЗНАННОСТЬ ВЫБОРА.   
          Что касается дальнейшей карьеры, то, ещё будучи абитуриентом, я знал, что существует и такая ветвь научно-образовательной деятельности, как аспирантура, и изначально вознамерился освоить и её, поскольку если уж брать что-то, то целиком и полностью, исчерпывающе. Разумеется, тогдашние мои представления о продолжении обучения после получения высшего образования были не настолько отчётливыми и конкретными, как впоследствии, но общие очертания, контуры я для себя отметил заранее.
          Философский факультет Новгородского государственного университета ведёт подготовку специалистов по двум главным направлениям – по философии и по культурологии (теория и история культуры). Оценивать преимущества каждого направления – дело неоднозначное, скажу лишь, что я выбрал сферу культурологии, поскольку культура как самостоятельная сфера бытия и развития человека меня занимала изначально. Подготовка и философов, и культурологов носит разносторонний и комплексный характер, поскольку из философии, как системы знаний, были выведены почти все остальные знания человека о мире, в том числе и знания сугубо научные.   
          В силу универсальной подготовки специалистов философский факультет даёт студентам возможность заниматься изучением большого спектра сторон социокультурной жизни людей. Это могут быть и теоретические проблемы развития культурологических знаний, и изучение прикладных сторон развития культур мира, и проработка тематики на периферии с политологией, социологией и этикой, и много ещё всего очень и очень интересного. За время обучения на нашем факультете ребята осваивают немалое количество научно-философской литературы, но этот массив знаний, как правило, идёт только на пользу, причём не только для профессионального роста, но и для самовоспитания личности. Каждый может здесь найти что-то своё, что-то отвечающее внутренним потребностям его духа и разума.
          Сфера профессиональной реализации человека, закончившего наш факультет, также очень широка: это – поступление в аспирантуру, педагогическая и научно-исследовательская деятельность, внедрение в структуру музеев и в сферу культурного туризма, консалтинг, встраивание своих профессиональных навыков в структуру административно-государственного управления, и т.д. Само собой, что жизненные пути-дорожки у всех людей разные и не стоит забывать о некоторой доле конкуренции в обществе, но на то человеку и дана голова, чтобы осознать и найти именно СВОЁ счастливое место под солнцем.


          В купированном виде статья увидела свет в:
          Гуреев М. В. Апология философскому факультету // АбитурШанс. Приложение к газете «Новгородский университет», спецвыпуск для абитуриентов. – № 41-42 (738-739). – Декабрь 2007. – С. 4. – 0,1 п.л.


Рецензии