Уроки нравственности для школьного СТЭМа

                УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
                литературно-музыкальный
                спектакль

На сцене установлен игровой станок, состоящий из двух состыкованных лестниц – одна ступенями к заднику, другая к залу. Таким образом, в месте их стыка образуется широкая площадка. Прямо за лестницей, посередине задника – большой портрет И. А. Крылова. К площадке по обеим от неё сторонам примыкают две жёсткие ширмы, до поры скрывающие артистов. Звучит музыка из х/ф «Большая перемена», и основной занавес открывается. У портрета Крылова стоит Ведущий с томиком басен в руках. Музыка микшируется, и он по ступеням лестницы идёт на просцениум.

ВЕДУЩИЙ. Без лишних слов, без кутерьмы
  Показ свой начинаем.
  Уроки нравственности мы
  Постичь вам предлагаем.
  Ещё есть время для звонка,
  Он скоро будет, а пока
  Начнём показ с пролога –
  Вас развлечём немного,
  Его вам представляем,
  Итак…

Над ширмой в полный рост встают участники спектакля.

В С Е. Мы начинаем!

Звучит музыка песни «Остров невезения». Все выбегают из-за ширмы, бегут к просцениуму, поют:

Детям и родителям
И сейчас, и впредь
Будет поучительно
Басни посмотреть!
Будет поучительно
И сейчас, и впредь
Детям и родителям
Басни посмотреть!

Детям и родителям
Важен наш показ,
Он путеводителем
Может стать для вас.
Он путеводителем
Может стать для вас!
Детям и родителям
Важен наш показ!

Эй, смотри внимательно
И на ус мотай,
Басен занимательных
Будет через край.
Басен занимательных
Будет через край.
Эй, смотри внимательно
И на ус мотай!

Допев последний куплет, на продолжающей звучать музыке, дети снова убегают за ширму. Звенит звонок к первому уроку.

ВЕДУЩИЙ. Ну что ж, пролог закончен к сроку,
                Вниманья просим мы у всех.
                Звонок дан к первому уроку,
                Начнём его мы без помех!

УРОК ПЕРВЫЙ
«Лесть»

Ведущий садится на площадке лестниц, открывает книгу басен.

ВЕДУЩИЙ (читает). Уж сколько раз твердили миру,               
                Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,               
                И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
                Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

Звучит музыка. Из кулис идёт к лестнице Ворона, подходит к Ведущему, и тот торжественно вручает ей кусок сыра. Звучит туш. Над ширмой встают дети, аплодируют. Польщённая Ворона раскланивается во все стороны.

ВЕДУЩИЙ. На ель Ворона взгромоздясь,               
                Позавтракать было совсем уж собралась,               
                Да позадумалась…

Звучит музыка песни «Надо подумать».

ВОРОНА (поёт). Мой сыр мне голову кружит,
                Ох, разыгрался аппетит,
                И, доложу вам, в общем-то не зря.
                Как быть – съесть сыр мне на суку,
                А вдруг собратьев привлеку?
                А может, слопать, в воздухе паря?
Кто с утра по горло сыт,
Не поймёт, как вкусен сыр,
Всё же сяду-ка на сук…
Ну а если! Ну а вдруг!
Нет, я всё-таки взлечу,
В небе сыр свой проглочу…
Надо, надо, надо, надо
Надо па-падумать!

Над ширмой встают дети, грозят Вороне пальчиком.

ДЕТИ (поют). Думай, думай, думай, думай,
                Думай, думай!
                Думай, думай, думай, думай,
                Думай, думай!
                Думай, думай, думай, думай,
                Думай, думай, думай, думай,
                Надо, надо, надо, надо
                Па-падумать!
                (Скрываются за ширмой)
               
ВЕДУЩИЙ. На ту беду, Лиса близёхонько бежала;               
                Вдруг сырный дух Лису остановил:               
                Лисица видит сыр, –
                Лисицу сыр пленил…

Снова звучит музыка песни «Надо подумать».

ЛИСА (поёт). Спешу я в дальние края,
                Но что за запах чую я,
                Придётся на минуточку присесть.
                Ох, вижу, вижу вкусный сук,
                На нём ворона на досуг
                Как видно, хочет дольку сыра съесть…
Провела я сто ворон,
Нанесла им всем урон,
К этой тоже путь найду,
Я ворону проведу.
Будет сыр в моих руках,
Важно лишь придумать – как…
  Надо, надо, надо, надо
  Надо па-падумать!

