Наша Константиновка

Время стирает города, сёла. Оно неумолимо вычёркивает населённые пункты с карты не только отдельных районов, областей, но и всей страны. Так было всегда. На смену старому, отжившему всегда приходило что-то новое. Но были и остаются энтузиасты, которые не хотят, чтобы прошлое бесследно исчезало.
225 лет существовало на карте нашего края деревня Константиновка. Основанное в 1782 году, она долгие годы оставалась населённым пунктом, с которым связана судьба нескольких поколений Мазикиных, Бухаровых, Ситниковых и других фамилий и теперь хорошо известных в нашем районе.
В начале июля несколько лет назад в день годовщины со дня трагической гибели последнего жителя Константиновки, здесь произошло знаменательное событие: на месте вымершего села установлен и освящён поклонный крест.
Для местных уроженцев и их потомков Константиновка  – это символ Родины, простой русской деревни, которую, если не дай Бог война, каждый из них не задумываясь, пойдёт защищать.
Светлые детские воспоминания, столь дорогие сердцу, постепенно переросли в твёрдое желание увековечить память об этом населённом пункте. Больше десяти лет назад один из местных энтузиастов Анатолий Лаптев начал собирать информацию о Константиновке, беседуя со старожилами, которым в 2000-м году было уже далеко за восемьдесят. В 1970-м году здесь проживало 48 семей ( всего – 201 человек), в 2000-м – 10, в 2004-м – 5, через год – 1.
Собирая информацию, можно сказать по крупицам, обращаясь к архивным данным, Анатолий Фёдорович, создал целую подборку исторических фактов. Они могут представлять не только исследовательский интерес, но удовлетворить любопытство нынешних и будущих потомков людей, проживавших на территории Констатиновки, или в соседних населённых пунктах, да и просто любому обывателю, небезразличному к судьбе вымирающих деревень.
Среди жителей Константиновка делилась на три участка: «Гришенка», «Серёдка» и «Конец». В 60-е – 70-е годы прошлого века здесь располагалось свыше 50-ти зданий. Среди социально значимых объектов были школа, магазин, две фермы и конюшня, и так называемая «каменка» - колхозный склад. Который был местом сбора местной молодёжи, поскольку клуба своего в селе не построили.
Школу возвели в 1928-м году. Все жители до 4 класса включительно учились здесь, где директором и единственным учителем с 1938 по 1964 годы был Кирилл Устинович Соседов - дед Анатолия Лаптева, который и привил ему любовь к этому скромному уголку нашей большой Родины.
После окончания школы, многие переходили в Осино-Гаевскую среднюю школу.
В магазине продавцом продолжительное время была Мария Михайловна Моисеева, затем Мария Васильевна Бухарова (Гурская). В 1999 году магазин закрыли.
Электричество появилось здесь в 1966 году. С начала – это был двигатель с генератором, который установили на конюшне.
Клуба в Константиновке не было, в кино ходили в Осино-Гай или в посёлок Садовый. Молодёжь собиралась в «каменке». На ступеньках этого здания располагался гармонист, вокруг которого образовывалась танцплощадка.
Почту вместе с хлебом доставлял на лошади почтальон из Шереметьева. В разное время это были Наталия Тарасова, Зинаида Сидоркина, Надежда Макунина, Лукерья Шарикова.
Правление колхоза имени «8 марта» также располагалось в здании Каменки.
На фермах выращивали нетель, в 1960-70 годах на одной из них растили свиней. На конюшне всегда было около 10-15 лошадей, из них запомнился старый конь по имени Мальчик – спокойный и добрый трудяга. Конюхом был Никита Егорович Удалов. 
В 1948 году построили бетонную плотину, которая держалась до половодья 1957 года. После этого её постоянно подсыпали землёй.
Был в деревне и свой кузнец – дед Никита Мазикин.
В летнее время на местном пруду ловили рыбу. Здесь водились серебряный и золотистый карась, пескарь, мякиш. Среди заядлых рыбаков считались Мешков Фёдор Старший, Анатолий Степанович Сидоркин, дед Степан Бухаров, Пётр Васильевич Мазикин.
