Почему я не читаю современную военную лирику?

     На некоторых литературных сайтах, где я публикуюсь, мне приходилось и приходится выслушивать от некоторых моих коллег, включая владельцев сайтов и их админов, замечания по поводу моего отношения к современной военной лирике. Я хочу ответить на это здесь на Прозе.ру, и для этого у меня есть свои соображения. И в первую очередь это связано с тем, что я считаю прозу и прозаиков более внятными для ведения полемики по такому вопросу.

     Но прежде всего необходимо определиться с понятием "современная военная лирика". Лично я понимаю под этим поэтические произведения, связанные в первую очередь с войной в Афганистане, с военными действиями в Чечне и с с другими событиями, где лирическим героем становится наша нынешняя армия и её представители. Так вот, заявляю для ясности: я категорический противник войны СССР в Афганистане. Я не приемлю действий властей моей Родины в Чечне, и я не горжусь нашей сегодняшней армией и её представителями. Я склоняю голову перед нашими воинами ,погибшими во всех этих военных конфликтах. Я сочувствую их родным и близким. Я понимаю наших авторов, в особенности тех, кто сам воевал, но я не хочу читать их военную лирику. Я не могу читать стихи о событиях, которые вызывают во мне внутренний протест. Я прошу меня правильно понять. Вот была такая "малая война" с Финляндией. Война явно не справедливая со стороны СССР, хотя оправдать можно всё, что угодно. Война шла несколько месяцев, угробили десятки тысяч людей. А много ли Вы знаете прозаических и поэтических произведений о той войне? А возьмём для примера русско-кавказские войны 19-ого века, длившиеся в общей сложности более 60-ти лет. А много ли в литературе осталось на сегодня? Бестужев-Марлинский-практически не читаемый, кое-что у Лермонтова, да у раннего Льва Толстого. И пожалуй всё.Или возьмём русско-турецкую войну за освобождение Болгарии, длившуюся около 2-ух лет и стоившую  царской России более двухсот тысяч убитых, или первую мировую вону( до тех пор пока она происходила не на территории царской России). Много ли литературных произведений и прозаических и поэтических осталось, выдержало испытание временем, много ли вообще было написано? Да нет же. Перечисленные события входили в виде эпизодов в такие крупные произведения, как Тихий Дон Шолохова, Август 14-ого Солженицына. Да, пожалуй и всё. И это проза, а уж о поэзии что сказать? И это на фоне гигантской литературы о Великой Отечественной войне, на фоне большой литературы об Отечественной войне 1812-ого года. Так в чём же дело? Есть войны справедливые и оказавшие громадное воздействие на Российское общество(в том числе и гражданская война в России), а есть войны несправедливые. И я не хочу читать военную лирику современных поэтов и военную прозу современных прозаиков о событиях в Афганистане и в Чечне. И не потому, что мне не интересно, а потому что я против этих военных действий. Меня могут упрекнуть в том, что я так поступаю , поскольку сам там не воевал. Да, наверно и потому. Но я-участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. я написал в своё время 2 стихотворения и 4 небольших миниатюры на эту тему, и закрыл её для себя.

     Ещё раз скажу, что я понимаю авторов, которых войны в Афганистане и в Чечне "обожгли", но я понимаю и тех, кого, как меня, эти события не то, чтобы не затронули(ещё как затронули), но не заставили полюбить современную военную лирику. Ну а про нашу сегодняшнюю армию мне и говорить не хочется, хотя она плоть от плоти сегодняшней России. И поэтому я не читаю сегодняшнюю военную лирику. А вы, как хотите!

      РЕЦЕНЗИИ:

Лирика-то в стиле "радио-шансон". На смыке с уголовным фольклором. И знаете, почему? Это лирика людей, попавших под колесо. И им даже нечем утешиться, нет никакой высокой цели, загнавшей их под это колесо. Поют о частном. Лирика Великой Отечественной характерна тем, что там любое частное становится общим. А здесь... Наряду с "по приютам я с детства скитался". Главная тема: человек погиб, изувечен, обездолен НИ ЗА ЧТО. Не всегда это "ни за что"звучит, но всегда подразумевается.