Над ширмой встают дети и грозят Лисе пальчиком.

ДЕТИ (поют). Думай, думай, думай, думай,
                Думай, думай!
                Думай, думай, думай, думай,
                Думай, думай!
                Думай, думай, думай, думай,
                Думай, думай, думай, думай,
                Надо, надо, надо, надо
                Па-падумать!
                (Скрываются за ширмой)

ВЕДУЩИЙ. Плутовка к дереву на цыпочках подходит;               
                Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
                И говорит так сладко, чуть дыша…

Ведущий уступает место на площадке Вороне. Сам уходит.

ЛИСА. Голубушка, как хороша!
            Ну что за шейка, что за глазки!
            Рассказывать, так, право, сказки!
            Какие пёрышки! Какой носок!
            И, верно, ангельский быть должен голосок!
            Спой, светик, не стыдись!
            Что ежели, сестрица,
            При красоте такой и петь ты мастерица,
            Ведь ты б у нас была царь-птица!

ВЕДУЩИЙ. Вещуньина с похвал вскружилась голова,
                От радости в зобу дыханье спёрло, –
                И на приветливы Лисицыны слова
                Ворона каркнула во всё воронье горло…

В фонограмме звучит крик вороны.

ДЕТИ (над ширмой). Сыр выпал – с ним была плутовка такова!

Лиса и Ворона разбегаются по разным кулисам. Звенит звонок.

ВЕДУЩИЙ. На перемену дан звонок.
                Мы показать смогли вам,
                Наш поучительный урок,
                И время сделать вывод:
Тот, кто за похвалу и лесть
Готов отдать полмира,
Не сможет и кусочка съесть,
Увы, не только сыра.
Прислушайтесь к моим словам.
Урок окончен. Ну а вам…

Над ширмой встают дети.

ДЕТИ (поют). Надо, надо, надо, надо
                Па-падумать!

Звенит звонок на второй урок. Звучит музыка из х/ф «Большая перемена».

ВЕДУЩИЙ. Второй урок начнём сейчас…
                Вы в зале – словно в классе.
                Друзья, внимание! Для вас
                Ещё одна есть басня…

УРОК ВТОРОЙ
 «Жестокость»

По лестнице Ведущий поднимается на площадку.

ВЕДУЩИЙ (читает). У сильного всегда бессильный виноват:
                Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
                Но мы Истории не пишем;
                А вот о том, как в Баснях говорят.
                (Открывает книгу, читает).
                Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться…

Ширмы подаются вперёд. Между ними с пола сцены приподнимается голубое полотнище. Оно то приподнимается, то опускается, символизируя ручей. 

ВЕДУЩИЙ (продолжает).  И надобно ж беде случиться,
                Что около тех мест голодный рыскал Волк…

Звучит музыка песни «Атас». На сцену выскакивает Волк.

ВОЛК (поёт).  Если в тёмном лесу встретишь Волка,
                Если он на тебя зарычит,
                Полезай поскорее на ёлку,
                Там сиди до утра и молчи!
                День и ночь волки по лесу рыщут,
                Нет покоя от воющих стай.
                То ли Красную Шапочку ищут,
                То ль ягнёночка им подавай!
Атас!
Встречали вы меня не раз…
Атас!
Но только в мультиках да на картиночках…
Атас!
Коль я случайно встречу вас,
Кричите на весь лес:
– Атас!
               
ВЕДУЩИЙ. Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
                Но, делу дать хотя законный вид и толк,
                Кричит…

ВОЛК. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
            Здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом?
            За дерзость такову
            Я голову с тебя сорву!

ЯГНЁНОК. Когда светлейший Волк позволит,
                Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
                От Светлости его шагов я на сто пью;
                И гневаться напрасно он изволит:
                Питья мутить ему никак я не могу.

ВОЛК. Поэтому я лгу!
            Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
            Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
            Мне здесь же как-то нагрубил:
            Я этого, приятель, не забыл!

ЯГНЁНОК. Помилуй, мне ещё и от роду нет году…

ВОЛК. Так это был твой брат.

ЯГНЁНОК. Нет братьев у меня.

ВОЛК. Так это кум иль сват
            О, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
            Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
            Вы все мне зла хотите,
            И если можете, то мне всегда вредите,
            Но я с тобой за их разведаюсь грехи.

