Я сказал, я всё сказал...

Случается такой - пусть не диалог, а обмен репликами на бегу (из-за взаимной нехватки времени) который, тем не менее, хочется сохранить. А с Еленой Янушевской (старший преподаватель философии в МГУ) общаться интересно всегда - будь то не слишком любимый мной Кафка, или более близкий внутренне Уильям Блейк. (Не говоря уж об Александре Шмемане). Как ни банально, даже в виртуальном facebook очень многое можно почерпнуть от этого взаимообмена.


***


Е.Я:

Любимое и одно из лучших! Невозможно выразить всё самое глубокое и подлинное, говорить можно только о поверхностном. И так часто люди откликаются на пустое жонглирование словами, не имея чуткого сердца, чтоб понять невысказанное, но самое искреннее. Я сама такая: не могу говорить о главном. Поэтому очень хорошо чувствую это стихотворение. Вещи , о которых невозможно говорить обыденно, - это и поэзия жизни, и собственный предмет поэзии.


К.Ж:

Это, по сути, "восточная школа" поэзии, невзирая на рифмовку (если кратко и общо). Например, в хокку чувства завуалированы под явления природы, но даже при относительно точной ассоциативной расшифровке над стихом всё равно висит таинственная недосказанность. Мы, европейцы, приучены к иному со времён Шекспира. Во всяком случае, я (дитя Серебряного века) смотрю на неё с интересом и почтением - как на иную планету.


Е.Я:

Начиная с эпохи романтизма, европейская поэзия тоже открывает для себя такой способ выражения. Мы находим его и у неоромантиков: навеять, намекнуть, задеть воображение. Вспомните: Эдгар По, Верлен - как в этом отличались! Риторика, дискурсивная ясность - дело прозы. А в умолчаниях лирика, именно лирика, поднимается до собственного предназначения. А Восток, да, дело тонкое... Оно и понятно: европейцы до 19 века пренебрегали этой традицией, а потом сами начали активно вовлекаться в подобный способ проживать и мыслить мир.


К.Ж:

Елена, я пушкинист и приверженец ясного слога с элементами риторики, но попробую дополнить. Есть проза, которую я считаю поэзией (например, финал булгаковской "Белой Гвардии", ершалаимские главы "Мастер и Маргарита") - и есть технически гладкая поэзия (не придерёшься) которую мне трудно считать даже хорошей прозой - например, патетика Державина и Хомякова. Не трогает - никак.

- А в умолчаниях лирика, именно лирика, поднимается до собственного предназначения.

Согласен, но только если умолчание - не самоцель автора. Если он (чаще - она) не может выразить иначе. Кокетливая недоговорённость, всё же, женское естество. У мужчин, зачастую, несколько иные критерии: если не способен выразить откровенно и до конца - лучше вовсе помалкивать. :)

С точки зрения восточной поэзии тот же Шекспир в Сонетах прямолинеен и риторичен. Но когда ты виден как на ладони, то... чуть сфальшивишь, и это заметят все. А за недоговорённостью (как и ассоциативностью) можно спрятаться.

Думаю, отчасти (культурно-исторически) это связано ещё и с тем, что на Востоке люди всегда выживали и эпохи изобилия США и Западной Европы там никогда не было. А искусство выживания - это ещё и уход от прямолинейности (даже при личной правоте). Да и философия Востока (если ассоциативно)... нечто вроде ветки, которая гнётся до земли под тяжестью снежного кома, а потом скидывает его с себя.


Е.Я:

Про предпочтения в поэтике с точки зрения гендера - не согласна. :)
Культурный контекст, формирующий сознание автора, - да. Как в вашем примере с Востоком.

Про нарочитость умолчаний... Нарочитость - это всегда плохо, если речь не идёт о её сознательной художественной эксплуатации. Остальное - субъективно. Для меня Шекспир в его сонетах риторичен. Есть поэты, не особо усердствующие в суггестии, но тем не менее мне близкие: драматичный Бодлер и Пушкин на высоте "На холмах Грузии...". Гениальная простота и образец лиризма.


К.Ж:

Я часто вижу сон: на небесах
В саду тенистом или в райской куще
Посиживают Блейк, Шекспир и Пушкин
Всё изумляясь нашим словесам :)

Тоже подумал об ограниченности слов и невербальном общении, когда писал это. Спасибо за напоминание, Елена.


Е.Я:

Дивная троица вам привиделась, однако! :)

Я думаю, это больше даже про абсолютную иррациональность любви. Блейк - представитель романтизма. У него в поэзии - бунт против разума и технофобия. Вечная наша драма - сделать понятной и управляемой стихию жизни.


К.Ж:

Ок! Вот и поговорили :)


Рецензии