Ядвига Фердинандовна   18.04.2011 22:53   •   

 Ну не совсем так, уважаемая Ядвига Фердинандовна. Есть отдельные образцы высокой поэзии. Есть довольно много неплохих песен. Но в целом, современная военная лирика не вызывает у меня восхищения. Более того, я к ней равнодушен. Но это не значит, что у других читателей нет любви к подобной литературе. Я объяснял свою позицию по данному вопросу и пытался её обосновать. Главное,что я хочу подчеркнуть: если человеку не нравится современная военная лирика, это совсем не значит, что он не является патриотом своей Родины.

Григорий Варшавский   18.04.2011 23:23

Уважаемый Григорий. Я тоже не воевал, бывал в Чечне военным корреспондентом. Так получилось, что много передумал о той войне... Как к ней ( и к другим войнам) не относись, думаю, не надо переносить впрямую это отношение на авторов, на их творчество, на их видение событий, в центр которых их затолкала судьба. Любая война оставляет на жизни человека непреходящий след. И изучая этот след, вдумываясь (вчитываясь) в него, многое можно понять о войне, о стране, об авторе, о самом себе...

С пожеланием удачи (и здоровья после Чернобыля)

Юрий Архипов   18.04.2011 16:23   •

  Полностью согласен с Вами, Юрий. Но хочу обратить Ваше внимание, что статья моя не направлена против авторов современной военной лирики, ну разве что тогда, когда автора "зацикливает" на этой теме. Моя статья обосновывает моё право, как читателя, не любить современную военную лирику и не читать её. И вызвано это тем, что ряд админов и владельцев сайтов упрекает авторов в отсутствии патриотизма и в нежелании читать и сочинять на те военные темы, которые админам и владельцам сайтов кажутся патриотическими.

Григорий Варшавский   18.04.2011 16:38 

А через 70 лет шёл советский солдат по Польше, по Чехословакии, по Болгарии, пел солдат про русские берёзы и чувствовал – должен был чувствовать – себя не завоевателем, а именно освободителем. И это чувство гипнотически переходило к освобождаемым соседям. И запевалось даже на полонез Огинского:

Польский край, чудесный край,
К тебе пришёл твой старший брат…

И пусть завтра они опомнятся и превратятся, как им и свойственно в «клеветников России». И скажет польский молодой экскурсовод в музее Варшавского восстание перед стендом с фотографиями 1945 года, где звучит неумолчно «Вставай, страна огромная!»:
- Да, они нас действительно освободили, но тут же наложили новое иго.
И будет галичанин сердито рубить берёзу на своём дворе:
- А как же, куме? Придут москали и скажут, что это типично русский пейзаж.
И будут отчаянно вопрошать чехи русских танкистов:
- Что ж это? Вы же тогда нас освободили от швабов. А теперь вы же нас чугунными гусеницами давите!
А русский солдат на это всем своим видом:

Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжёлых нежных наших лапах?

И, загнанный в русский рай русской дубиной, будет всё посматривать в НАТОвский лес славянский Волчек-братик, сколько ни корми его Русской Идеей.
Но разве обидится на них русский воин? Разве пожалеет о том, что до конца исполнил кровавый интернациональный долг?
Впрочем, словосочетание «интернациональный долг» - не из Второй Мировой. Оно из «Афгана». Характерно, что формулировки оттачиваются тогда, когда их содержание рассматривается уже со стороны. Герои Великой Отечественной чувствовали себя именно героями:

Всё было гордо: инвалид,
Просящий дань без разговору…

Солдаты же «Афгана» - жертвы войны: кто спился, кто сошёл с ума, кто бросается убивать встречного студента восточной национальности, кто ушёл в отморозки. Словом: где там ваша слава, солдатушки-ребятушки!
А почему? Да потому, что войну-то проиграли. А почему проиграли? Почему раньше не проигрывали?
А потому, что раньше сражались «За Веру, Царя и Отечество!», потом шли в бой «За Родину, за Сталина!», а тут пришлось пропадать за абстрактно-абсолютный до абсурда «интернациональный долг». И вот:

У него за каждым камнем – Аллах,
А меня кто, сироту, защитит?

http://proza.ru/2009/10/17/627

Константин Могильник   18.04.2011 09:40   • 

Уважаемый,Константин. То что я прочёл -это даже не рецензия и не отзыв на моё произведение. Это совершенно самостоятельное эссе на тему о справедливых и несправедливых войнах в истории нашей страны. Я очень рад, что моя небольшая статья позволила мне познакомиться с вашими взглядами. С уважением!