ЯГНЁНОК. Ах, я чем виноват?

ВОЛК. Молчи! Устал я слушать,
            Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
            Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!..

Над ширмой встают дети.

ДЕТИ. Сказал и… в тёмный лес Ягненка поволок!
                (Плачут)

ВЕДУЩИЙ. Что ж, думаю, нам плакать есть причины
                По поводу ягнёночка кончины…
                Но вывод свой всё ж сделать нам пора:
                Добрее будь друг к другу, детвора.

Звенит звонок к третьему уроку. Встык музыка из х/ф «Большая перемена». Ведущий поднимается на площадку.
ВЕДУЩИЙ. Пора начать урок нам третий,
                Я басню новую приметил…

УРОК ТРЕТИЙ
 «Бездарность»

ВЕДУЩИЙ. Её страницу я открою,
                Продолжу чтенье, но сейчас
                Хочу представить вам героев,
                Они хотят сыграть для вас…

Ведущий представляет персонажей следующей басни, те выходят с музыкальными инструментами на просцениум и кланяются.
               
                Проказница Мартышка!
                Осел!
                Козел!
                Да косолапый Мишка!

ЗВЕРИ. Затеяли сыграть Квартет.

МАРТЫШКА. Достали нот…

МЕДВЕДЬ. Баса…

ОСЁЛ. Альта…

КОЗЁЛ. Две скрипки

ЗВЕРИ. И сели на лужок под липки, –
              Пленять своим искусством свет.

МЕДВЕДЬ. Ударили в смычки!

Оркестр делает вид, что играет – в фонограмме звучит жуткий рёв.

ВЕДУЩИЙ. Дерут, а толку нет.

МАРТЫШКА. Стой, братцы! Погодите!
                Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
                Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
                Я, прима, сяду против вторы;
                Тогда пойдёт уж музыка не та:
                У нас запляшут лес и горы!

ВЕДУЩИЙ. Расселись, начали Квартет;
                Он всё-таки на лад нейдёт.

ОСЁЛ. Постойте ж, я сыскал секрет! –
            Теперь мы, верно, уж поладим,
            Коль рядом сядем…

ВЕДУЩИЙ. Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
                А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
                Вот пуще прежнего пошли у них разборы
                И споры,
                Кому и как сидеть.

Звери ожесточённо спорят, но внезапно их спор прерывает трель соловья.

ВЕДУЩИЙ. Случилось Соловью на шум их прилететь.
                Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

МЕДВЕДЬ. Пожалуйста, возьми на час терпенье,
                Чтобы Квартет в порядок наш привесть.

МАРТЫШКА. И ноты есть у нас!

КОЗЁЛ. И инструменты есть!

ЗВЕРИ. Скажи лишь, как нам сесть?!

СОЛОВЕЙ. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
                Вам это я сейчас же докажу:
                Отличных музыкантов покажу!               

Звучит бравый гусарский марш. На сцену, маршируя, идут дети-музыканты с духовыми инструментами. Чуть погодя, маршируют девочки в гусарских костюмах. Начинается музыкально-хореографическое шоу.

СОЛОВЕЙ. Я показал вам истинных талантов –
                Танцоров и отличных музыкантов.
                А вы, друзья, как ни садитесь,
                Всё в музыканты не годитесь.

ВЕДУЩИЙ. Мы баснописцу благодарность
                С поклоном выразим от нас,
                Ведь всё же глупость и бездарность
                Встречались в жизни нам не раз.

Звенит звонок, все уходят.

ВЕДУЩИЙ. Звонок на перемену не для нас,
                Слоняться в коридорах мало проку.
                И потому продолжим мы показ,
                Пора пришла четвёртому уроку…

УРОК ЧЕТВЁРТЫЙ
 «Хвастовство»

Звонок звенит ещё раз. Встык – музыка из х/ф «Большая перемена». Ведущий поднимается на площадку и открывает книгу басен.

ВЕДУЩИЙ (читает). Случается нередко нам
                И труд, и мудрость видеть там,
                Где стоит только догадаться
                За дело просто взяться.
                К кому-то принесли от мастера Ларец…

Звучат фанфары, и на сцену выходит посыльный с красивым ларчиком в руках. С поклоном вручает его Ведущему. Из разных кулис бегут дети, окружают Ведущего, с восхищением разглядывают диковину.
               