Охотниками были Мешков Фёдор младший, Николай и Александр Ивановичи Ситниковы. У последних всегда водились гончие собаки на лису.
Мужское население Константиновки работало плотниками, трактористами, шофёрами. В колхозе были пастухи, скотники. Женщины работали доярками, скотницами.
В деревне держали и пасеки. Пчеловодами были К.У. Соседов, А.С. Моисеев, Н. Ситников, А.С. Сидоркин. В.С. Макунин, П.В. Мазикин.
Легковых автомобилей не было. А мотоциклы появились в 1970-х годах.
В личном хозяйстве каждой семьи была корова и 5-10 овец, некоторые держали свиней, коз, кроликов.
К 2000 году в Константиновке осталось 8 домов, в том числе 6 жилых.
К этому времени здесь проживало только 10 человек: Сидоркины мать и сын, Мазикины муж и жена, Удаловы мать и сын, Бухаровы Мария Степановна, Мария Васильевна и Наталья Васильевна, и Макунина Надежда Александровна.
Итого 6 семей (7 женщин и три мужчины).
К июлю 2004 года от них остались Надежда Александровна Макунина, Прасковья Андреевна Удалова. Её сын Владимир Никитович, супруги Мазикины Пётр Васильевич и Мария Николаевна. 
Время действовало неумолимо. В августе 2005 года в Константиновке остался только один житель.
Остальные жители этой деревни – старые умерли (большинство их похоронено на кладбище села Осин – Гаи). Молодые рассеялись по всей России.
В июле 2007 года ушёл из жизни последний житель деревни. Константиновка прекратила своё существование. Фактически, но не в памяти её прежних жителей и их потомков. Спустя пять лет, после гибели последнего жителя села стараниями энтузиастов на въезде в деревню установлен поклонный крест. В день освящения здесь собралось около сорока человек. Кто-то сейчас проживает в Москве, кто в Калуге, кто ещё дальше в Казахстане. Но прошлое почти каждого из них так или иначе связано с Константиновкой или окрестными местами.
Анатолий Фёдорович рассказал нам, что чертежи для поклонного креста делал сам, но исключительно в соответствии со всеми православными канонами. Изготовили его в Саранске из неподдающегося коррозии металлического швеллера обшитого лиственницей. Крест забетонирован на глубину 2 метра и возвышается в небо на 3,5 метра. Есть у этого символа и свои особенности. Нижняя перекладина креста наклонена под углом 53 градуса – такова координата широты села Константиновка на карте. Если смотреть на крест вдоль поклонной части, то в ясную ночь увидишь полярную звезду. Крест установлен в соответствии на север, так что заблудившемуся путнику он может служить прекрасным ориентиром.
На кресте прикреплена карта с месторасположением домов бывших жителей деревни. Чтобы каждый, приходя сюда, мог поискать свою фамилию, или своих предков, или просто подумать о прошлом, о неумолимости времени, стирающем с лица земли целые посёлки.
Наверняка, у многих из нас есть своя Константиновка, деревня или село, давно исчезнувшая с карты, но по-прежнему бережно хранимая в памяти кого-то из наших дедушек или бабушек, место, откуда пошли наши генеалогические корни. Мы не должны об этом забывать. И хоть время безжалостно, остаётся главное – память и возможность передать её следующему поколению.


Рецензии
Читая, вспомнилось два факта.
Попадал в руки справочник населённых пунктов местности, где я живу. Там числятся по сию пору деревни и сёла, которых давно уже нет фактически. несколько десятков лет, Но их учитывают для административных каких-то целей. Крестов вот только таких никто не поставил.
А ещё недавно встретилось, что в 1990 году в США 38% работало в сельском хозяйстве, а теперь только 2%.
До получения этой информации как-то впечатление складывалось, что виноваты "лихие девяностые" в окончательном обезлюдивании деревень. Но, очевидно, что это не только наших земель неизбежность.
Хорошо, что крест стоит, но и печально, что только метка на карте остаётся от наших родных мест.

Алпатов Валерий Лешничий   10.10.2017 23:27     Заявить о нарушении