Григорий Варшавский   18.04.2011 10:10   


Благодарю, Григорий, Вас за вашу позицию по Великой Отечественной войне, войне 1812 года! С уважением МВ.

Владимир Сергеевич Мусатов   18.04.2011 08:54 

И я Вас благодарю, Владимир, за отзыв!

Григорий Варшавский   18.04.2011 09:03   

  Тоже не очень согласна с термином "несправедливость". Могу сказать только, что оба моих деда и бабушка, прошедшие войну, никогда не смотрели фильмов про войну и не читали тех книг, о которых Вы говорите "много написано". Они говорили, что там все неправда, и эти книги заказные.Наверное,им было виднее. Афган,даже Югославия,Ангола, Чечня - это часть жизни страны,ее боевого опыта, и наивно таким образом (только таким) протестовать, отворачиваясь. Не зная, не поймешь.

Ариадна Викторовна Корнилова   18.04.2011 08:35 

     Анна! Вы несколько не правы. Я в статье отметил, что события в Чечне и в Афганистане сами по себе безусловно затронули меня. В частности, я встречал в Самарканде(в аэропорту) Груз-200 ещё в 1979-ом году, когда об этом вообще практически нигде не упоминалось. Я же говорю о другом. О том, что есть справедливые войны, вызывающие в нашем народе ответную соответствующую реакцию, а есть несправедливые войны. И объяснял я на основе этого, почему я не читаю современную военную лирику.

Григорий Варшавский   18.04.2011 08:41   

 "И это на фоне гигантской литературы о Великой Отечественной войне" разве не Ваш текст? За эту лит-ру платили и уйма людей не умели писать ничего кроме, поднимая на щит народный подвиг чтоб этот народ-победитель не замечал, что побежденные живут лучше. Чем несправедлива война в Афгане? Только мы оттуда ушли,началась Чечня. Справедливо, что русских девушек насилуют и несправедливо что русские мальчики гибнут за это? Хочешь мира -готовься к войне, это еще римляне говорили, а Вы о справедливости. Закон выживания вида, народа, страны жесток и не гуманен, но чем он несправедлив?

Ариадна Викторовна Корнилова   18.04.2011 12:35   

  Анна, судя по фотографии и по тексту Вашего замечания, вы ещё молодая женщина. Вы много просто не помните, в силу Вашего возраста, а если знаете, то с пересказов некоторых людей. А вы послушайте других людей, почитайте не художественную("прохановскую") литературу, а документальную, а ещё лучше ищите артефакты, рассматривая проблему с разных сторон. Тогда Вы будете меньше ошибаться. Никакой прямой связи между войной в Афганистане и военными событиями на Северном Кавказе не существует. Общее есть. И то и другое-грубейшая стратегическая и тактическая ошибки политического и военного руководства нашей страны(СССР, а затем РФ). Но. и события в Афганистане , и события на Северном Кавказе(не в военном плане) действительно представляют собой звенья одной цепи. В Конце 290-ого века-в начале 21-ого века усиливается противостояние христианской и мусульманской культур, а вернее религий. Причин этому много-от политико-экономических, до религиозно-идеологических. Тем более, в такой ситуации руководство страны в состав которой наряду с основополагающей христианской(православной) общиной входит совсем не маленькая мусульманская община, руководство такой страны должно очень много и грамотно думать, прислушиваясь к мнению учёных(настоящих учёных), прежде чем предпринимать какие-то действия, направленные к развитию конфликта между мусульманами и христианами. Сегодня мы все пожинаем плоды безграмотной деятельности нашего политического и военного руководства.