ВЕДУЩИЙ. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
       Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

ПЕРВЫЙ. Смотрите, как хорош ларец!

ВТОРОЙ. В камнях да в озолоте!

ТРЕТИЙ. Кто мастер?

ЧЕТВЁРТЫЙ. Кто его творец?

ПЯТЫЙ. Ура его работе!

В С Е. Урра-а-а!!!..

Все аплодируют.

ВЕДУЩИЙ. Вот входит в комнату механики мудрец…

Под марш в рабочем комбинезоне с ящичком для набора инструментов выходит Механик.

ВЕДУЩИЙ. Взглянув на Ларчик, он сказал…

МЕХАНИК. Ларец у вас с секретом.
      А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
      Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
      В механике и я чего-нибудь да стою!

Звучит музыка песни О. Газманова «Бродяга».

МЕХАНИК (поёт). Прочёл я много книг,
                И разные постиг
                Науки.
                Пока их постигал,
                Немало испытал
                Я муки.
                Пусть вас не удивлю,
                Но всё же заявлю
                Вам прямо:
                Науками храним,
                Я чай пивал с самим
                Абамой!
                Видал я мудрецов
                И хитрых их ларцов
                Немало.
                Меня не удивить,
                Пора ларец открыть
                Настала.
                Почту за комплимент,
                Когда его в момент
                Открою,
                Чтоб, трубами звеня,
                Сравнили вы меня
                С героем!

ДЕТИ (поют). Эй, давай, герой,
                Срочно ларчик открой,
                Что ты мал, да удал – докажи.
                Коль замочек хитёр,
                Принесём мы топор,
                Вмиг откроем, ты только скажи!

ВЕДУЩИЙ. Увидим, что ты за герой!

ПЕРВЫЙ. Вот за Ларец принялся он…

ВТОРОЙ. Вертит его со всех сторон
                И голову свою ломает…

ТРЕТИЙ. То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

ВЕДУЩИЙ. Тут, глядя на него, иной
                Качает головой;
                Те шепчутся, а те смеются меж собой.
                В ушах лишь только отдаётся…

ЧЕТВЁРТЫЙ. Не тут!

ПЯТЫЙ. Не так!

ШЕСТОЙ. Не там!

ВЕДУЩИЙ. Механик пуще рвётся…

МЕХАНИК. Потел, потел; но, наконец, устал.
                От Ларчика отстал
                И, как открыть его, никак не догадался:

ВЕДУЩИЙ. А Ларчик просто открывался!

Ведущий берёт у Механика ларец и выходит с ним на просцениум.

ДЕТИ. А ларчик просто открывался!
Звенит звонок.

ВЕДУЩИЙ. Друзья, вы слышите звонок?
                Он прозвенел нам снова.
                Уже окончен наш урок,
                Мы к выводу готовы…
                Все безусловно ценят мастерство,
                Но басня пусть послужит нам уроком –
                У мастеров клеймим мы хвастовство,
                Его не зря считаем мы пороком!

Звучат финальные фанфары, все участники спектакля выходят на просцениум.

ВЕДУЩИЙ. На этом можно бы в конце
                Поставить жирно точку…

ПЕРВЫЙ. Стоп! Прежде взглянем – что в ларце?

Ведущий открывает ларец, и извлекает из него лист бумаги.

ВЕДУЩИЙ. В ларце у нас… листочек.

ВТОРОЙ. А что написано на нём,
                Давайте вслух для всех прочтём!

ВЕДУЩИЙ. Своим листком сказал ларец:
                Спектакль окончен наш…

ДЕТИ. Конец!

Снова звучит музыка из х/ф «Большая перемена», все собираются к портрету Крылова. Музыка умолкает.

ВЕДУЩИЙ. Пусть список басен был не нов,
                За них поднимем руку,
                Иван Андреевич Крылов,
                Спасибо за науку!

Звучит музыка песни «Маленький секрет для большой компании». Все поют заключительную песню.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

До чего же полно на планете пороков,
С ними трудно на свете нам жить.
Обо всех рассказать нам не хватит уроков,
Но вы всё-таки их постарайтесь изжить!
И пусть мы очень разные,
Но с ними не согласны мы,
Хоть говорят, что баснями
Не кормят соловья,
Простыми басен строками,
Их мудрыми уроками
Поборемся с пороками –
И он, и ты, и я!
 


Рецензии