Григорий Варшавский   18.04.2011 15:18   

Ну, если мы хватаемся за возраст как за аргумент...Моя семья приехала в Туркмению в дек. 1978, как раз шли танки на Афган. Я выросла в Дагестане, мои однокурсницы чеченки; Первая повесть об Афгане вышла в журнале "Юность" в апр. 1979., кто что замалчивал? То вы пишете "народ", то "руководство страны". Наверное, Вы не меньше заложник своего возраста и штампов из советских учебников,так, нет?

Ариадна Викторовна Корнилова   19.04.2011 08:02   Заявить о нарушении / Удалить
Несколько вопросов,Анна. И всё-таки сколько Вам лет было к началу афганской войны;чья и что это за повесть об Афганистане(правдивая повесть подчёркиваю) была опубликована в журнале "Юность" в апреле 1980-ого года? А насчёт штампов? Да нет,Анна, не надо на зеркало пенять коли...простите за резкость, но не нарывайтесь. Аргументируйте свою позицию не общими избитыми словами, а фактами. А факты таковы, что эта война никогда не пользовалась поддержкой народов СССР, а была организована властями нашей страны для усиления влияния в том районе и для очередной попытки построения так называемого социалистического общества в ещё одном феодальном государстве. Государстве, кстати, находящимся с 1921-ого года(при всех его политических режимах) в отличных добрососедских отношениях с Советской Россией, а затем с СССР. Если вы считаете по-другому- вольному воля, но тогда мне не о чем с вами говорить, поскольку вы насквозь просоветски заштампованы
Заявить о нарушении / Удалить

1. я с 1976го. Добрососедские отношения? А басмачи на англ. деньги откуда?
2. Автора из "Юности" не помню. См. подшивку за 1979г.
3.Еврейский народ тоже против ВОЙНЫ с арабами.Они хотят, чтоб их армия решила вопрос за 20 минут
4. Прпедупреждайте, что женщинам высказывать свое куриное мнение о том, что накропал мужчина,ЗАПРЕЩЕНО. До свидания!

Ариадна Викторовна Корнилова   19.04.2011 11:45   

     Анна. Я начинаю с ответа на ваш последний пункт. Итак, я не считаю, что пол определяет сознание. Но если Вы выходите на сайт со своим мнением, то будьте добры подтверждать это мнение, тем более по историческим вопросам, не эмоциями и ссылками на ОБС, а серьёзными артефактами. Что же касается остальных пунктов вашего замечания, то простите, но ваш год рождения не даёт Вам право помнить что-то о событиях в Афганистане. А пример из отношений евреев и арабов вообще не к селу не к городу. Мой Вам совет: читайте больше документальной литературы, рассматривающей какую-то проблему или вопрос с разных точек зрения. Читайте, анализируйте и,главное, думайте. С наскоку ничего толкового не получится.

Григорий Варшавский   19.04.2011 17:53 


Григорий, воля Ваша. Я не люблю сексуальной направленности произведения. Не читаю фантазии. Да иногда и про войну не все пишут правдоподобно. Но на прозе ру собрались люди которые пишут (пытаются писать). И я думаю что тут можно найти по своим интересам произведения. В каждом из них есть внутренний мир героев. Переживания. То что войны есть не справедливые или справедливые, это с какой колокольни поглядеть. Но люди принимавшие участие в них, должны выговориться, иначе они сойдут с ума. Пусть пишут, это лучше, чем пьяному орать в подземном переходе и колотить себя в грудь. С уважением Олег.

Олег Борисенко   18.04.2011 07:50   • 

Полностью с Вами согласен, уважаемый Олег. Пусть эти люди пишут(об этом я и писал в статье). Но сама статья моя не об этом, а о том, почему я и многие мои товарищи не читают современной военной лирики.

 Григорий Варшавский  19.04.2011 12.10

         P.S. Эта статья, как и рецензии на неё написана и опубликована мною на нашем сайте в 2011-ом году. С 2015 года наша страна участвует в гражданской войне в Сирии, конца которой пока не видно. Несколько десятков россиян уже погибли на этой войне. Вполне возможно в будущем появится и военная лирика, связанная с этими событиями. Я ,если буду жив, не стану её читать. Это не моя война!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.